Современный работник медиасферы зажат между неизведанной практикой и желающими его научить всему новому медиатренерами и консультантами.
Выбор невелик: или постигать всё самому методом проб и ошибок, или довериться тем, кто готов в концентрированном виде передать ценные знания (но без гарантий усвоения).
На персональном уровне не стоит вопрос доступа к образованию — важнее селекция знаний и приоритет навыков. Этому в апреле 2016 года будет посвящена большая конференция в Институте массмедиа РГГУ. Нам же интересна практическая сторона вопроса: что нужно, чтобы быть актуальным и востребованным уже сегодня?
Навыки успешного журналиста условно можно разделить на две большие группы: понимание общих вещей и практические умения. Вот пять основных направлений развития современного журналиста.
Социальные коммуникации
Лингвист и семиолог Фердинанд де Соссюр предложил объяснительную модель для человеческого языка: означаемое — означающее — знак. Означаемое — это идея, понятие, которое надо выразить, означающее — материальный носитель этой идеи/понятия, а знак — сумма означающего и означаемого. Причём это уже отражённый результат восприятия другого человека.
Современный работник медиасферы зажат между неизведанной практикой и желающими его научить всему новому медиатренерами и консультантами.
Выбор невелик: или постигать всё самому методом проб и ошибок, или довериться тем, кто готов в концентрированном виде передать ценные знания (но без гарантий усвоения).
На персональном уровне не стоит вопрос доступа к образованию — важнее селекция знаний и приоритет навыков. Этому в апреле 2016 года будет посвящена большая конференция в Институте массмедиа РГГУ. Нам же интересна практическая сторона вопроса: что нужно, чтобы быть актуальным и востребованным уже сегодня?
Навыки успешного журналиста условно можно разделить на две большие группы: понимание общих вещей и практические умения. Вот пять основных направлений развития современного журналиста.
Социальные коммуникации
Лингвист и семиолог Фердинанд де Соссюр предложил объяснительную модель для человеческого языка: означаемое — означающее — знак. Означаемое — это идея, понятие, которое надо выразить, означающее — материальный носитель этой идеи/понятия, а знак — сумма означающего и означаемого. Причём это уже отражённый результат восприятия другого человека.
То есть знак должен донести понятие до аудитории. Если человек не знает языка, на котором ему передаются понятия в виде букв, он не поймёт послания. Знаки могут быть иначе восприняты, если в другой культуре одно и то же выражение имеет другое значение. Например, белый цвет в Европе воспринимается как праздничный, а в Японии — это символ траура.
Примерно в таком ключе можно объяснять и совместное существование медиа и контента. Распространитель (медиа) и носитель (контент) месседжа обретают смысл, когда взаимодействуют. Третий необходимый компонент в данной системе — аудитория, у которой есть доступ к медиа и способная усваивать контент. Глубинное понимание связей и механик человеческого языка позволяет проектировать пространство коммуникаций и эффективно доносить смыслы разными способами.
Суть журналистики
Из понимания сущности социальных коммуникаций происходит понимание роли журналиста и журналистики. Журналистика не тождественна медиа/СМИ и не тождественна контенту. Довольно подробно этот вопрос рассмотрен в статье «Как изменилось понятие «журналистика» в современном цифровом пространстве?» (№ 10/2014*)
Если попытаться разобрать деятельность журналиста, то условно можно разделить медиа, контент и журналистику. Медиа — это в широком смысле среда, а в узком — канал распространения, дистрибуции. Контент — это инструмент, носитель сообщений, контейнер для смыслов. Журналистика — это социальный институт. Журналистика — это всегда очень личное решение: ничто извне не заставит человека быть искренним, честным и увлечённым идеей делать жизнь вокруг лучше.
Журналистика — это ответственная гражданская позиция, выраженная через медиатекст. Контент и медиа для журналиста — такие же инструменты донесения важных смыслов, как для рекламщика собачьего корма или идеолога политической партии. Инструменты и каналы — одинаковые, цели, действия и результаты воздействия на общество — разные.
С этим пониманием можно выстраивать долгосрочные, прочные и доверительные отношения с аудиторией. Исследования подтверждают, что стандарты качества справедливы как для традиционных, так и новых медиа (№ 10/2014).
Понимание аудитории
Аудиторию можно изучать бесконечно — нет пределов совершенству. За трафиком следить достаточно просто через системы внутренней статистики («Яндекс.Метрика», Google Analytics) или внешние сервисы типа SimilarWeb.com. Однако важнее не столько измерять активность аудитории, сколько исследовать и прогнозировать тенденции её поведения. Нужно понимание, как именно аудитория взаимодействует с контентом. Умелый журналист знает, как привлечь аудиторию и к созданию контента (№ 03/2014), использует активность сво-
их читателей в соцсетях (№ 08/2015), Осознает важность развития такого параметра аудитории, как лояльность (№ 6/2014), а понимание троллинга (№ 11/2014) и сетевой агрессии (№ 03/2015) расширят поле взаимодействия с разными настроениями аудитории.
Хорошо осведомлённый журналист интересуется жизнью профессионального сообщества и ключевыми для медиаиндустрии мероприятиями (№ 1/2015).
Понимание контента
Новые форматы контента требуют и обновлённых подходов к работе с информацией. Актуальный журналист начнет с пересмотра подходов к работе с данными и источниками, используя «Источниковедение 2.0» (№ 07/2015). После обнаружения и добычи информации необходимо её проверить. В дело вступают инструменты фактчекинга (№ 05/2015).
На этапе сборки материала важно сделать контент интерактивным, резонансным, вовлекающим. Для большой истории лучше всего подойдёт формат мультимедийного лонгрида (№ 02/2015). Интерес к лонгридам и фичерам не означает пренебрежения малыми форматами. Тренд на атомизацию контента, особенно на мобильных платформах, требует умения сжимать сообщения и смыслы. Как в случае с журналистикой «быстрого взгляда» (№ 12/2014).
Перспективный журналист видит новые возможности создания видеоконтента (№ 04/2015) и модели развития аудиоформатов (№ 03/2015). Его внимание привлекают визуализация и потенциал инфографики (№ 5/2013).
Проницательный редактор и понимает психологические особенности восприятия контента, и знает полезные уловки для привлечения внимания аудитории. Это делает его материалы более кликабельными (№ 11/2015).
Новый журналист технически подкован в создании и распространении контента. Разбирается если не в основах программирования, то как минимум представляет логику и схему работы CMS — систем управления контентом (№ 10/2014). Он в курсе того, как юзабилити влияет на качество восприятия и усвоения контента (№ 10/2013). Поэтому доверяет результатам машинных тестов (например, по модели А/Б-тестирования) больше, чем собственному мнению (№ 06/2015).
Дружит с девайсами, а потому умеет создавать и транслировать контент в режиме «здесь и сейчас». Легко создаст текстовые или видеотрансляции (№ 08, 10/2015). Держит наготове смартфон, например, с приложением Periscope (№ 10/2015). Знает, на что способны дроны и как с их помощью получить впечатляющую картинку (№ 11/2014).
Понимание медиа
Серьёзный журналист стремится заглянуть в будущее, отслеживая развитие трендов и опираясь на методологию трендвотчинга (№ 09/2015).
Помогают также прогнозы по медийным трендам (№ 01/2016). Ценно отслеживать изменения на стыке медиа, журналистики и технологий (№ 02/2015).
Внимательному исследователю многое даст наблюдение за новыми цифровыми издателями (№ 06/2015). Полезно держать руку на пульсе глобальных проблем, таких как кибербезопасность (№ 02/2015).
Конечно же, медиапрофессионал в курсе скрытых возможностей интернета и «глубокого веба» (№ 01/2016).
Современный журналист видит перспективы геймификации для СМИ (№ 03/2015). Его интересуют возможности новых интерфейсов и носимых устройств.
Ему очевидна тенденция перехода аудитории на мобильные платформы и необходимость осваивать мессенджеры как в теории (№ 12/2015), так и на практике (№ 02/2016).
На стороне адепта цифровизации в журналистике виртуальные помощники — боты (№ 11/2015), сервисы автоматизации работы с соцсетями (№ 09/2015), машинные алгоритмы (№ 04/2015) и даже реальные роботы (№ 07/2015).
Актуальный журналист сокращает дистанцию в общении за счёт информационной логистики. Он использует сервисы-посредники (№ 02/2015). Например, HackPack (№ 08/2015).
Сегодня всем журналистам нужно следить за развитием и трендами рекламного рынка. Лучше быть в курсе передовых технологий, таких как Programmatic (№ 10/2015). Журналистам есть чему поучиться у рекламщиков и брендов. Тем более что условия для сближения существуют (№ 04/2015). Ещё лучше — научиться думать как маркетологи (№ 08-09/2014).
Если вы отстаёте в редакционном развитии, то несложно наверстать упущенное. Вам точно понадобится план, как сделать свою редакцию цифровой (№ 07/2015).
Не обойтись и без системы мотивации для своих сотрудников. Но главное — быть морально и технически готовым к изменениям и не страшиться проблем на пути преобразований (№ 09/2015).
,