Впрочем, что касается свободы слова, то тут не стоит переоценивать разрушительный вклад «взбесившегося принтера». Основной удар по свободе слова был нанесён как раз в период «медведевской оттепели». Именно тогда были приняты необходимые поправки в закон об экстремизме, в результате которых 282-я статья (карающая за «возбуждение ненависти либо вражды») стала идеальным инструментом преследования за практически любые высказывания. Именно тогда были законодательно оформлены запрет на «фальсифкацю истории» и ответственность за «оскорбление чувств верующих».
Собственно, эти законы и создали базовые основания для системного подавления свободы слова. Дума по большому счёту не столько убивала свободу слова, сколько уже издевалась над ней. Впрочем, издевательства эти как раз и реализовали во всей полноте все «системные возможности» подавления свободы слова.
Причём если на системном уровне наказание предполагалось административным, то Дума VI созыва превращала его в уголовное. Как это случилось с «оскорблением чувств верующих». Теперь, после принятого в июне 2013 года закона, за это самое «оскорбление» предусмотрена уже уголовная ответственность. То же и с фальсификацией истории, которая в части «оправдания нацизма» или, например, в «использовании бандеровской символики» и проч. может теперь обернуться реальным уголовным сроком.
Не остался без уточняющего внимания и закон об экстремизме. В 280-ю и, что ещё более важно для свободы слова, в 282-ю статью УК РФ были внесены изменения, которые заметно ужесточили предусмотренное наказание…
Впрочем, что касается свободы слова, то тут не стоит переоценивать разрушительный вклад «взбесившегося принтера». Основной удар по свободе слова был нанесён как раз в период «медведевской оттепели». Именно тогда были приняты необходимые поправки в закон об экстремизме, в результате которых 282-я статья (карающая за «возбуждение ненависти либо вражды») стала идеальным инструментом преследования за практически любые высказывания. Именно тогда были законодательно оформлены запрет на «фальсифкацю истории» и ответственность за «оскорбление чувств верующих».
Собственно, эти законы и создали базовые основания для системного подавления свободы слова. Дума по большому счёту не столько убивала свободу слова, сколько уже издевалась над ней. Впрочем, издевательства эти как раз и реализовали во всей полноте все «системные возможности» подавления свободы слова.
Причём если на системном уровне наказание предполагалось административным, то Дума VI созыва превращала его в уголовное. Как это случилось с «оскорблением чувств верующих». Теперь, после принятого в июне 2013 года закона, за это самое «оскорбление» предусмотрена уже уголовная ответственность. То же и с фальсификацией истории, которая в части «оправдания нацизма» или, например, в «использовании бандеровской символики» и проч. может теперь обернуться реальным уголовным сроком.
Не остался без уточняющего внимания и закон об экстремизме. В 280-ю и, что ещё более важно для свободы слова, в 282-ю статью УК РФ были внесены изменения, которые заметно ужесточили предусмотренное наказание.
,
,
Что же касается непосредственно СМИ, то уже к 2011 году были созданы базовые условия для системного ограничения свободы слова. Правда, без каких-либо специальных законодательных инициатив. На уровне контроля за финансами и ключевыми изданиями. Однако и в этом случае Дума сумела найти место для «полезной» законодательной инициативы.
Осенью 20015 года были приняты поправки в закон О СМИ (вступили в силу 15 сентября 2015 года. — ЖУРНАЛИСТ), согласно которым доля иностранных акционеров в капитале российских СМИ ограничивается 20%. А ещё через три месяца Госдума обязала СМИ отчитываться о финансировании, получаемом из-за рубежа или от «иностранных агентов». То есть с рынка были убраны независимые от российской власти финансы — иностранные.
Разумеется, досталось и интернету. Так, 5 мая 2014 года появился Федеральный закон № 97-ФЗ. Согласно ему блогеры, у которых более 3 тыс. подписчиков, приравниваются к СМИ, а значит, должны пройти соответствующую регистрацию. Если блогер откажется от этой процедуры, то будет заблокирован после однократного предупреждения Роскомнадзором.
13 июля 2015 года Госдума приняла так называемый закон о праве на забвение (№ 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ст. 29 и ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ». — ЖУРНАЛИСТ). Теперь поисковые системы по заявлению гражданина (и без решения суда) обязаны удалять из результатов поиска ссылки на «незаконную», «недостоверную» или «неактуальную» иформацию о заявителе. Закон этот тем забавен, что закрепляет за поисковиками не свойственные им функции. Потому как сейчас им вменено в обязанность определять достоверность, законность и актуальность информации. Но у этого закона есть и совершенно не забавная сторона. Удаление информации из поисковых запросов без решения суда, по желанию заявителя, на самом деле — серьёзный удар по свободе слова и доступу к информации.
Ну, и наконец, 6 июня 2016 года был принят федеральный закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» — «пакет Яровой». Там, конечно, много всего. Ещё больше ужесточено наказание за любые записи в интернете, которые могут быть расценены как призыв к терроризму (до семи лет лишения свободы). Этот документ системно ограничивает «миссионерство» — любое «распространение веры и религиозных убеждений» через СМИ и в интернете тоже считается миссионерством.
Конечно, самая резонансная часть этого закона — обязанность всех провайдеров хранить и передавать любую информацию госорганам. Норма эта прописана, впрочем, таким образом, что потребует миллиардных (по некоторым оценкам — триллионных) вложений от индустрии телекоммуникаций. (О «пакете Яровой» читайте на стр. 18)
Итак, теперь мы живём в мире, где говорить и писать вроде бы можно о чём угодно, только темы эти «определяют» многочисленные «изменения и дополнения» в федеральном законодательстве. И благодаря усилиям Думы VI созыва система тотальных ограничений сформировалась окончательно. И основана она не на цензуре, а на хаотичной системе запретов всего и вся, что, в итоге, позволяет властям полностью контролировать информационное пространство.
,