Телеканалы закинули в сети

Теги: 

В Останкине хотели покорить цифровую башню старыми методами. Не вышло 

Традиционные медиа не раз споткнулись, переступая порог нового технологического пространства. Сначала им пришлось создавать свои сайты. И не успели они с этим худо‑бедно справиться, как неожиданно и стремительно наступила эра социальных сетей. Мы попытались разобраться, как живут сегодня российские телевизионные каналы в социальном медиамире.


В осеннем семестре 2017 года мы с телевизионными магистрами первого курса факультета журналистики в рамках спецкурса решили выяснить, как ведут себя телевизионные каналы в социальном «диджитале». Разобрали 32 канала из разных сегментов, вспомнили все социальные сети, видеохостинги и мессенджеры — и начали изучать. Старались смотреть всё: функции и навигацию официального сайта, наличие приложений, понимание специфики различных технологических площадок, активность в различных социальных сетях и мессенджерах, уникальность и разнообразие форм контента на сайте и в социальных сетях, количество подписчиков в социальных сетях, активность и формы реакции аудитории, использования интерактивной функции etc. Предлагаем ЖУРНАЛИСТУ выжимку самого интересного с поправкой на то, что с наступлением 2018-го многие телеканалы стали вести более активную политику по покорению социальных сетей.

 

ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ПОЕЗДОВ

Результаты не переставали удивлять. Выяснялось, что большинство телеканалов не понимают специфику новых медиаплатформ. Контент в соцсетях и мессенджерах в большинстве случаев дублируется с сайтов каналов, в лучшем случае добавляются подпись и хештег. Размещение публикаций, как правило, происходит хаотично и не подчиняется какой-либо редакционной политике, во всяком случае, которую можно было бы логически вычислить, кроме как время работы SMMщика. Каналы открывают аккаунты почти во всех социальных сетях, по всей видимости, для галочки, не понимая специфики каждой из них, и зачастую просто бросают ведение своего аккаунта в ненужной социальной сети.

Из социальных сетей активно используются «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Twitter, Instagram. LiveJournal не используется либо заброшен. Google+ пользуются единицы, самый активный здесь — «Пятница!». Periscope еще используют Муз-ТВ и ТНТ, coub.com востребован только каналом 2х2, ТНТ, «Дождем» и «Пятницей!». Мобильные приложения в целом активно используют основные каналы, создавая приложения и для отдельных передач («Вечерний Ургант»). Ну и, естественно, все каналы представлены на YouTube, чего нельзя сказать о Rutube. Telegram активнее всего начали использовать и используют по сей день RT (48 тысяч подписчиков) и «Дождь» (41 тысяча). Остальные каналы если и завели Telegram, то до лидеров раздела «Новости и СМИ» и близко не добрались.

 

ЦВЕТОЧЕК «С ДОБРЫМ УТРОМ»

Важнейшая функция интерактивности осуществляется, как правило, очень плохо. Каналы не только не вступают в диалог со своим зрителем, но и не модерируют и не «фильтруют» ветки дискуссий пользователей на своих официальных аккаунтах.

Например, Первый канал не учитывает специфику аудитории в разных социальных сетях: SMM-контент для «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассников» абсолютно одинаковый. И там и сям Первый канал раз в час публикует в основном анонсы программ.

Аудитория Первого канала везде достаточно крупная, но при этом пассивная. В группе «ВКонтакте» посты комментируют в среднем 10-11 раз (преимущественно одни и те же люди), на Facebook — 1–2 раза, в «Одноклассниках» все зависит от публикации: где-то набирается по 50–60 комментариев, где-то ни одного. Больше всего комментариев и лайков собирают посты в стиле цветочков «Доброе утро», «До Нового года 50 дней» и т. д.

Телеканал «Россия 1» в социальных сетях и мобильном приложении в основном копирует ту информацию, которая размещается на официальном сайте. В комментариях к постам встречаются как недовольство политикой самого канала, ведущими, так и описание проблем в работе программы. Попадаются и благодарные комментарии. В социальных сетях «Россия 1» выкладывает анонсы программ, поздравления, например: «Сегодня поздравления с днем рождения принимает один из самых известных актеров театра и кино, художественный руководитель театра Ермоловой, народный артист России Олег Меньшиков» — и другие важные новости.

Проанализировав комментарии, можно заметить, что люди в основном обсуждают информацию, например: «Куда родители смотрят? Встреча у неё, блин, с блогерами! Про педофилов никто не подумал? Книги пусть лучше читает!», «Блин,бесите,чесна пианерскае.Партия Айовы,как молитва-поэтому почти одними губами,полушёпотом,а не горло драть типа Нуки.Да круто получилось!» (пунктуация и ошибки сохранены). Также пользователи присоединяются к поздравлениям, порой вступают в дискуссию между собой, обсуждают ведущих, спортсменов, порой даже осуждают их: «Я не понимаю зачем этот цикл передач.где люди.якобы откровенны,лучше бы они молчали.Одна сидела, строила глазки,.рассказывая про семь замужеств. Вчера, Матросов хихикал, как дурачок,перебирая жен».

Но, что интересно, ответов со стороны самого телеканала «Россия 1» найти практически невозможно даже там, где он требуется. Человек в комментариях к одному из постов спросил, почему без предупреждения сняли с эфира фильм «Демон революции». Ему никто не ответил. Тем не менее возможность написать письмо администраторам через сообщество или через электронную почту есть.

Телеканал «Россия 24» предоставляет своим телезрителям возможность следить за новостями в режиме онлайн в разделе «Прямой эфир». Для раздела «Мобильный репортер» очевидцы могут снимать что-то интересное и присылать телеканалу. «Вести Экономика» «Вести» — специальное приложение, в котором доступны новости и репортажи.

Анализ комментариев в соцсетях НТВ показал, что нет фильтрации и модерации сообщений. Например, встречаются резкие комментарии, содержащие нецензурную лексику, на официальной странице канала во «ВКонтакте». Подобные комментарии не модерируются и не удаляются. В постах с резонансной новостью появляется достаточное количество комментариев, и пользователи нередко вступают в дискуссию друг с другом, местами такие переписки переходят в словесные перепалки с оскорблениями. 

«РЕПТИЛОИДЫ ВАС НАЙДУТ И ЗАКРОЮТ»

Пользователи сетей канала «Домашний» комментируют активнее всего не сериалы и фильмы, а спецпроекты. Очень активно обсуждается вес ведущей на страничке шоу с Анитой Цой «Свадебный размер». Телеканал отвечает, но стандартным, заранее заготовленным текстом. «Пользовательницы» не прочь обсудить и «неудобные темы». Телеканал отвечает сухо, не «ругает» комментатора за подобный комментарий, но и не доказывает обратное.

Интересно, что в комментариях соцсетей канала 2х2 практически нет табуированной лексики, хотя основная аудитория — подростки. В комментариях они показывают свое отношение к контенту. Лайкают посты, мемы, артфаны, активно участвуют в тестах и опросах, а вот комментируют не очень. В основном это комментарии, развивающие шутку из ролика или мема. Либо это просто обсуждение очередной серии какого-нибудь мультсериала. Это комментарии не формата читателей «МДК», а скорее людей, которым действительно нравится канал 2х2.

Подписчики канала Рен-ТВ агрессивные — чаще негативно комментируют новости и обсуждают героя публикации, вернее, осуждают. Появляются шутки и попытки выглядеть оригинально («РЕН-ТВ — днище», «рептилоиды вас найдут и закроют»). На этой почве возникают «дискуссии», которые перерастают в ссоры и взаимные оскорбления между подписчиками. Специфика телеканала, которая редко сообщает о позитивных новостях, подталкивает людей к тому, что они начинают жаловаться на свои проблемы, иногда действительно серьезные (здоровье), и просить о помощи.

Во многих случаях происходит эффект параллельных реальностей, где канал существует в своей традиционной офлайн-плоскости, совершенно не понимая законы и принципы существования другого измерения — интернета и социального пространства. Это непонимание даже выходит в открытое противостояние, как это случилось, например, с «Каруселью», когда в 2010 году канал занялся озвучкой сериала «My Little Pony: Friendship is Magic». Когда сериал только попал на канал, в редакцию посыпались письма с угрозами — среди сообщений были пожелания сдохнуть от рака. Сотрудники телеканала даже не поняли, на что покусились, — претензии фанатов («брони»), которых оказалось очень много в интернет-пространстве, касались всего — перевода, голосов актеров, названия и имен героев. Дошло до того, что сайт «Карусели» даже подвергался хакерским атакам.

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Работа телеканалов в новом технологическом пространстве пока идет «на ощупь». Покорение «диджитала» зачастую ведется по остаточному принципу старыми методами, которые в интернете не работают. Но от сети телеканалам никуда не уйти. И они это понимают. Первый канал свое самое рейтинговое шоу — новогоднюю ночь 2018 года — строил на голосовании в «Одноклассниках». Пользователи сами выбирали, под кого будут есть салат оливье. Только почему-то состав «новогоднего огонька» не поменялся. 

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Июн 4, 2018

Опыт издательского дома «Мир Белогорья» 
Алгоритмы отодвинули журналистов от создания картины мира
Как заставить читателей вернуться и расширить возможности для подписки? Опыт редакции The Washington Post