Магия слова

Отчего одни строки «искрят», а другие словно «компьютерная щебенка»

Вот загадка: отчего один человек пишет, вроде бы, хороший текст, где правильно расставлены точки и запятые, есть диалоги и авторские отступления, присутствует сюжет и обрисованы герои, но текст этот не трогает тебя, не задевает внутренних струн, оставляет равнодушным. А другой автор пишет текст, особенно не заботясь об правилах и абзацах и даже, случается, вопреки правилам, но зато чтение это доставляет тебе непередаваемое удовольствие, душа трепещет, словно от встречи с чудом. Ты вчитываешься в такие строки раз за разом, словно бы они обращены прямо к тебе, ты и сам так думал, такое переживал, только сказать не мог — а он, автор, смог.

Это касается не только высокой литературы, но и журналистики.

Конечно, я имею в виду не ту «компьютерную щебенку», которая сегодня щедро сыпется на страницы газет и журналов, а высокую авторскую Журналистику, пространство которой, увы, сжимается с каждым годом.

Ведь почему люди в те старые времена так ждали публикаций Анатолия Аграновского в «Известиях», Геннадия Бочарова в «Литературке», Василия Пескова и Инны Руденко в «Комсомольской правде»? Не только оттого, что они глубоко копали, основательно раскрывали свои темы и ярче других показывали своих героев. Из их очерков, репортажей, статей на читателя обрушивалась такая необыкновенная энергетика, там так искрило…

За легкостью, прозрачностью стиля стояли часы и недели тяжелейшего труда, десятки и сотни исписанных, скомканных и снова написанных страниц

Конечно, секрет в таланте авторов. Но не только. Помню, как работали над словом мои коллеги по той старой «Комсомолке», как мучительно рождались из-под их пера те шедевры. За легкостью, прозрачностью стиля стояли часы и недели тяжелейшего труда, десятки и сотни исписанных, скомканных и снова написанных страниц. Такая была «творческая лаборатория», а лучше сказать — каторжный труд.

Мастера, умевшие балансировать на тонкой грани между журналистикой и литературой, были во многих редакциях. В «Советском спорте» — Станислав Токарев, он писал о гимнастике. В журнале «Смена» — Леонид Плешаков, он ко всему прочему был знаменит тем, что в художественных фильмах играл ямщиков и вышибал, имел огромный рост и могучую комплекцию. В «Литературке» — Юра Рост, блистательные тексты которого почти всегда обрамляли столь же чудесные фотографии.

И сейчас в некоторых редакциях есть свои классики, любимцы читателей. Но, признаемся, их все меньше. Да, время теперь иное. Но я обеими руками за то, чтобы ту старую традицию сохранить. А не выплескивать с водой ребенка.

Заходное фото: shutterstock.com
Фото: gorno-altaisk.ru, ujmos.ru, kp.ru
Сообщить об ошибке
Сен 7, 2017
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: