Золотой фонд прессы-2018

Итоги Всероссийского конкурса на соискание Знака отличия

Подведены итоги Всероссийского конкурса на соискание Знака отличия «Золотой фонд прессы-2018».

 

Ольга Смирнова, заведующая кафедрой периодической печати, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова:

Конкурс «Золотой фонд российской прессы» продолжает подтверждать то, что региональная пресса существует и остается востребованной своей аудиторией. Конкурс вновь продемонстрировал широкую географию участников и интерес к нему со стороны изданий.

В этом году в конкурсе приняли участие 182 издания из 56 регионов. Из них 157 общественно-политических, 10 специализированных, 7 молодежных и детских, 8 корпоративных, 13  на национальных языках. Среди лучших экспертами были названы «Городские новости» (г. Красноярск), «Вперед» (г. Батайск, Ростовская область), «Миасский рабочий» (г. Миасс, Челябинская область), «Время» (г. Нижняя Тура, Свердловская область) и другие газеты.

 

Елена Вартанова, председатель жюри, декан факультета журналистики, член-корреспондент РАО, профессор, доктор филологических наук, о состоянии прессы в России:

Газета – это, пожалуй, единственное сейчас СМИ в российской медиасистеме, где сохраняется высокая доля произведений журналистов. По данным опросов ВЦИОМ, которые измеряют уровень доверия к СМИ, россияне доверяют газетам больше, чем онлайн-ресурсам.

Рынок печатных СМИ в России переживает много проблем. Эти проблемы носят, в первую очередь, экономический характер. Они связаны с падением интереса аудитории, особенно молодой, к печатной прессе в ее традиционном — «бумажном» — виде, что ведет к сокращению тиражей и падению рекламы. Экономические трудности обусловлены высокой стоимостью бумаги и полиграфического оборудования, отсутствием развитой типографской инфраструктуры, которая помогала бы реализовывать недорогие проекты на современном уровне. Пресса страдает и от неэффективности почтовой доставки и от отсутствия альтернативных ей сетей распространения. В связи с тем, что из печатной прессы реклама уходит в новые медийные среды, сегмент печатных СМИ остается без притока новых инвестиций.

Но если говорить о местных рынках, городах и небольших населенных пунктах и их роли в создании локальной идентичности, то бумажная газета сохраняет свое влияние. И сегодня проблема состоит в поиске оригинальной контент-модели, в создании адекватных запросу региона журналистских материалов и форматов. И именно такая адекватная запросу региона печатная журналистика привлекает внимание аудитории и доходы от реализации тиража, а не только от рекламодателей. Сегодня вопрос прибыльной бизнес-модели прессы – это вопрос бренда, вопрос специфики редакционных стандартов, вопрос конкретных контент-стратегий, которые связаны с брендом. Газета должна создавать и укреплять свой бренд.

 


Эксперты о тенденциях, которые удалось выявить при анализе изданий 


 

Александр Колесниченко, член жюри:

Внешне почти все издания выглядят симпатично. Многие перешли на полноцветную печать, используют современную композиционно-графическую модель, крупные иллюстрации и игровые заголовки.

Однако с контентом ситуация сложнее. Издания очень сильно различаются и по широте информационной повестки, и по качеству ее отработки. В одних регулярно встречаются и материалы сложные (очерки, специальные репортажи, аналитические статьи), и материалы острые, конфликтные. Особенно много проблемных публикаций на такие темы, как ситуация в ЖКХ (капремонт, отопление, обустройство дворов) и ущемление прав социально-незащищенных групп (инвалиды, дети-сироты, беженцы).

Некоторые же издания, к сожалению, занимаются отчетно-презентационной журналистикой, публикуя, главным образом, заметки о проведенных мероприятиях и о докладах чиновников про успехи и планы. Желательно же проводить экспертизу показанного и заявленного и сообщать читателям, что реально удалось и не удалось, к каким последствиям это привело, и насколько выполнимы обещания чиновников.

 

Ольга Дмитриева, член жюри:

Региональная пресса развивается неравномерно: одни активно развивают свои соцсети, создают ютьюб-каналы, другие присылает заявку на конкурс, не имея даже сайта издания. Но надо подчеркнуть, что последних — меньшинство.

Мой фаворит в этом году — газета Красноярска «Городские новости». Это хорошее качественное издание, которое развивается в соответствии с современными медийными трендами. Газета активно поддерживает связь с читателями – много текстов по письмам в редакцию. Есть приложения «Стадион», «Проспект культуры», «Город будущего», детская газета-вкладка «Детский район». Нестандартная верстка, много «воздуха». Разноплановые фото: портреты, репортажные снимки, стоковые фотографии, селфи. Есть рисунки, схемы, макеты, много инфографики. У издания есть активный сайт, страница в соцсети «ВКонтакте» и Телеграм-канал. Это издание получило максимум баллов.

 

Вера Бойко, член жюри:

В этом году в конкурсе приняло участие заметно больше детских и молодёжных изданий — это представляется позитивным. Журналы для детей, в целом, представляются интересными по содержанию и добротными по оформлению, а пресса для молодёжи пока не дотягивает до желаемого уровня. Вероятно, издатели пока не очень понимают, как и чем привлечь молодых читателей, у которых, к сожалению, не сформирована привычка к чтению прессы.

 

Даниил Ильченко, член жюри:

Заметно, что представители региональной прессы стали больше внимания уделять поддержанию коммуникации со своей читательской аудиторией, организации общественных обсуждений по важным социальным, экономическим, инфраструктурным, политическим (и др.) проблемам. Увеличилось количество публикаций, посвященных поддержке гражданских инициатив, развитию гражданского общества в целом. Остается надеяться, что данная позитивная тенденция функционирования местной прессы в следующем году приобретет черты устойчивого тренда.

 


Список обладателей Знака отличия «Золотой фонд прессы-2018» на zolfondpress.ru


 

Заходное фото: Валерия Дудина
Фото: journ.msu.ru
Сообщить об ошибке
Дек 29, 2017

Опыт создания и продвижения канала Breaking Trends про «чрезвычайные медиатренды»
Как на Западе используют богатых и влиятельных читателей
Несколько аргументов в пользу того, что такой инструмент нужен далеко не всем