«Выксунский рабочий». Деньги, вирус, юбилей

Нынешний год для газеты «Выксунский рабочий» особенный: в августе она преодолеет вековой рубеж. О том, с каким багажом издание подошло к этой дате и насколько коронавирусная зараза омрачила юбилейный настрой редакции, рассказывает главный редактор «ВР» Лиля Фролова

— Изданию, которым вы руководите, исполняется сто лет. Что вы при этом чувствуете?

— Казалось бы, цифра и цифра. Но что-то магическое происходит, когда начинаешь вдумываться, что же сделано за эти сто лет и как это происходило. Менялись режимы, правительство, люди, название, но газета ни разу не прекращала выходить даже во время войны. Я руковожу изданием 12 лет, и для меня это третий юбилей. В год 90-летия мы взяли для себя вектор «Газеты — секундные стрелки истории». В 95 лет это было «Читают все! Читать — полезно». Мы придумывали новые рубрики, проводили масштабные акции, привлекали молодежь, пробуждая у нее потребность в чтении печатной прессы. А сейчас, к столетию, есть пока рабочее название «Кто же, если не мы?!».

 

— Верите в светлое будущее печатных СМИ?

— Если вы сейчас хотите поговорить о том предсказании, что к 2037 году закроются все газеты, то я вас разочарую. Я так не считаю. Газеты будут выходить до тех пор, пока они нужны читателям. Без информации человеку прожить почти так же сложно, как без воды, еды или сна. Вопрос только в том, откуда он предпочитает получать эту информацию — из интернета, ТВ, радио, из газеты, по ОБС (одна бабка сказала). У каждого из этих каналов есть свои преимущества. У интернета — скорость, у ТВ — картинка, у радио — удобство (не заняты ни руки, ни глаза), а у газеты — надежность. Не зря же в народе говорят: «Что написано пером, не вырубишь топором». Люди до сих пор вырезают заметки из газеты и приходят с ними как с доказательством: «Вот здесь написано, что дорогу сделают к маю, а уже ноябрь». Не говорят же: «Давайте пересмотрим это интервью, там на тридцать третьей минуте обещали отремонтировать дорогу к маю». Именно поэтому газетный журналист, особенно провинциального города (где практически все так или иначе друг друга знают), должен быть наиболее внимателен к фактам и словам. Чтобы никого не задеть мимоходом, не навредить (почти как хирург) и досконально проверять-перепроверять информацию. Заниматься фактчекингом, как сейчас любят говорить в новых медиа.

 

— Что вам лично и вашей газете мешает работать сегодня больше всего?

— Как вы интересно повернули! Я обычно рассуждаю с точки зрения «что мне помогает», а не что мешает. Ну, давайте попробуем рассмотреть с этого ракурса.

Мешает равнодушие, лень, неисполнительность людей, от которых зависит решение вопроса. Будь то сотрудник нашей редакции, не выполняющий свою работу до конца, четко, с заинтересованностью и с полной отдачей, или чиновник, которому мы посылаем официальный запрос, а он тянет допустимую для ответа неделю, а потом присылает отписку.

Юрий Цедринский в свои 96 лет не пропускает ни одного выпуска «Выксунского рабочего»
Юрий Цедринский в свои 96 лет не пропускает ни одного выпуска «Выксунского рабочего»

Проблемы «Выксунского рабочего», думаю, типичны для большинства районок. Главная — нехватка денег. А отсюда и невозможность привлекать профессионалов, проводить полноценные пиар-кампании и масштабные акции, обновлять техническое оснащение редакции, внедрять новые технологии. Мы очень многое делаем «на коленке» (в хорошем смысле этого выражения), теми силами и с теми знаниями, которые у нас есть. Но зато мы искренни, любознательны, открыты для общения и не боимся меняться и пробовать новое.

Есть ли пути решения главной проблемы? Есть. Нужно всегда находиться в поиске. В данном случае — в поиске денег. Как муниципальное издание, мы имеем субсидии от учредителей. За те 12 лет, которые я руковожу редакцией, их сумма ни разу не превысила 20% от тех средств, которые нам нужны для бесперебойного выхода издания. Остальные 80% мы зарабатываем.

 

— Из каких составляющих эти 80 % складываются?

— Из доходов от рекламы и распространения тиража. В процентном отношении они соответственно составляют 60 и 20%. Еще нас очень выручает грант Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, который мы выигрываем несколько лет подряд, поскольку эта сумма хотя бы частично покрывает выпадающие рекламные доходы. А они падают стремительно. Вот цифры. Сравним, например, 2015 год (4,5 млн рублей) и 2019 год (2,2 млн). Падение уже тогда составило 50%. А если сравнивать за пять прошедших месяцев 2020 года (0,4 млн рублей, что на 300 тысяч рублей меньше, чем за аналогичный период 2019 года), то видим, что ситуация опять ухудшилась, в этот раз на 40%. Январь-февраль — традиционно слабые месяцы по сбору рекламы, но дальше ситуация, как правило, улучшалась, и к маю возвращались основные рекламодатели. В этом году из-за карантина такого не произошло. Больше того, не вернулись даже «сезонники», потому что официальное разрешение на работу пока не выдают и большая часть бизнеса в простое.

 

— Пятую часть доходов вам приносит реализация тиража. Вы делаете акцент на рознице или подписке?

— Подписка и розница у нас представлены практически в паритете. Мы предлагаем читателю пять видов подписки: через «Почту России», альтернативную (доставляют наши курьеры), коллективную (если на один адрес приносим свыше пяти экземпляров), редакционную (человек забирает сам) и электронную (получает pdf-версию). Это сделано для того, чтобы каждый нашел для себя оптимальный вариант и выбрал приемлемую для него цену.

НЕДОСТАТКА ТЕМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИЙ У НАС НЕ БЫЛО И НЕТ. ТЕМЫ РОЖДАЮТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ И БЛАГОДАРЯ ЧИТАТЕЛЯМ, КАК, СОБСТВЕННО, ЭТО И ДОЛЖНО БЫТЬ, ВЕДЬ ГАЗЕТА, НАШИ САЙТ И ГРУППЫ В СОЦСЕТЯХ СУЩЕСТВУЮТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

В последние годы особых жалоб от читателей на плохую почтовую доставку нет. Эту часть работы они отладили. А вот по проведению подписки инициатива со стороны почтальонов по-прежнему минимальна. Мы связываем это с их низкой материальной заинтересованностью. Поэтому два раза в год придумываем совместные акции и конкурсы для почтальонов во время подписных кампаний, чтобы хоть как-то их простимулировать. Это позволяет сохранять стабильность подписки.

Розничную продажу осуществляем практически через все местные продуктовые магазины, охватывая большинство деревень и сел округа. Водитель каждую пятницу развозит тираж по 71 точке продаж. Также нашу газету продают все почтовые отделения и киоски «Роспечати» (правда, совсем недавно у этих киосков поменялся собственник).

 

— Как редакция пережила карантин?

— Первые две недели был полный цейтнот. В редакции оставались три человека, остальных за два дня удалось перевести на дистанционку. Благо сейчас у всех есть дома компьютеры, нужно было только установить недостающие программы. Но восполнить то живое общение, которое есть у нас в редакции, не могут никакие Telegram, WhatsApp или Skype. У нас же до карантина каждое утро проходили планерки, на которых буквально рождались темы, подходы к их раскрытию, новые форматы подачи информации. Заочно это не работает. А еще три сотрудника 65+ были на больничных, кто-то постоянно болел (к счастью, не COVID-19), кто-то уходил в отпуск по графику. Так что ощущалась постоянная нехватка рабочей силы.

Причем именно в эти месяцы в разы увеличилась работа на сайте и в соцсетях. Если до пандемии у нас было по 10–15 новостей на сайте, то теперь в некоторые дни их число возрастает до 40, и их нужно обработать. Это не прекращается ни в субботу, ни в воскресенье. С конца марта сильно трансформировалось понятие «отдых». Если в официальный выходной день ты успевал несколько часов позаниматься с внуками или покосить траву на участке, то это уже счастье. Сейчас как-то все нормализовалось, мы вошли если и не в привычное русло, то хотя бы стабилизировали ситуацию. Ввели дежурства по выходным. Стали привлекать больше внештатников. Но, кстати, для этого тоже нужны дополнительные финансы, ведь нерабочие рабочие дни требовалось оплачивать. И мы это делали.

Ко Дню славянской письменности редакция подготовила разворот с рассуждениями о значении, развитии и трансформации русского языка и обратилась к читателям: кто пришлет наиболее интересный перевод двух фраз, написанных на «сильно новом» русском, получит приз от «ВР»
Ко Дню славянской письменности редакция подготовила разворот с рассуждениями о значении, развитии и трансформации русского языка и обратилась к читателям: кто пришлет наиболее интересный перевод двух фраз, написанных на «сильно новом» русском, получит приз от «ВР»

Да, хочу заострить внимание, что недостатка тем для публикаций не было и нет. Хотя в кулуарных разговорах с другими редакторами этот вопрос всплывал не раз. Наша активность на сайте и в соцсетях повысила доверие к нам читателей. И они стали обращаться с вопросами в редакцию даже чаще, чем до пандемии. Так что темы рождаются в том числе и благодаря читателям, как, собственно, это и должно быть, ведь газета, наши сайт и группы в соцсетях существуют для людей.

 

— Расскажите чуть подробнее о темах и рубриках, которые наиболее интересны вашим читателям.

— Мы пишем о людях в первую очередь, и, пожалуй, это главная тема. Потому что человек любопытен сам по себе, а если это человек, которого ты знаешь (что очень часто бывает в провинциальных газетах), то интересно и его мнение, и его отношение к ситуации, и то, какие поступки он совершает. И у читателей пользуются популярностью, и нам самим очень нравится работать над «Темой номера», «Ракурсом недели», «Дежурным репортером», потому что в этих рубриках мы поднимаем наиболее актуальные вопросы сегодняшнего дня.

«Тема номера» — это цветной разворот. О чем пишем? Лучше всего, наверное, скажут об этом заголовки: «Скорая слушает… Подозреваете COVID?», «В режиме повышенной готовности. Живем!», «Учитель мужского рода».

Под «Ракурс недели» отдаем обложку и авторскую колонку на второй полосе. Раньше она была исключительно колонкой редактора, теперь «переквалифицировалась», и ее может писать любой журналист редакции. Главные условия — собственное мнение, личное отношение к проблеме, интересная подача и завязка на другие материалы этого выпуска, чтобы людям захотелось прочитать и другие статьи.

«Ракурс недели» на обложке — это фотография, которая отражает тональность текущей недели (мы выходим по пятницам). Вкупе с заголовком и подзаголовком они должны (по крайней мере, мы именно такую задачу ставим перед собой) заинтриговать читателя, или заинтересовать, или порадовать. В общем, вызвать эмоции и побудить купить газету или полистать-почитать (если это подписчик).

ЗА ТЕ 12 ЛЕТ, КОТОРЫЕ Я РУКОВОЖУ РЕДАКЦИЕЙ, СУММА СУБСИДИЙ ОТ УЧРЕДИТЕЛЕЙ НИ РАЗУ НЕ ПРЕВЫСИЛА 20% ОТ ТЕХ СРЕДСТВ, КОТОРЫЕ НАМ НУЖНЫ ДЛЯ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ВЫХОДА ИЗДАНИЯ. ОСТАЛЬНЫЕ 80% МЫ ЗАРАБАТЫВАЕМ

«Дежурный репортер» — это форма обратной связи с читателями, как, впрочем, и еще одна очень дорогая для нас рубрика «Вездеходов Данила берет на вилы». Данила — вымышленный персонаж, который в жанре фельетона «пропесочивает» недоделки, бездействие, формализм, — был придуман в нашей газете еще в 60-е годы. Потом рубрика отошла на второй план и долгое время не выходила, а лет пять назад мы ее возобновили, и она оказалась очень востребованной. Читатели вновь звонят в редакцию с просьбой, чтобы Данила взялся и за их проблему. Скажу честно, жанр фельетона не самый простой, поэтому четкую периодичность выхода этой рубрики мы не соблюдаем. Нет сейчас среди нас журналистов, способных «рождать» сатиру еженедельно. Чтобы делать это филигранно, нужно жить в другом темпе. Должно быть время и с людьми повстречаться, и в проблеме разобраться, и факты сопоставить, и проанализировать, и сюжет разработать, и слова подобрать четкие и хлесткие. А у нас поток: журналист в неделю должен сдать минимум 4 статьи, 4 расширенные информации и по 10 новостей для газеты и для сайта. Когда уж тут над фельетоном-то работать… Я прекрасно понимаю, что для этого в редакции просто должно быть больше журналистов. Но все опять упирается в деньги.

 

— «Выксунский рабочий» — одна из тех газет, которые очень активно занимаются спецпроектами. Над чем работаете сегодня? И как эту работу скорректировал коронавирус?

— Мы очень любим работать проектно, это правда. Постоянно ведем по нескольку. Например, «Деревеньки» — рассказы обо всех населенных пунктах нашего округа (даже о тех, которые уже исчезли с лица земли) всегда находят отклик у читателя. Или «Учись быть читателем» ведем совместно с библиотекой уже много лет. «Ветеранская правда» — тоже совместный проект, только уже с Советом ветеранов округа.

В прошлом году в проекте «С кистью по жизни» выпускники детской художественной школы разных лет рассказывали, кем они стали и насколько пригодились им знания и опыт, полученные в «художке». Сейчас во время пандемии очень интересно трансформировался наш традиционный проект «Опрос «ВР». Мы отдали под него целую полосу, поэтому вместо коротких ответов в два-три предложения теперь публикуем полноценные рассказы наших земляков о том, как они переживают карантин в других городах и странах. Для нас это особенно актуально, поскольку округ полностью закрыт для въезда и выезда уже второй месяц. Встречаться с людьми тоже нельзя, поэтому мы общаемся через Instagram. Так появились опросы «ВР» «Мой пасхальный натюрморт», «Ох уж эти майские жуки», «А где же сосна?» и т.д.

А знаете, как здорово зашла «Машина времени»! В канун Дня защиты детей мы обратились к уважаемым в Выксе людям с просьбой прислать фотографии, где они себе очень нравятся. Обязательно детскую и взрослую. А еще написать пару строк — пожелание себе. Можно от имени себя маленького себе взрослому, можно наоборот. Магия фотошопа, руками редактора сайта Елены Веретеновой, позволила сделать невероятное — соединить в одном снимке каждого героя с ним самим, только запечатленным много-много лет назад. Получилось действительно трогательно. Нам потом с благодарностями звонили герои публикации, а читатели — с просьбой продолжить проект. Хотим сделать это в выпуске к нашему столетию.

«Эксклюзив», «Быть отцом», «Навеки с именем твоим» — эти наши проекты о людях тоже востребованы читателем. Есть еще один очень важный для нас проект — «Стена памяти». По данным военкомата, из Выксы на войну ушли свыше 20 тысяч человек. Год назад мы поставили перед собой задачу собрать фотографии и истории жизни и подвига всех наших земляков. Мечтали создать в городе настоящую стену памяти. Провели переговоры с администрацией округа и градообразующим предприятием, и они даже согласились нам помочь. Однако пока по разным причинам, в том числе и из-за коронавируса, это откладывается. Но на страницах издания мы продолжаем вести проект и собирать для него информацию.

Я сейчас привела примеры проектов, которые мы ведем в газете, а вот широкомасштабных акций и мероприятий мы в этом году еще не проводили и, похоже, вряд ли проведем по понятным причинам.

 

— Зато, как вы уже отметили, прибавилось работы на сайте и в соцсетях. Как организована работа вашей редакции в онлайне, в том числе касаемо монетизации?

— Оперативная подача новостей, уникальный контент, интересный читателю, — основные правила при работе с сайтом. Мы подключены к агрегатору «Яндекс.Новости», благодаря этому попадаем в топ новостей по региону.

Статьи с сайта расшариваются по соцсетям. Это дает значительную часть заходов на сайт. Месяц назад подключили сервис Giraff.io. Сделали adblock на внутренние страницы сайта максимально похожим на предыдущий. Если раньше в нем были только анонсы статей нашего сайта, то теперь из четырех анонсов два наших, один партнерский и один рекламный.

На сайте есть места для рекламных баннеров, но мы стараемся ими не злоупотреблять, предпочитая нативную рекламу. Недавно попробовали поэкспериментировать: стали использовать новый для редакции способ распространения информации. На местной неофициальной информационной площадке «Выксабезкупюр» от имени физического лица размещаем уникальную либо провокационную информацию со ссылкой на публикацию на нашем сайте и с просьбой обсудить или оценить. Этот метод трудоемкий — требует качественной модерации появляющихся отзывов и комментариев (далеко не всегда приятных), но дает возможность значительно поднять интерес аудитории к нашим публикациям.

В соцсетях основную ставку делаем на аккаунт в Instagram и сообщество во «ВКонтакте». Публика в них активнее, публикации дают наибольший охват.

Показатели охвата для рекламодателей сейчас выходят на первый план, поэтому мы не занимаемся массфоловингом и накруткой подписчиков. Привлекаем аудиторию различными конкурсами. Хороший отклик имеют опросы, результаты которых являются материалом для дальнейших публикаций как на сайте, так и в газете. Причем используем это не только в рубрике «Опрос «ВР», о которой я уже сказала, но и в других проблемных материалах. Большое внимание уделяем общению в комментариях. Потому что если не отвечать на сообщения, то дискуссия не завяжется.

Соцсети, особенно Instagram, периодически приносят доход (пока незначительный), поэтому сейчас активно работаем над привлечением рекламы. Прорабатываем абонентские договоры с крупными рекламодателями.

 

— И сколько же человек выполняют всю ту работу, о которой вы рассказали?

— В штате «Выксунского рабочего» 16 человек: четверо занимаются наполнением контента (журналисты); четверо — версткой, дизайном и ведением сайта (два дизайнера, ответственный секретарь, редактор сайта); четверо — добычей денежных средств и их учетом (бухгалтер и главный бухгалтер, менеджер по распространению тиража и рекламе, коммерческий директор — она же развивает Instagram); еще есть корректор, водитель (он же экспедитор, курьер и периодически фотограф), а также главный редактор и его заместитель, которые помимо своих непосредственных обязанностей могут и писать, и верстать, и выставлять информацию на сайт. Кадровая проблема есть. Мы долго вели молодежную редакцию. Ребятишки поступают в вузы, но по окончании в редакцию не приезжают, большинство и в город-то не возвращается.

Кадры ищем постоянно. Главный критерий — желание работать, а что и как делать — научим. 

Справка

Общественно-политическая газета «ВЫКСУНСКИЙ РАБОЧИЙ» (г.  Выкса, Нижегородская область) издается с  1 августа 1920  года. Победитель конкурса «10 лучших газет России-2018». Выходит один раз в неделю. Объем — 24 полосы. Тираж одного номера — 5000 экземпляров. Учредители: правительство Нижегородской области, администрация и Совет депутатов городского округа город Выкса, МУП «Редакция газеты «Выксунский рабочий».

Сайт: vr-vyksa.ru
 
Фото: из архива газеты «Выксунский рабочий»
Сообщить об ошибке
Авг 6, 2020
В Google Австралии и Новой Зеландии задумались о судьбе печатной рекламы

Интервью с заместителем главного редактора издания «Такие дела» Владимиром Шведовым

Вам будет интересно: