Разве это хорошая тема для статьи?

Определяем, какие истории заслуживают публикации

Когда журналист ищет историю, то любая байка, мимолетом рассказанная другом, или пресс-релиз, любое приключение на отдыхе или забавная новость кажутся хорошей идеей для статьи. Но проблески вдохновения оказываются обманчивыми — только немногие превратятся в стоящие материалы. Опытные журналисты-фрилансеры быстро отсеивают идеи, понимая, какая из историй заслуживает публикации. Годы практики позволяют принимать такие решения неосознанно. Вы сможете научиться этому намного быстрее, если будете задавать себе правильные вопросы.


Все начинается с искры: что-то кажется интересным, и вы хотите узнать об этом больше. Понятие «интересный» включает множество характеристик. Научный журналист «Пацифик Стандард» Фрэнси Дип просматривает закладки в браузере, чтобы найти что-то новое, противоречивое, относящееся к повестке дня или вносящее ясность в текущую дискуссию; впрочем, истории с милыми котятами никто не отменял.

По опыту Мейры Субраманьян, титулованного журналиста-фрилансера и писательницы, самые интересные идеи приходят, когда она работает над другими материалами: комментаторы могут высказать что-то неожиданное, или ее внимание привлечет какая-то деталь. Главное — быть начеку.

Радар, настроенный на «что-нибудь интересное», не срабатывает во всех случаях без исключения. «Иногда думаешь, что нашел что-то новое и захватывающее. А потом погружаешься в тему и, оказывается, что она уже рассказана, всем все известно — она была новой только для меня!», — делится Субраманьян.

Дженнифер Кан, журналист «Нью-Йорк Таймс» и преподаватель в школе журналистики Калифорнийского университета в Беркли, считает, что студентам сложнее оценить, насколько темы, которые они выбирают через призму собственных интересов, привлекут внимание читателей.

«Мало, чтобы тема статьи была интересной или неожиданной. Необходимо понять, почему именно она интересна. Студенты старших курсов любят хвататься за случайно попавшиеся идеи, которые кажутся необычными и любопытными, например, „Этой мечетью управляет женщина“ или „Парень, который продает фалафель, на самом деле из Сирии“. Но у них нет четкого понимания, почему эти сюжеты могут быть интересны», — объясняет Кан.

Понять, было ли интересно журналисту изучать тему или героев статьи, обычно несложно. Однако начинающие журналисты могут застрять, даже не приступив к статье: они не знают, как копать материал глубже, чтобы найти ответы на волнующие всех вопросы.

 

Как найти нужную тему, формат и начать писать

Как только вы решите, что тема заслуживает внимания, и сможете объяснить почему, можно переходить к следующему шагу — выбрать подходящий для нее формат. Будет ли это статья для журнала? Новостная заметка в Интернете? Биографический очерк? Интервью? Инфографика? Что-то другое — или совсем ничего? Начиная с этого момента, необходимо искать источники, собирать материал и… писать.

Когда Джейме Грин, эссеист, редактор и научный журналист, выбирает тему и формат истории, она делает несколько звонков: «Это важный этап, потому что эксперт может либо открыть множество дверей, либо их закрыть. Будет ли разговор коротким, потому что и так все понятно, или без поясняющих вопросов не обойтись? Нужно ли мне услышать еще чье-то мнение?».

Если в процессе подготовки материала стало только меньше, скорее всего, статья не потянет на журнальный разворот. Но это еще не повод отказываться от нее. История может пригодиться для первого раздела в журнале, куда отбирают одновременно интересные, удивляющие, новые, важные и (в зависимости от издания) странные истории, но не напичканные смыслами. Новостная заметка в печатном или онлайн-издании должна рассказывать о чем-то новом и значительном, в то время как личность героев отходит на второй план. Эссе должно поднимать вопрос, ответ на который кроется в размышлениях автора, а не в самом предмете разговора. А чтобы интервью с ученым вышло интересным, необходимо, чтобы его или ее личность не уступала исследованию.

 

Блок-схема для принятия решения

Подготовка и принятие решения могут быть увлекательными: никогда не знаешь, когда ты на пути к следующей большой истории! Но в это время фрилансер не получает деньги. Можно сделать работу эффективнее и прибыльнее, разработав систему критериев для отбора стóящих тем. Каждый журналист однажды придет к собственной схеме, но для начала можно воспользоваться советами других.

Эта блок-схема, разработанная на основе опыта журналистов, поможет вам выбрать следующую историю для материала, когда что-то покажется вам «интересным».

Вы можете скачать схему в формате PDF, и распечатать. Рекомендуем печатать в формате А3 или выбрать печать на плакате из двух листов А4, если у вас обычный принтер.

Перевела Анна Зиновьева


Источник: Silamedia 
Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Авг 15, 2018
Интервью с начинающим журналистом
Ради (из‑за) чего репортеры лишаются работы в 2018 году — в обзоре ЖУРНАЛИСТА
Где и как просить деньги на журналистику