Как работает новая игрушка для журналистов и читателей Яндекс.Дзен

Гид для работы

Судя по последним реакциям и слухам в медиатусовке, Яндекс.Дзен — это волшебная «черная коробочка», которая помогает вам получить большую аудиторию, обрести популярность и даже заработать. Но с какого боку к ней подступиться? Читайте наш гид.

 

Контент находит вас сам

Звучит как слоган нового триллера, но на самом деле это девиз нового сервиса Яндекса с медитативным названием «Дзен». Он использует элементы искусственного интеллекта для вычисления предпочтений пользователей и машинное обучение для улучшения показателей выдачи.

Ежедневно платформу посещают более 7 млн пользователей, уверяют в Яндексе. Скорее всего, эта цифра получается путем сложения пользователей Яндекс.Браузера и одноимённого поисковика («Дзен» там открывается по умолчанию после скролла вниз).

По словам создателей платформы, «Дзен» в некотором смысле — это поиск без запроса, при котором запросом является сам человек. Отсылка к буддийской философии родилась много лет назад, когда у Яндекса был сервис «Дзен-поиск», который не имел поисковой строки, но при нажатии кнопки «Искать» выдавал результаты по случайному, но реальному запросу.

Яндекс.Дзен использует много факторов при вычислении интересов пользователя, но основным является ваше поведение в браузере. И тут, конечно, возможны казусы. Допустим, вы не интересуетесь инопланетными существами и теориями заговора, но по долгу службы или в случайном порядке заходили на страницы с описанием рептилоидов или оккультных теорий. Яндекс.Дзен решит, что вам это интересно. Главное — вовремя поставить «дизлайк», потому что его вес для рекомендательной системы примерно в 30 раз больше, нежели вес клика.

Главное — вовремя поставить «дизлайк», потому что его вес для рекомендательной системы больше, нежели вес клика

У «Дзена» две стороны: для читателей и для авторов. Авторская часть была запущена весной 2017 года, но уже приобрела немалую популярность среди журналистов, блогеров и тех, кто хочет создавать персональный контент. Итак, зачем же вообще Яндекс.Дзен нужен журналистам и как наладить с ним отношения?

 

ГДЕ НАЙТИ ДЗЕН?

Яндекс.Дзен встроен во все платформы самого Яндекса: в Яндекс.Браузер, во все версии поисковой системы Яндекс, в приложения. Лента отображается в самом низу и работает по принципу бесконечной прокрутки страницы. Сервис можно также найти по прямой ссылке zen.yandex.ru.

 

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

В первую очередь надо зарегистрироваться в системе или войти в аккаунт Яндекса на сайте «Дзена». Далее сервис сам с радостью расскажет и покажет вам, с чего начать. Интерфейс и встроенный редактор просты как внешне, так и в работе.

Для издателей возможны два варианта размещения публикаций: по каналу RSS (автоматическая новостная лента, которую выдаёт ваш сайт) и авторское размещение вручную.

При этом «Дзен» не рекомендует вслепую копировать материалы со своих сайтов: в таком случае алгоритм может посчитать его менее уникальным и понизит в выдаче. Поэтому для размещения своих публикаций с сайта проще использовать RSS. А в «Дзене» экспериментировать с новыми форматами, темами и подачей информации.

Как подключить RSS, можно прочитать в разделе «Помощь» на сайте «Дзена».

 

ЧТО ПИСАТЬ?

Как и везде в интернете, в «Дзене» пишут всё обо всём и во всех форматах: фото, текст, видео… Но как понять, что «выстрелит», а что нет? Почти никак. Часто то, что популярно на других платформах, может иметь плохой охват на «Дзене». Видимо, сказывается работа рекомендательных алгоритмов.

Подробной статистики «Дзен» пока не приводит, но, по наблюдениям, лучше всего «заходят» и читаются нишевые каналы: про дизайн, автомобили, туризм, бьюти-индустрию, гастрономические изыски и рестораны. Даже про мифологию и астрофизику. Если вы пишете увлекательно, без вызывающих заголовков и непристойных картинок, а также не воруете контент, у вас есть все шансы на успех.

На два слова, начинающихся с буквы «к», «Дзен» просит авторов обратить особое внимание: «кликбэйт» (то есть намеренно провокативный заголовок — ложная наживка для кликов) и «копипаст» (копирование контента). Лучше ими не пользоваться.

Вообще Яндекс написал целую памятку о том, что запрещено писать в Дзен. Как и на большинстве площадок, помимо кликбэйта и копипаста здесь также запрещены враждебные высказывания, спам, порноконтент и ненормативная лексика. За нарушения правил канал автоматически понижается в выдаче (пессимизируется) или блокируется. Алгоритмы сервиса пока далеко не идеальны, поэтому бывает, что крупные СМИ перепечатывают статьи отдельных авторов и преспокойно живут дальше, а каналы авторов за подобное сразу же пессимизируют. Сбои бывают и при прочих нарушениях: всё‑таки алгоритмы видят и определяют не всё.

БЫВАЕТ, ЧТО КРУПНЫЕ СМИ ПЕРЕПЕЧАТЫВАЮТ СТАТЬИ ОТДЕЛЬНЫХ АВТОРОВ И ПРЕСПОКОЙНО ЖИВУТ ДАЛЬШЕ, А КАНАЛЫ АВТОРОВ ЗА ПОДОБНОЕ СРАЗУ ЖЕ ПЕССИМИЗИРУЮТ

КОГДА ПИСАТЬ?

В отличие от социальных сетей, где есть некая закономерность жизни и свои «счастливые» часы для публикации, «Дзен» абсолютно не склонен к срочности, он скорее про «вечно зелёный контент». Алгоритм показывает публикации пользователю, когда он в них заинтересован. И в этом есть своя прелесть: в канал можно писать хоть ночью. Главное — не делать это слишком редко.

 

ГДЕ ДЕНЬГИ?

Деньги с платформы получают как сам Яндекс (путем встраивания рекламных блоков в ленте), так и авторы, многие из которых как раз пришли постигать «Дзен» после новости о выдаче денежных грантов.

О монетизации канала «Дзен» также написал отдельное руководство. Сервис предлагает два способа размещения рекламы: автоматическое размещение в вашем канале и настраиваемые вручную блоки. Монетизация становится доступна после перехода каналом порога в 10 тыс. просмотров в неделю.

Регулярно на своей странице в Facebook Яндекс.Дзен делает подборки каналов и авторов, которые, по мнению редакции, заслуживают внимания. К тому же десяти лучшим каналам месяца сервис выплачивает 300 тыс. рублей (общий годовой бюджет спонсорской программы составляет миллион долларов). Мы поинтересовались у авторов, как они используют «Дзен».

 


АЛЕКСАНДР ЛИТВИНОВ, автор канала «Планёрка»


В начале августа я увидел, что «Дзен» раздаёт гранты самым интересным каналам. Подумал, почему бы и мне не завести канал для своего проекта («Планёрка» уже представлена в Facebook, ВКонтакте, Telegram). На седьмой день подключилась монетизация. Потом нас назвали каналом дня. По итогам сентября выиграли тот самый грант от Яндекса. Ура.

ПРОДВИЖЕНИЕ. Если твой материал сразу «заходит» (например, число кликов по отношению к числу показов очень хорошее, порядка 10%) или если пользователи ставят лайки этому материалу, то он будет раскочегариваться дальше. И, соответственно, наоборот. Иногда алгоритмы могут просто никому не показать материал. У одного из наших материалов вообще было «0 показов» в ленте.

ДЕНЬГИ. В моём случае, помимо стандартной монетизации, речь идёт ещё и о гранте. Это 300 тыс. на 3 месяца. Но если говорить о классической монетизации за показ рекламы, то она компенсирует вложения в канал. Пока там цифры невысокие. На зарплату одному человеку не хватит. Но проект постепенно растёт.

МЕТРИКИ. Для «Планёрки» «Дзен» — это только канал. То есть мы не используем RSS для вывода материалов непосредственно с сайта (хотя и думаем это сделать). Так что пока никакой особенной аналитики не нужно. Все цифры «Дзен» и так показывает.

 


СЕРГЕЙ ВИЛЬЯНОВ, автор канала «Технодзен»


О Яндекс.Дзене мне рассказал товарищ, Игорь Черский, который уже завёл там свой канал Restorunner. В конце
сентября я сделал блог и с первого же поста попал если не в десятку, то очень близко к ней. 52 тыс. показов в ленте «Дзена» у первого же материала — просто шикарный результат.

ПРОДВИЖЕНИЕ. Какой‑то «золотой пули» нет. Как и на любом ресурсе, если ты хочешь сделать популярный материал — подумай, что волнует большое количество людей, чем ты можешь им помочь. Я так делаю уже 20 лет. Я предположил, что на «Дзене» будут хорошо идти руководства по выбору различной техники. И не ошибся. Уже упомянутый десяток самых симпатичных мне смартфонов отлично «зашёл» и продолжает показываться даже полтора месяца спустя. Настоящим хитом стал гид по выбору карт памяти для смартфонов: 110 тыс. показов за месяц. И ещё — очень важно подбирать на иконку хорошую картинку и не лениться писать внятный анонс. В «Дзене» встречают по иконке.

ДЕНЬГИ. Две недели назад блог преодолел 30 тыс. просмотров постов в неделю, и автоматически включилась монетизация через Яндекс.Директ. Пока это скромные деньги — хватает, чтобы раз в неделю сводить семью в кафе. Не буду врать, что деньги меня вообще не интересуют, но мне хватает других способов монетизации своих
способностей. «Дзен» же дает совершенно уникальные возможности дотянуться до аудитории, которая о моих статьях сроду не слышала. Это существенно важнее денежных знаков. И то, что за короткий срок у канала набралось без малого 500 подписчиков, очень радует. Они здесь даются куда труднее, чем в соцсетях и YouTube.

МЕТРИКИ. «Дзен» говорит мне, сколько раз пост был показан в ленте, сколько раз его прочитали, сколько лайкнули, а также информирует о количестве подписчиков. К сожалению, учитывается только трафик «внутри» «Дзена», тогда как пришедшие по ссылке снаружи пока не считаются. Например, я опубликовал в «Дзене» один из первых в мире обзоров iPhoneX, написанный до начала мировых продаж. И мне очевидно по реакции, что его прочитали существенно больше людей, чем показывает счётчик. Я ещё ставлю иногда ссылки на свой основной сайт, посматриваю за количеством переходов. Имеющихся данных достаточно для оценки собственных усилий и выводов. А остальное приложится. Платформа сейчас быстро развивается. Всегда интересно быть одним из первых.

 


РУСЛАН КИРНИЧАНСКИЙ, автор канала «Дневник архитектора»


ПРОДВИЖЕНИЕ. Многое зависит от темы и заголовка, поэтому важно правильно их составлять. Например, «Как испортить стены: 5 проверенных способов на все случаи жизни» звучит заманчивее, чем «Лепнина в хрущёвке больше не в тренде».

ДЕНЬГИ. Мои первые материалы набирали по 300‑500 просмотров, постепенно это число росло, и сейчас средний показатель одной статьи у меня 20‑25 тыс. просмотров. Мой канал стремительно развивается: вначале доход был сопоставим с обедом в сети быстрого питания, а сегодня показатель приблизился к стоимости нового айфона.

МЕТРИКИ. Для меня важнее создавать полезные материалы, чем следить за статистикой. Мне часто задают вопросы, поэтому я знаю, что интересует моих читателей. Метрика в «Дзене» показывает количество переходов внутри платформы. Когда я смотрю статистику в группах ВКонтакте или Facebook, то замечаю, что просмотров значительно больше.

Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Дек 18, 2017
Отечество осталось. А пророка больше нет 
СМИ учатся показывать рекламу сообразно настроению, вызванному опубликованным материалом
Речевые клопы и СМИ как источник заражения