Оборотная сторона медали

Честнее говорить: какова пресса, таковы и читатели

Хороший журналист Николай В. в своем блоге написал: неча, мол, на зеркало пенять, коли рожа крива. Каков читатель, такова и пресса. Это он по поводу того, что желтизна в условиях рыночной экономики — явление неизбежное. Дешевые сенсации хорошо продаются, а вот высокие материи спросом не пользуются.

«Рыночные законы, за которые большинство боролось, не позволяют писать о светлом», — делает вывод Николай В.

Ему ли этого не знать. Сам Николай долго работал в газете, которая не брезговала бульварщиной и, собственно говоря, во многом благодаря именно этому сохранила и тираж, и сотрудников, да и сам знаменитый бренд. А под одной крышей с ней живет еще более успешное печатное издание — оно даже и не скрывает своей желтой направленности, являясь по всей видимости главным кормильцем издательского дома.

Это чистая правда: во всем мире самые успешные медиапроекты либо откровенно желтые, либо с большим налетом скандальности. То есть формально так: раз на подобный товар есть спрос, то есть и предложение. Рынок…

Однако я бы не спешил оценивать прессу исключительно рыночными категориями. Писать статьи и снимать телесюжеты — это не пирожки печь. СМИ — часть той сферы человеческой жизни, которая зовется культурой. Не зря же редакторов, журналистов и издателей награждают званием «Заслуженный работник культуры». А раз так, то и подход к оценке их деятельности должен быть другим. Ведь не ставят же театры сплошь эротические спектакли. Культура считается сферой духовной, ее поддерживает государство, и оно же следит (случается, с перегибами) за тем, чтобы превалировали все-таки высокие материи, а не дешевка.

Это ошибочный посыл: каковы читатели, такова и пресса.

Именно медиа (в особенности телевидение и интернет) формируют сейчас общественное сознание, возводят на пьедестал одни авторитеты и свергают другие, обозначают границы моральных устоев

Так что правильнее и честнее говорить: какова пресса, таковы и читатели. 

Есть у этой проблемы и еще один аспект, очень важный. Беда в том, что целый ряд вузов загодя готовит выпускников своих журфаков к работе именно на «желтых» площадках. Говорю это, основываясь на личном опыте преподавания в одном частном университете. Я изо всех сил пытался объяснить студентам свое понимание высокого ремесла. Читал им отрывки из дневников Юлиана Семенова, приводил в пример очерки Геннадия Бочарова, называл фамилии Роста и Аграновского, а из современных — Познера, Панюшкина, Соколова-Митрича. Реакция была нулевая. Они просто не понимали, чего я от них хочу. Они готовили себя к другой профессии, вовсе не к той, которой занимались мы. Это было ужасно. Очень скоро я осознал всю тщетность своих попыток их вразумить.

Возможно, молодым людям не были понятны мои слова, потому что они уже выросли, сформировались, читая эти газеты и смотря это телевидение. Они другого не знают. И возможно, другое немыслимо в наших сегодняшних условиях, когда безнравственность ставится выше нравственности, когда рейтинг (и только он) управляет теленачальниками и медиамагнатами.

Или все-таки мыслимо?

Я не знаю ответ на этот вопрос.

Сообщить об ошибке
Ноя 20, 2017
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: