Первая канадская ласточка
Особенно интересно то, что издатели начинают рассматривать микроплатежи как источник дополнительного дохода в придачу к онлайн-подписке и рекламе.
Так, по данным исследовательской организации NiemanLab, канадская Winnipeg Free Press стала первой газетой в Северной Америке, которая ввела систему микроплатежей. Газета в мае прошлого года закончила редизайн своего сайта, который теперь реализует трехстороннюю стратегию. Во-первых, бесплатный доступ к сайту включён в подписку на печатную газету. Во-вторых, подписка на сайт доступна по цене 16,99 канадских долларов (€11,10) в месяц. И в-третьих, отдельные статьи на сайте можно купить за $0,27 (€0,18), причём если покупатель не удовлетворен, он имеет право на возврат денег.
Как рассказал лаборатории Nieman Кристиан Пансон, вице-президент газеты по вопросам цифрового контента и читательских доходов, за несколько месяцев с введения этой стратегии за возвратом денег обратились очень немногие. Их доля не превысила 1%.
Пансон уточнил, что предложение появилось потому, что многие статьи на сайте (как и на многих других крупных газетных сайтах) очень короткие. «Мы не хотим, чтобы люди принимали решение о покупке; мы хотим, чтобы они прочитали эту статью длиной в один абзац и тут же нажали кнопку «возврат денег», потому что она слишком короткая», сказал Пансон лаборатории Nieman. Он подчеркнул, что низкая доля возврата указывает на то, что читатели пока ещё до конца не понимают, как работает эта система.
Всего на момент исследования NiemanLab (лето 2015 года) у сайта насчитывалось более 150 тыс. зарегистрированных пользователей. Из них почти 1500 выбрали опцию микроплатежей. После регистрации и ввода данных о методе оплаты с таких читателей раз в месяц снимают плату за статьи, которые они прочитали за прошедший период.
Первая канадская ласточка
Особенно интересно то, что издатели начинают рассматривать микроплатежи как источник дополнительного дохода в придачу к онлайн-подписке и рекламе.
Так, по данным исследовательской организации NiemanLab, канадская Winnipeg Free Press стала первой газетой в Северной Америке, которая ввела систему микроплатежей. Газета в мае прошлого года закончила редизайн своего сайта, который теперь реализует трехстороннюю стратегию. Во-первых, бесплатный доступ к сайту включён в подписку на печатную газету. Во-вторых, подписка на сайт доступна по цене 16,99 канадских долларов (€11,10) в месяц. И в-третьих, отдельные статьи на сайте можно купить за $0,27 (€0,18), причём если покупатель не удовлетворен, он имеет право на возврат денег.
Как рассказал лаборатории Nieman Кристиан Пансон, вице-президент газеты по вопросам цифрового контента и читательских доходов, за несколько месяцев с введения этой стратегии за возвратом денег обратились очень немногие. Их доля не превысила 1%.
Пансон уточнил, что предложение появилось потому, что многие статьи на сайте (как и на многих других крупных газетных сайтах) очень короткие. «Мы не хотим, чтобы люди принимали решение о покупке; мы хотим, чтобы они прочитали эту статью длиной в один абзац и тут же нажали кнопку «возврат денег», потому что она слишком короткая», сказал Пансон лаборатории Nieman. Он подчеркнул, что низкая доля возврата указывает на то, что читатели пока ещё до конца не понимают, как работает эта система.
Всего на момент исследования NiemanLab (лето 2015 года) у сайта насчитывалось более 150 тыс. зарегистрированных пользователей. Из них почти 1500 выбрали опцию микроплатежей. После регистрации и ввода данных о методе оплаты с таких читателей раз в месяц снимают плату за статьи, которые они прочитали за прошедший период. Виджет на сайте показывает им общую сумму, набежавшую на определённую дату. Газета ввела систему микроплатежей, чтобы попробовать увеличить
доходы от читателей, которые регулярно посещают сайт, но не желают обременять себя месячной
подпиской.
Господин Пансон заявил, что их цель — довести долю пользователей микроплатежей до 30–40% от общей базы подписчиков. Однако, отмечает он, Winnipeg Free Press пока не с кем себя сравнивать: ещё нет других рынков, которые газета могла бы принять за эталон. К осени 2015 года более 2 тыс. читателей купили месячную цифровую подписку. Цель газеты — 5 тыс. подписчиков, и издание рассчитывает достичь этого числа в первой половине 2016 года. Основные усилия направлены на то, чтобы убедить печатных подписчиков регистрироваться для полного доступа к сайту. Совету уже последовали более 20 тыс. подписчиков.
Покорители Германии
Голландский сервис постатейной оплаты Blendle в сентябре 2015 года вышел на второй рынок — в Германии, после начала бета-фазы в июне.
К участию были приглашены практически все крупные издательства страны, в том числе Gruner + Jahr, Springer, Spiegelverlag и DuMont.
Сервис Blendle стал предлагать контент 37 немецких газет и журналов, включая общенациональные издания, такие как Die Zeit, Süddeutsche Zeitung, Bild am Sonntag, Spiegel и Stern. Кроме того, через сервис доступны несколько региональных изданий, в том числе Mannheimer Morgen, Leipziger Volkszeitung и несколько специализированных журналов. Сервис также предоставит доступ к The Wall Street Journal, The Washington Post и The Economist.
Генеральный директор Blendle Мартен Бланкенстейн убеждён: «Самые интересные статьи на немецком языке выходят в бумажных газетах и журналах либо спрятаны за пейволами. Но у многих людей нет подписки, и они пропускают эти поразительные истории».
Blendle — стартап из города Утрехта — запустил свой сервис в Голландии в апреле 2014 года и привлёк уже более 400 тыс. пользователей, в основном моложе 35 лет. «И не потратили на рекламу ни единого евро, — рассказывает Александр Клёппинг, второй основатель сервиса. — За последний год мы доказали в Голландии, что помимо подписки и рекламы для издательств существует и новый рынок. Blendle приносит издателям больше доходов, чем Apple. И что ещё важнее, эти доходы поступают от людей, которые раньше не платили за журналистику».
В Германии Blendle стал конкурировать с несколькими другими независимыми онлайн-киосками, включая Pocketstory.
Немецкий издательский гигант Axel Springer, который совместно с The New York Times инвестировал в Blendle в общей сложности $3,8 млн., предлагает свой контент и через Blendle, и через подписку на свои сайты с платным доступом.
Как и в Голландии, немецкие издатели, пользующиеся сервисом, сами устанавливают цены на отдельные статьи и получают 70% доходов от продажи. Большинство цен на статьи находятся в диапазоне от 15 до 89 евроцентов.
Пользовали приобретают кредит через банковский перевод, PayPal или кредитную карту, а затем покупают статьи. Если пользователь приобретает несколько статей из одного и того же номера издания, он платит максимум цену номера целиком.
Пользователи могут получить деньги за статью назад, если они не удовлетворены и нажмут на опцию, описывающую причину неудовлетворенности (в числе опций — «Я нажал на статью нечаянно» и «Цена слишком высока»). В Blendle поясняют, что если пользователь требует слишком много возвратов, для него эта функция отключается. Кстати, доля возврата среди голландских пользователей составляет около 5%.
Как и в Голландии, в Германии этот сервис — нечто более значительное, чем просто супермаркет для статей; в его журналистской модели важную роль играют отбор и контроль. Группа из пяти молодых журналистов каждое утро просматривает свежие статьи и выбирает самые интересные и важные. Их рекомендации выделены на сайте и в новостном бюллетене. И конечно, сервис тесно интегрирован с социальными сетями.
,
интересные статьи
на немецком языке
выходят в бумажных
газетах и журналах либо
спрятаны за пейволами.
но у многих людей
нет подписки, и они
пропускают эти
поразительные истории
,
Заокеанская мечта
Один из вопросов, с самого начала звучавших по поводу Blendle, — будет ли работать такая концепция на крупных рынках. В конце концов, рынок для онлайновой журналистики на голландском языке относительно невелик (по данным Wikipedia, голландский является родным языком 23 млн человек). Так что интересно будет посмотреть, как развивается сервис на немецком языке, на котором говорит почти вчетверо больше людей.
После объявления о появлении немецкого сервиса журналистский сайт Medienwoche из Швейцарии опросил ведущие медиакомпании из этой страны, заинтересованы ли они в том, чтобы присоединиться
к Blendle. Компании Ringier и Tamedia, а также Аz-medien — крупная сеть региональных ежедневных газет — ответили отрицательно, а ведущая общенациональная ежедневная газета NZZ назвала предложение Blendle «очень интересным» и отказалась от комментариев на вопрос, ведёт ли она переговоры с этим сервисом.
,
Голландская компания Blendle осно- вана в 2013 году. Одноимённый сервис позволяет пользователям получать платный доступ к отдельным материа- лам из газет и журналов. С Blendle сотрудничают более 100 печатных СМИ, большинство из которых — голландские и не- мецкие газеты и журналы, а также несколько изданий из Бельгии и англоязычных стран. В 2016 году компания планирует выйти на севе- роамериканский рынок.
,
Конечно, настоящей проверкой модели Blendle стал бы рынок США или Великобритании из-за онлайн-доступности огромной массы бесплатного контента на английском языке. Однако достаточно ли будет удобства, простоты использования и качества журналистского отбора материалов, для того чтобы привлечь критическую массу читателей, например, в США?
Сооснователь стартапа Александр Клёппинг в июньском интервью сайту технологических новостей
TechCrunch сказал, что уверен в успехе: «Продолжение использования издательствами пейволлов поддерживает принцип торговой площадки как менее жёсткой альтернативы, позволяющей читателям получать доступ к качественному контенту».
«Издательства постоянно увеличивают объём контента, доступного либо строго на платной основе (WSJ, FT, Time Magazine и т. д.), либо на дозированной. Blendle работает как E-Zpass (автоматизированная система оплаты проезда по платным дорогам) области журналистики для всех присоединившихся к сервису издательств. А мы запускаем его только в том случае, если к нам присоединяется большинство издательств, — говорит Клёппинг. — Мы считаем, что сервис прекрасно подойдёт для рынка США».
Он подчеркнул, что система микроплатежей Blendle потенциально выгодна издателям не только как новый источник доходов, но и как шлюз для продажи подписки. Читая статью, пользователи получат опцию одним кликом подписаться на неограниченный доступ ко всем материалам издания.