Новый удар по подписным иллюзиям: Trump Bump завершается

Теги: 

СМИ дискредитированы: американский прокурор не нашел связей Трампа с русскими

Грандиозный скандал с ведущими американскими СМИ разгорится на этой неделе. Специальный прокурор США Мюллер после двухгодичного расследования не нашел связей Трампа с русскими. Это политическая история, но она имеет прямое отношение к СМИ.

Два года ведущие СМИ США писали об этом как о деле решенном и ждали только выводов спецпрокурора, чтобы подвести Трампа к импичменту, собирая на ожиданиях прогрессивной публики рекордную подписку. Теперь Трамп обрушится на СМИ с его излюбленным обвинением: фейк-ньюс! Медиаэксперты уже бьют тревогу, сравнивая освещение вмешательства русских с началом войны в Ираке, когда СМИ вслед за спецслужбами обвиняли Ирак в разработке оружия массового поражения, которого на самом деле в Ираке так и не нашли. И хотя свидетельства о попытках русских вмешаться найдены, но связи команды Трампа с русскими не обнаружено. Учитывая масштаб расследования, можно признать: это провал.

Получается, что ведущие СМИ выдавали желаемое за действительное. «Есть три пострадавших после рапорта прокурора: СМИ, СМИ, СМИ. Два года они истерически внушали, что “дымящиеся пистолеты” русского вмешательства вот-вот будут представлены публике», — пишет Рич Лори. «Если СМИ не признают своей вины в таком освещении, то пусть они потом даже не жалуются, когда люди называют их фейк-ньюс и наиболее токсичной и деструктивной силой. Они заслужили эти обвинения», — вторит ему Глен Гринвальд.

Политический скандал нанесет удар по ожиданиям медиарынка, связанным с подписной моделью. Успехи американских СМИ, построенные на освещении Трампа, прямо выражались в подписке. Ведущие СМИ били рекорд за рекордом, удвоив и утроив цифровую подписку за время после избрания Трампа. Без глубокого анализа причин, подписные успехи ведущих СМИ (именно ведущих — районки в США, как и неполитические издания, по-прежнему в кризисе) казались ориентиром: смотрите, подписные успехи в СМИ возможны.

Продавать подписку на пропаганду довольно трудно

Буквально пару недель назад New York Times, например, публиковала прогноз, согласно которому издание сможет набрать 10 миллионов цифровых подписок к 2024 году. За два года после выборов Трампа они набрали почти 3 миллиона. Дальнейшая динамика подписки должна была показать еще более крутой рост (см. график), чем в самую горячую пору Trump Bump. Акселерация подписки по сравнению с 2016-2018 и тогда смотрелась утопией. А теперь, после такого фиаско, следует ожидать не роста, а замедления или даже падения подписки. Bump — он и есть bump; кочка, всплеск, с фазой роста и последующей фазой падения.

Так что пресловутый Trump Bump, то есть бизнес-успехи СМИ, построенные на критике Трампа, может бесславно завершиться. Публика будет разочарована результатами расследования. Но самое главное — пострадала репутация крупнейших СМИ. Сам Трамп, Fox News, а также умеренные эксперты не преминут указать на вину ведущих СМИ в намеренной продаже страхов, в политической предвзятости и в отступлении от стандартов журналистики. На фоне обескураживающих результатов расследования двухлетняя зацикленность ведущих СМИ на Трампе выглядит не журналистикой, а пропагандой. Это стало ясно всем буквально в ночь на понедельник, после опубликования основных итогов расследования. Продавать подписку на пропаганду будет довольно трудно.

Это значит, что всем тем редакторам и медиаменеджерам, кто ориентировался на подписные успехи New York Times или Washington Post, придется принять более трезвую оценку перспектив подписной модели. Подписные рекорды нескольких глобальных американских СМИ имели специфическую пропагандистскую природу, не связанную с подписным бизнесом медиа. Единственный сохраняющийся шанс на существенные читательские доходы — ставка на клубную модель (membership).

Скриншот: bloomberg.com
Сообщить об ошибке
Мар 25, 2019
Разбираем рецензию на спектакль первокурсницы журфака для студенческого медиа

Вам будет интересно: