В прошлом году WAN-IFRA провела опрос для изучения бизнес-моделей, с которыми успешно экспериментировала печатная отрасль во всём мире, отвечая на вызовы, сопровождающие снижение доходов.
Опрос показал, что во многих странах полным ходом идёт процесс освоения и внедрения новых моделей. Печатная отрасль придумывает новые ходы и экспериментирует в поисках решений, наилучшим образом соответствующих конкретным вызовам, и процесс этот далёк от завершения. В разработке находится множество разных концепций и стратегий печати, и универсальной бизнес-модели, подходящей к любым требованиям, не существует. Зато существует целая гамма интересных решений.
Анализ достоинств и недостатков различных креативных бизнес-моделей, которые придумала издательская и типографская отрасль, чтобы предлагать продукцию и сервисы, удовлетворяющие клиентов сегодня, был опубликован в докладе Всемирной газетной и информационно-издательской ассоциации «Новые и перспективные бизнес-модели в печатной отрасли» (подробнее о докладе см. ЖУРНАЛИСТ № 2/2016).
Оптимальная модель
Исследование показало, что издательские дома (особенно небольшие, с ежедневными тиражами от 60 тыс. до 100 тыс. экз.), столкнувшись с проблемами экономичной печати и обеспечения качества продукции при рентабельных затратах на производство, внедряют, как правило, одну из следующих семи моделей, испытанных на практике в разных странах мира:
• модель полиграфического производства, принадлежащего издательству;
• операторская модель — типографию эксплуатирует внешний оператор;
• модель операционного обслуживания — производством оперирует сервисная компания;
• модель совместного предприятия двух (или нескольких) издательств;
• модель независимых типографий — передача печати многочисленных ежедневных газет, а также коммерческой и розничной печати сторонней типографии;
• модель удалённой печати — передача печати некоторых выпусков другим газетным издательствам/типографиям;
• модель онлайновой печати — продажа печати газет всех размеров с онлайнового портала.
Некоторые бизнес-модели в определённых регионах востребованы больше других. Например, в Южной Азии издатели часто внедряют модель удалённой печати, а в Северной Америке — модель независимых типографий. Модель онлайновой обработки спроса на печать достаточно популярна в Европе, США и Канаде. А в таких странах, как Индия, отличающихся одновременно консервативными взглядами и не менее высокими, чем на Западе, требованиями и амбициями, она пока не получила заметного распространения.
По мнению многих западных медиааналитиков, с точки зрения чистого бизнеса совместные предприятия имеют экономический смысл, поскольку можно поделить финансовые вложения и риски. Что подтверждается практикой: многие издатели из самых разных стран мира стали передавать печать сервисным компаниям или сторонним типографиям. Тем не менее, как показало исследование, одной из самых привлекательных бизнес-моделей являются полиграфические производства, принадлежащие непосредственно издательствам.
,
,
Полезные советы
Внедряя ту или иную бизнес-модель, стоит обратить внимание на несколько замечаний, которыми поделились участники исследования.
1 При планировании рабочих процессов помните об оптимизации затрат. У каждого этапа любого процесса есть цена.
2 Подготовка менеджеров (и первого, и второго звена) к переменам требует длительного времени. Чтобы убедить сотрудников в необходимости меняться и добиться от них готовности больше работать и помогать экономить деньги компании, нужно чётко продемонстрировать им угрожающее положение основного бизнеса.
3 Существующее законодательство может оказаться помехой на вашем пути. Для успеха очень важно должным образом разрешить юридические проблемы. Некоторые правовые процессы требуют много времени, но являются совершенно необходимыми.
4 Помните о качестве вашей продукции. Благодаря появлению несколько лет назад стандарта печати Coldset ISO 12647–3 газетная печать достигла определённого уровня предсказуемости и стабильности качества.
,
,
,