Накануне этого мероприятия в редакцию журналиста звонили коллеги из регионов и как один интересовались: «Что случилось? Чем вызвана такая спешка, что, несмотря на финансовые трудности, о которых говорят в Союзе, оплатили даже проезд участникам?» Ответа никто не знал, даже секретари СЖР.
В своём обращении, разосланном всем членам Союза журналистов и опубликованном на сайте СЖР, председатель Всеволод Богданов говорит о необходимости модернизации журналистской организации, усиления её влияния, привлечении «журналистов нового поколения» — тех журналистов, кто сегодня реально влияет на журналистику, формирует её: «Мы рассчитываем на приход в Союз новых людей, которые заставят власть считаться с журналистами, учитывать мнение всего сообщества. Мы намерены усилить нашу организацию, — надеется председатель СЖР, — для того, чтобы бороться за престиж нашей профессии, за повышение уровня жизни наших коллег». Правильные слова, нечего возразить. Только вот произносят их уже не один год. Поэтому, может быть, и удивила всех скорость, с которой было принято решение о проведении внеочередного съезда. Ведь нет надобности уточнять, в каких случаях созывается внеочередной съезд.
Да, нужны изменения, как, впрочем, и год, и два назад. И понятно стремление руководителей СЖР как можно быстрее решить финансовые проблемы. Только вот не хотелось бы, чтобы решение этих проблем задвинуло на задний план выполнение главных задач: защиты свободы слова, этических и профессиональных стандартов, правовой и социальной защиты журналистов, их безопасности.
,
,
Престиж профессии падает, но в этом виноваты не только журналисты, но и организация, их объединяющая. Может быть, самоцензура среди журналистов становится тем сильнее, чем меньше у них уверенности в том, что их защитят, если «хозяин» незаконно уволит, и жаловаться будет некому? Потому, возможно, журналист и пишет, и говорит не то, что думает, а то, что велят? А как раз одна из приоритетных задач Союза журналистов России — способствовать сохранению качественной журналистики, не допустить, чтобы пиар и пропаганда её поглотили.
Наша профессия стала одной из самых опасных: уголовные дела по фактам нападения на журналистов практически не возбуждаются, а там, где до этого доходит, они, как правило, остаются нераскрытыми. Профсоюза нет, а Союз журналистов в лучшем случае сделает заявление. На том всё и заканчивается. За расправу над журналистом — и это, к сожалению, правило — наказания никто не несёт. Думаю, примеры таких случаев вы и сами можете привести.
В последние годы Союз вёл активную работу в Международной и Европейской федерациях журналистов за воссоединение международного журналистского движения, безопасность журналистов. На традиционных мероприятиях — форуме «Формула доверия» и ставшем международным Фестивале прессы «Вся Россия» — обсуждают актуальные темы, поднимают важные вопросы. Но проводимых мероприятий уже недостаточно.
Журнал Журналист всегда поддерживал Союз журналистов России, и в сложившейся ситуации надеется, что планируемая модернизация пойдёт ему на пользу. Что СЖР сохранит свои позиции, останется общественной и неполитической, авторитетной, пользующейся доверием организацией и в полной мере оправдает надежды журналистов России.
,