Александр Жиров: «Независимых СМИ станет меньше»

Интервью с автором телеграм-канала «Местами», медиаменеджером и медиаэкспертом Александром Жировым

 

Леонардо Ди Каприо, Анджелина Джоли, Роберт Паттинсон — в чьих только руках не побывала газета «Копейский рабочий». Но это издание, «популярное» среди звезд Голливуда, практически не читается в России. Что скрывается за обложкой локальных медиа и мешает им выйти на федеральный уровень рассказал редактор, историк и автор телеграм-канала про локальные медиа «Местами» Александр Жиров.

 

— Как бы вы описали идеальное локальное СМИ?

— Это медиа, которое имеет ценность для местной аудитории: как общественный организатор, как источник информации, как инструмент продвижения региона, но при этом не боится использовать форматы «больших» медиа и экспериментировать.

 

— Топ-5 самых качественных и интересных, на ваш взгляд, СМИ в регионах.

•   Znak (Екб),

•   «Тайга.инфо» (Нск),

•   «Новый Калининград» (Калининград),

•   «Люди Байкала» (Ирк),

•   Издания Сети городских порталов Shkulev Media: Е1 (Екб), НГС (Нск), НГС55 (Омск), НГС24 (Красноярск), 74.ру (Челябинск), Фонтанка (СПб), 59.ру (Пермь).

 

— Когда локальное СМИ становится уже НЕлокальным? Какова грань между этими определениями?

— «Копейский рабочий», как и «Ревдинский рабочий», — это, конечно, сугубо локальные газеты. Ведь, давайте будем честными, никто не знает (и не особо хочет знать), что у этих газет на второй полосе. «Ревдинский рабочий» привлек внимание обложками со стихотворными заголовками, «Копейский рабочий» — рекламой с участием голливудских звезд. Но мы не знаем, что там внутри этих газет, о чем они пишут.

ВРЯД ЛИ НАС ИНТЕРЕСУЕТ, КАКУЮ КРАСНУЮ ЛЕНТОЧКУ ПЕРЕРЕЗАЛ ГЛАВА РАЙОНА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

При этом, грубо говоря, примеров перехода локальных СМИ в федеральные практически нет. Znak изначально создавался как федеральное СМИ, работающее из Екатеринбурга. «Тайга.инфо» работает из Новосибирска, но пишет про Сибирь в целом.

 

— В чем преимущество локальных СМИ перед федеральными?

— На самом деле, никакого преимущества нет. У федеральных СМИ больше денег, больше возможностей для экспериментов, больше кадров, больше ресурсов. Большиинство локальных медиа работают в условиях жесточайшего дефицита: кадров (потому что лучшие, как правило, уезжают в Москву), финансов (потому что зарабатывать в регионах сопоставимые с столицей деньги уже нереально), идей (все уже придумано крупными медиа).

В таких условиях очень часто те, кто делает локальные медиа, даже не удосуживаются узнать свою аудиторию, понять, какая она, чем реально интересуется, и тем самым отталкивают читателей от себя. В регионах думающая аудитория следит за «Медузой»* или The Village, но не за местными сайтами — ведь они не сообщают ничего, кроме сугубо местечковых новостей. Именно поэтому появляющиеся в регионах классные медиа хорошо заметны. Чтобы выделиться на фоне новостных сайтов, работающих по принципам районной газеты, достаточно начать делать медиа хорошо и по-современному.

 

— Оказывают ли влияние локальные СМИ на федеральные издания?

— Разумеется. В том смысле, что без новостей в региональных изданиях нет федеральных новостей. Подавляющее большинство федеральных изданий не может себе позволить содержать корреспондента в каждом регионе. Им проще плотно мониторить региональные СМИ в поисках каких-то интересных тем.

МНОГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ — ЭТО ЛЮДИ С «РЕГИОНАЛЬНЫМ» БЭКГРАУНДОМ

Которые при этом относятся к медиа из своих родных регионов с определенным сарказмом — как Андрей Козенко (экс-«Лента», экс-«Медуза»*, сейчас — BBC) к саратовским медиа, а Илья Шепелин («Дождь»*) к омским СМИ.

 

— У локальных СМИ больше независимости и свободы, чем у федеральных?

— Нет. Большинство локальных СМИ «сидят» на информационных контрактах с мэрией, губернатором или принадлежат местному заводу, предпринимателю. Уровень их самостоятельности ограничен темами культуры или спорта. Политические, общественные, экономические материалы в локальных СМИ жестко подчинены воле владельца.

 

— В чем особенности бизнес-модели локальных СМИ: акцент на подписке или рекламе?

— У локальных СМИ есть три реальных источника заработка:

•   реклама,

•   информационные контракты с органами власти,

•   владелец издания дает деньги, которые зарабатывает в другом бизнесе.

Когда мы говорим про донаты или подписку в регионах (не имея в виду, конечно, районные газеты), мы должны понимать, что в большинстве российских регионов у людей крайне низкие зарплаты. Много вы можете «донатить» независимым местным медиа, если у вас зарплата — 30 тысяч рублей? А ведь для многих это еще вполне неплохие цифры.

 
ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ ОТПРАВЛЯЕТ ДОНАТЫ — ОН ПОДДЕРЖИВАЕТ «МЕДУЗУ»*, «МЕДИАЗОНУ»* ИЛИ «ХОЛОД», НО НИКАК НЕ МЕСТНЫЕ СМИ

Ну а такой инструмент, как «подписка», — в московском понимании этого слова — в регионах не работает вообще.

 

— Вредные советы: как загубить локальные медиа и потерять интерес читателя?

— Во-первых, пытаться слепо копировать «московские форматы». Иногда читаешь локальный сайт, сделанный под The Village, и хочется, как на известном меме, прокричать в мегафон: «Але! Березники, Пермский край!» — в том смысле, что темы, которые вы копируете вместе с подходом, не прокатят в вашем городе, почему вы игнорируете другие, более интересные темы и более близкие вашей аудитории, а пытаетесь встроиться в столичную повесточку?

Во-вторых, публиковать много «продажных» материалов. И в смысле коммерческих, и в смысле заказных, если вы делаете издание под эгидой областного правительства, например. Читатели не идиоты.

Впрочем, мне неизвестны случаи, чтобы люди перестали заходить на какие-то локальные сайты после публикации заказухи.

В-третьих, уйти в кликбейт — это самое простое решение для нагона трафика, но при этом думающая аудитория точно от вас отвернется.

 

— На какие локальные медиа стоит обратить внимание в Санкт-Петербурге и почему?

— Прежде всего, смотрите за «Фонтанкой» — это «федеральное медиа из Санкт-Петербурга», которое не забывает и о локальной, и о федеральной повестке.

«Бумага» — тоже интересное издание, которое интересно своими «нежурналистскими» проектами: лекциями, спецпроектами, рассылками, путеводителями.

«Канонер» — хорошее нишевое издание про урбанистику и архитектуру в городе. Им немного не хватает журналистики, но как нишевое издание они очень хороши.

 

— Каких изменений ждать от региональных СМИ в будущем?

— Независимых СМИ станет меньше. Это связано, в том числе, с давлением на медиа и журналистику в России, с законами об «иностранных агентах».

МНОГИЕ ЖУРНАЛИСТЫ УХОДЯТ ИЗ ПРОФЕССИИ, ЧТОБЫ БЫТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ

С другой стороны, усилится роль индивидуальной журналистики. Люди-проекты, которые работают сами по себе, будут развиваться в разных форматах. Без редакторов, без больших финансовых затрат на содержание редакций. Обратите внимание на видеоблог Анны Зуевой из Улан-Удэ, на телеграм-канал «Борус» Виктора Самусенко из Красноярска, на такие проекты, как «Челябинский урбанист», — это истории про то, как можно делать контент и даже зарабатывать на нем, но при этом работать без редакции и свидетельства о регистрации СМИ.

 

*Издания внесены в реестр СМИ-иноагентов

Фото: из архива Александра Жирова; ник: kino-teatr.ru
Сообщить об ошибке
Мар 1, 2022

Вам будет интересно: