В гостях у «Туапсинских вестей»: на что сегодня клюет

Представляем новый формат — «в гостях у медиа»

ЖУРНАЛИСТ трансформирует рубрику «медиаразбор» в формат «в гостях у медиа». Это значит, что мы — физически или виртуально — отправляемся к вам в редакцию и смотрим, как устроены ваши редакционные процессы и какие вы получаете результаты. В прошлом веке ЖУРНАЛИСТ придерживался практики выезда на места, и мы хотим возродить эту традицию в рамках проекта Digital Перспектива. Без спроса в гости не ходят, поэтому мы ждем приглашения от редакций. Приедем не с пустыми руками, а с разбором ваших успехов и проблем, рекомендациями и советами. Заявки можно оставлять на почту журнала. Первым гостеприимным хозяином стал Андрей Смеюха — главный редактор «Туапсинских вестей», и мы отправились на Черноморское побережье в поисках интересных редакционных практик.

 

В одноэтажном домике в центре города, напротив, конечно же, памятника Ленину, нас ждал главный редактор с горелкой и свежесваренным в турке кофе. Видно, что кабинет сделан с душой — тут есть все, чтобы с удовольствием проводить время на работе. Артефакты на стенах и полках обнаруживают основные увлечения редактора — фотография и столярное дело. Коллекция рубанков на стеллажах соседствует с коллекцией старинных фотоаппаратов… но как это связано с газетой? Андрей Смеюха — яркий представитель лагеря журналистов, которые не называют современное медиапроизводство по имени одного из каналов дистрибуции. Газета — это и сайт, и аккаунты в соцсетях. Может быть, даже сначала сайт и соцсети, а потом газета, но, как и у многих коллег, газета все же приносит основной доход.

На своем посту Андрей находится уже 8 лет: переехал из Краснодара, ушел из редакции большого краевого издания, с хорошей зарплаты, все это время решает традиционные проблемы небольшого СМИ — нехватка людей, денег и возможностей для развития. Пожалуй, главное отличие от многих других небольших редакций заключается в позиции нашего героя, который делает, что может, с тем, что имеет, а результат налицо — по охвату сайт газеты является вторым в рейтинге районных изданий Краснодарского края.

— У нас работает 14 человек, 13 из них привиты, 1 не привит и болел 2 раза, — смеется редактор, который еженедельно докладывает обстановку учредителям.

 

Молитва искусственному интеллекту

В небольших комнатах, уже без деревянного антуража, работают самые необходимые на месте сотрудники, остальные на удаленке вне зависимости от пандемии — 14 человек в этом помещении точно не поместятся. Например, редактор сайта никогда здесь и не бывал.

Редакция газеты похожа на краеведческий музей и кофейню одновременно
Редакция газеты похожа на краеведческий музей и кофейню одновременно

— Сейчас наша журналистика на 90% — это рерайт. То, чем славились журналисты раньше, сегодня особого смысла не имеет. Можно потратить целый день на поездку в отдаленный район, сломать два раза колесо, долго писать качественный текст, а заходов на сайте все равно получится как у одной новости, написанной за пару часов в кабинете.

В редакции есть одна машина — «Нива», поскольку нельзя покупать ничего дороже 100 тысяч рублей, да и жалко ездить по отдаленным районам на хорошей. Сегодня, когда мы пришли в редакцию, никого из корреспондентов на выезде нет. Еще не сезон — обычно на задание в поле посылают с началом сельскохозяйственных работ, чтобы рассказать о необычных хозяйствах и их владельцах. В начале февраля в Туапсинском районе уже почти нет снега, в горах начинают зацветать первоцветы, но жизнь все равно еще в замершем состоянии перед началом весны, а потом — курортного сезона.

— Слава Богу, скоро журналистов заменят алгоритмы, и вообще не надо будет приходить на работу. Да мы молимся на искусственный интеллект! — смеется редактор и угощает пирожными.

 

Когда «Дзен» нас любил

Еще недавно на сайте газеты был 1 млн уникальных посетителей в месяц, но после смены алгоритмов «Дзена» трафик упал в 10 раз. Восстановить такую аудиторию сложно, а еще сложнее вернуть рекламные доходы. Миллион посетителей приносил около 300 тысяч рублей, а сегодня Андрей экспериментирует с выдачей в Google и получает 3—5 тысяч.

— У меня есть убеждение, что Google плохо относится к сайтам на Wordpress. Нерегулярно считает заходы, но это моя версия. Сделать качественный сайт на другой CMS стоит от миллиона рублей. Рисковать пока не хочется — будет от этого трафик или нет, непонятно. Поэтому краевую повестку мы закрываем, готовим 20—30 новостей в день — стараемся наверстывать тот трафик, который потеряли. Понятно, что 80% аудитории на сайте — это не Краснодарский край. Она идет откуда угодно — поиск, какие-то крохи из «Дзена», Google, все эти системы продолжают нас подпитывать, но не в такой форме, как хотелось бы.

 

Инфоцыгане в Instagram

Организация работы редакции оптимизирована и удобна. Андрей показывает на экране смартфона три диалога в Telegram: в одном, под названием «Инфоцыгане», идет обсуждение новостной повестки — что пойдет на сайт, в другом планируются темы для «Дзен»-канала (условные «гороскопы»), в третьем — длинные темы, человеческие истории (любимый канал Андрея). Дальше Telegram-бот присылает редактору все вышедшее на сайте, и он принимает решение, что ставить в Instagram газеты. Обычно это около половины от того, что опубликовано на сайте, с учетом интересов аудитории социальной сети, и выходят посты ближе к вечеру, когда подписчики активны.

— В социальных сетях мы сконцентрировались на Instagram, поскольку это самый популярный в крае ресурс. Что-то идет целиком как на сайте, что-то переделываем, но это наш местный контент в отличие от сайта. Мы не первые в районе, наш трафик — 16 тысяч. Есть много каналов, у кого есть реальные 20 тысяч подписчиков, кто-то рисует себе и 50, и 100. Но они часто публикуют непроверенную информацию, а это людям нравится.

Пока не оцифрованный архив издания
Пока не оцифрованный архив издания

Андрей адекватно оценивает возможности локальных новостей в Instagram и не очень доверяет советам делать больше Reels. Для него важнее проверить информацию, и именно фактчекинг отличает профессиональную редакцию от других аккаунтов, не СМИ. «Туапсинские вести» всегда дожидаются официального ответа или комментария другой стороны, а за это время другие новостные группы успевают выдать сообщение и собрать свой трафик.

 

Сам дурак

Я прошу показать, что было в ленте Instagram на последней неделе. Избрание нового главы поселения Джубга в ленту попало, а реконструирование системы водозабора за 200 миллионов рублей — нет. Все новости сокращены по сравнению с сайтом, не дается бэкграунд, картинка обработана в Canva — все по законам жанра.

— Читатели в социальных сетях присылают много новостей. Моя позиция непопулярна — мы это не ставим. Потому что факт надо проверить, а все не проверяют и ставят. Как правило, критикуют власть в отношении того, что происходит рядом с домом конкретного человека. Условно «скоро магазин закроют, куда я за алкоголем собрался, а у меня тут дороги не чищены, безобразие». Люди думают о себе, поэтому мы в принципе не ставим никакую обратную связь.

Конечно, есть и хейтеры. Андрей предполагает, что это связано с общим уровнем образования и культуры. Кроме историй про ветеранов, критике и осуждению подвергается буквально каждая новость. Обвиняют во вранье и коррупции. Но редактор использует хейтеров как инструмент увеличения охватов. Если он видит, что аудитория падает, он лично идет в комментарии и начинает отвечать пользователям от лица обыкновенного подписчика, порой резко, чтобы быть максимально аутентичным.

— Я всегда знаю, что у новости про среднюю зарплату в районе будет около 50 комментариев: у нас нет таких зарплат, нам ничего не платят и так далее. На самом деле все это очень предсказуемо. Может, только на новости про коронавирус туапсинцы реагируют чуть более агрессивно, чем в других районах. Сначала у наших комментаторов коронавируса не было, потом — столько не болеет, потом — никто не умирает. Позиция все время чуть-чуть меняется, но это не наша заслуга.

 

Животные, фермеры, ветераны и добрые поступки

Аудитория «Туапсинских вестей» не отличается от других по предпочтениям. Всегда хорошо читают тексты про происшествия, удивительные события, животных и просто человеческие истории. Задержали на границе каких-то попугаев — интересно.

Тема ветеранов — отдельный «конек» для местной аудитории, а впрочем, для большинства регионов России. Живых ветеранов в Туапсинском районе осталось не так много, еще 8 лет назад их было гораздо больше. Конечно, людей трогают не возложение цветов или праздники, а обычные житейские вещи.

— Например, мой знакомый, столяр, опубликовал пост о том, как к нему подъехал пенсионер и попросил сделать на грузовик доски. Он ему бесплатно их отдал. А когда нас замело снегом, знакомый приехал на тракторе и почистил ему дорогу. У этого поста был целый взрыв комментариев и лайков. Для журналиста это не новость — помог и помог. Но для Instagram это хорошая тема, под которую мозг приходится чуть-чуть перестраивать.

Андрей Смеюха владеет редакторским, фотографическим, столярным и кофейным делами
Андрей Смеюха владеет редакторским, фотографическим, столярным и кофейным делами

Туапсинцы — вообще странный народ, смеется Андрей. Здесь почти никто не занимается сельским хозяйством и даже не поднимает с земли падающую хурму. Зато с удовольствием читают про тех, кто что-то делает. В прошлом Андрей писал на сельскохозяйственные темы, поэтому ищет героев в северных, не прибрежных районах, которые могут быть интересными. И они оказываются интересными для аудитории вне Туапсе. Приезжают федеральные СМИ и делают истории про тех, о ком уже рассказали «Туапсинские вести».

— Я к этому нормально отношусь — для наших людей это еще одна минута славы. Коллегам стараемся помогать, но они иногда садятся на шею. А есть такие, кто подает истории в негативном ключе, меня это расстраивает.

 

Кради как художник

Тема воровства контента вообще всегда очень болезненна для небольших изданий. Я ожидаю традиционных стонов на тему того, что с этим ничего нельзя поделать, но Андрей с улыбкой говорит: да все воруют, где-то мы, где-то у нас. Мы приходим к выводу, что это и правда показатель качества работы — если есть что стащить, значит, это что-то ценное. Как фотограф наш герой даже не расстраивается, когда с сайта забирают снимки. Звонит коллегам только в крайнем случае, а часто снимает и по просьбе других изданий, если попросят.

— Мне иногда обидно, когда берут фотографию хорошего человека и на эту тему пишут гадости. Например, в качестве иллюстрации про продажного полицейского возьмут настоящего дядю Степу, абсолютно святого на всю голову. Паблики мы просим просто указывать «Туапсинские вести», даже не отмечать нас. Только один раз я написал жалобу в Instagram — и обидчика заблокировали. Потом разблокировали, конечно. Проще не замечать.

Андрей Смеюха демонстрирует коллекцию фотоаппаратов
Андрей Смеюха демонстрирует коллекцию фотоаппаратов

Андрей считает, что бесполезно что-то защищать в публичном интернете, а информационное пространство — общее для всех журналистов. Рассказывает смешной случай, как пресс-служба упрекнула редакцию в том, что они «украли» их идею.

 

Между нефтью и Google

Когда начинаешь разговоры о деньгах, не ждешь ничего хорошего. Андрей предельно откровенен — и мы не будем открывать всех завес его волнений, что может повлиять на отдельные рекламные контракты. Набор у редакции стандартный — подписка, реклама в газете, монетизация трафика в интернете, где пока лидируют крупные контракты с местным бизнесом. О будущем Андрей говорит пессимистично, поскольку такая модель не сможет существовать очень долго. За 8 лет уже многое поменялось, а еще 8 лет на раскачку точно нет. Однажды рекламодатель просто откажется от принта и понесет деньги блогерам, заключает он.

— Тираж газеты — 6000 — в целом не меняется, хотя внутри происходят свои подвижки. Больше всего мы ценим тех, кто давно подписан и делает это регулярно. Например, 150 человек приходят за газетой в редакцию сами. Мы их знаем, мы с ними здороваемся. Один дедушка заболел, пришел с тортиком попрощаться. Таких людей немного, но для них газета важна.

 

Приезжайте в Туапсе на пенсию

Молодежи в редакции нет. Юные корреспонденты появляются здесь на практике, но достаточно быстро испаряются. Андрей вспоминает неожиданное сотрудничество с журналисткой из Петербурга, которая могла бы стать хорошим репортером, но не сошлась с редактором во взглядах на жизнь. Это был чуть ли не единственный человек за эти годы, который был готов постоянно колесить по району в поисках интересных тем. Прежние звезды печатной журналистики уже на заслуженном отдыхе, и Андрей ждет, что однажды в Туапсе поселится столичное золотое перо на пенсии и будет писать в газету для души.

Иногда Андрей Смеюха пользуется положением и разыскивает предметы старины через объявления в своей газете
Иногда Андрей Смеюха пользуется положением и разыскивает предметы старины через объявления в своей газете
Коллекционное издание на столе главного редактора
Коллекционное издание на столе главного редактора

— Я перетягивал людей из Краснодара — через 3—6 месяцев они уезжали обратно. Жить-то как-то надо. Зарплата — в лучшем случае 30, а съем квартиры — 15. Я ищу журналиста, который мог бы писать про людей — сесть в машину, чтобы у него были права, взять фотографа и поехать в классные места, пить парное молоко, питаться дикими голубями, общаться с егерями.

Звучит очень романтично, но, сидя в прекрасном кабинете Андрея, я тоже понимаю, что согласиться на такую работу можно только по очень странным причинам. «Наши журналисты мечтают, чтобы я отдал им паспорт и отпустил», — грустно шутит мой собеседник.

 

Поезд ушел, но еще можно запрыгнуть

Если бы на редакцию свалились неожиданные деньги, то Андрей потратил бы их на людей. И YouТube.

Собака главного редактора — отдельная достопримечательность редакции
Собака главного редактора — отдельная достопримечательность редакции

— У меня очень большой фотоархив. Там есть папка «ветераны» — они почти все умерли. Про них мы не сняли хорошие видео. А ведь это было вчера, их еще можно было записать. В 1995 году сюда приезжали черкесы из Израиля и наснимали просто обычного «домашнего» видео про стариков, что они говорят. Смотришь — это такой Клондайк. Супернепрофессионально, но этих людей больше никто ни о чем не спросит. Я задумал отсканировать и выложить хотя бы архив редакции. Люди часто приходят и просят найти какие-то фамилии, имена. Пусть это будет в интернете. Газете больше 100 лет, а архив у нас частичный. И журналистам будет проще искать по сайту.

Газете больше 100 лет
Газете больше 100 лет

Мы стоим рядом с полками с архивом. Действительно, можно полистать эти страницы и попасть в любой момент прошлого. Да не только ветераны, любой герой прошлого может найти своих продолжателей или хотя бы родственников в настоящем. Тема ностальгии, поддерживает меня Андрей, сегодня очень актуальна — в неспокойные времена всегда хочется вспомнить о чем-то светлом и хорошем.

Ощущения от этой встречи двойственные: с одной стороны, я увидела очень трезво мыслящего и просто обаятельного человека, который мечтает о YouТube и своими руками чинит редакционный дрон, а с другой — все его мечты натыкаются на какую-то непробиваемую реальность. «Я прекрасно знаю, как сделать лучшую газету в мире, но у меня нет возможностей», — эта фраза становится буквально лейтмотивом нашей встречи. И все же редакция живет, занимает свои первые и вторые строчки в региональном интернете, работает со всей новостной повесткой, делая акцент на достоверности, вовлекает аудиторию в Instagram, учит другие районные редакции цифровому ремеслу и даже не обижается, когда коллеги обгоняют их в рейтингах после такой учебы.

Мы выходим на улицу, чтобы немного познакомиться с городом уже не в редакционной обстановке. Яркое солнце слепит мне глаза, со стороны моря начинает задувать соленым духом, и тут я понимаю — в такой красоте просто грех унывать. Последняя новость, которая взорвала сначала местный, а потом федеральный интернет, — тонны форели, которые сбежали из какого-то хозяйства.

— В интерпретации федеральных коллег форель стала 17-килограммовой, — смеется Андрей. — А нашим жителям это не смешно, им нужно сообщить, на что сегодня клюет.

Фото автора
Сообщить об ошибке
Мар 9, 2022
Как заинтересовать аудиторию купить подписку
Коллеги из крупного французского издания делятся советами
XIV Московский международный телефестиваль « Профессия – журналист» наградил победителей

Вам будет интересно: