«Сегодня о «культурке», завтра — об убийстве»

ТВ-лайфхаки от корреспондента НТВ

Как найти общий язык с оператором или героем? Почему видеосюжет стоит начинать с крика чаек? И куда податься с красным дипломом журфака? О своем профессиональном пути и тв-лайфхаках рассказал недавний выпускник СПбГУ Эдмунд Желбунов, корреспондент петербургского бюро НТВ.

 

Первым делом — подготовка

В наших ограниченных рамках нет такой роскоши — времени на раздумья, поэтому есть стандартный алгоритм, который помогает работать оперативно и качественно.

 

Подготовка и опыт

На месте съемок не будет времени, чтобы изучать тему, поэтому хорошо проработайте ее заранее.

К примеру, недавно меня отправили на съемки материала памяти Жореса Алферова. Но так как я молодой и неопытный, мне неизвестны все достижения этого великого ученого. И передо мной стояла колоссальная задача — и не переврать, и сделать так, чтобы материал оценили люди, которые гораздо старше меня. Вот в этом случае без подготовки я бы не справился.

А что касается прямого включения — сколько бы вы ни готовились к нему, тут поможет только наработанный опыт и уверенность в своих силах. Страх перед объективом уйдет со временем, и вы будете с легкостью зачитывать стендап с первого раза.

 

Математика

Нужно все систематизировать. Репортаж — это математическая модель. Нужно собрать информацию, понять ее, подать под правильным углом. К примеру, обрушился корпус ИТМО. В первую очередь, конечно, нужно показывать результаты обрушения, ведь зритель любит визуалку. Две, три секунды в начале сюжета могут быть этому посвящены. Нужно ввести в курс дела, погрузить в атмосферу, а потом уже рассказывать. Этим видеосюжет и отличается от статьи в газете — он может передать картинку.

 

Текст без картинки — газета

Чтобы сюжет заиграл, нужна правильная визуальная составляющая и бантики.

Картинку нужно обыгрывать. К примеру, проходят учения, и на улице ажиотаж. Газетный журналист напишет, что тут собиралось много людей, гудят сирены и кричат рации. А тележурналист в свою очередь даст общий план толпы, крупно снимет мигалку, добавит сирену на фон. И за три секунды введет зрителя в курс дела. Сначала нужно завлечь, поэтому советую начинать свои сюжеты с таких «заманух» и не использовать глаголы прошедшего времени, чтобы создавать ощущение присутствия.

В недавнем материале про Гатчинскую свалку задать атмосферу я смог мусоркой и наложенным на фон криком чаек. Чтобы передать масштаб местной трагедии, я снял квадрокоптером ролик разной крупности на семь секунд. А речь спикеров иллюстрировали тем, о чем они говорили. О детях и внуках — на экране мальчик в снегу, про речку — ищем ее, хоть она и на другом краю деревни, ведь текст без картинки — это уже газета.

Или, например, свой пост покидал вице-губернатор из команды Полтавченко, и нам нужно было добиться от него невозможного — оперативных комментариев. Первым делом отсматриваем досье, а по ходу составления сюжета — придумываем визуалку. Первое, что приходит в голову, когда слышишь «Игорь Албин», это стадионы. Там я и записал свой стендап.

 

С новостями одни проблемы

Еще один проблемный сюжет заставил нас помучаться. Прилетели мы на место на вертолетах. Там был спикер, который отвечал на вопросы всех остальных, а мы хотели отдельную экскурсию от него. Было бы идеально, если бы мы не тратили 30 секунд, рассказывая о принципе работы слухача, а сразу попросили героя это сделать.

Но мы постоянно сталкивались с проблемами, от этого никуда не убежать. Синхрон от пилота был вообще статичный, в итоге мы взяли картинку, которую всем разослали сами военные.

Единственное, что мы там смогли — это рассказать о железяке. 

А вот тут мы вышли из ситуации красиво. На бастионе проводится реставрация, а что там происходит — непонятно, но материал сделать нужно. Нас обещали впустить, с условием, что снимаем мы все только с одной точки, а это, на секундочку, территория в десять квадратных метров. У нас есть два спикера — один пенсионер, который не блещет здоровьем, а второй и вовсе не особо заинтересован в беседе.

Под рукой не было никаких динамичных картинок, и мы решили снять проходку, пока нас вели на место. То есть даже из банального захода на съемку всегда можно что-то выцепить. Съемочной команде не так уж и сложно, а зрителю кажется, что они прямо сейчас находятся на месте раскопок.

 

Подручныый!

Наш главный редактор говорит, что корреспонденты должны использовать дополнительные средства съемки и сбора сюжета.

Один из главных интерактивных элементов — это графика.

Когда я ехал делать сюжет про свалку, то узнал, что эта площадь в 73 гектара была продана за 210 тысяч рублей. Цифра несоизмерима с землями и, чтобы продемонстрировать абсурдность ситуации, я использовал графику. С помощью нее быстро рассказал, что один квадратный метр там стоит 27 копеек. Но все- таки не нужно злоупотреблять, ее должно быть в меру.

Помимо графики и техники, нельзя забывать про вашего главного друга — оператора.

Почему и как нужно дружить с оператором?

1.   Кроме вас, корреспондента, до камеры никто не донесет идеи. Ему нужно прямым текстом говорить, что бы вы хотели видеть в кадре.

2.   Взаимодействуйте с ним. Чтобы он косо на вас не смотрел, пока вы записываете десятый дубль, пообщайтесь как нормальные люди.

3.    Не перекладывайте свои обязанности на него — у всех своя работа. Вообще, людей нужно заставлять трудиться. Всем лишь бы обратно в штаб в теннис поиграть или на диване посидеть

А как быть с героем?

1.   Статичный синхрон никому не интересен. Можно идти по коридору и задавать вопросы. Так появится динамика и пространство. Чтобы зацепить зрителя, нужно придумывать интересные подходы к людям.

2.   Чтобы герой вышел на контакт, не задавайте вопросы в лоб. Сначала поговорите на общие темы.

3.   С чиновниками сложнее. Они всегда улыбаются и говорят, что у них все замечательно. А сюжет у вас проблемный и вам нужен правдивый комментарий. Поэтому сначала поговорите на отстраненные темы, чтобы его разговорить, затем — задаете конкретный вопрос.

4.   С простыми героями нет заморочек. В основном, они сами заинтересованы в том, чтобы их проблему осветили.

 

Не уверены — не говорите

Если вы освещаете какую-то скользкую проблему, нужно быть осторожнее. Корреспонденты — люди публичные, их легко найти не только в социальных сетях, но и в жизни.

Материал обычно должен быть сделан так, чтобы к нему не подкопались. А то за чиновником вдруг может оказаться целый юридический отдел, но вам помогут ключевые слова. Чтобы даже самый дотошный специалист не смог вас подловить, добавляйте «якобы» и «по словам очевидцев» в тексты.

Но в любой ситуации у вас должны быть на руках документы, которые подтвердят сказанное. Никаких голословных утверждений быть не может.

 

Молодой практикант — бремя

Когда люди заканчивают журфак, считают, что их возьмут куда угодно с распростертыми объятиями. Даже если за вашими плечами богатейший теоретический опыт, в вас не заинтересуются на «Первом канале» с первого раза. На федеральный уровень никого просто так не берут, сначала нужно штурмовать региональные СМИ — «Вести» Петербург, «78», канал «Санкт-Петербург».

И с первого дня работы не нужно волноваться. Редактор в штабе распределяет нагрузку, видит ваши сильные и слабые стороны. Но все же журналист должен быть готов к любым темам, ведь сначала вас могут отправить снимать о «культурке», а потом — про убийство криминального авторитета.

Фото: Pixabay.com; ok.ru
Сообщить об ошибке
Мар 26, 2019
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: