Раньше доставляли информацию. Стремились не уронить, не пролить, не сквасить по дороге. На том стояла журналистика.
Теперь информация должна доставлять, иначе она никому не нужна. Для тех, кто в танке, поясняю: в последние годы слово «доставлять», особенно в нашей молодёжной среде, в отличие от среды, а то и четверга замшелых старикашек, означает «приносить удовольствие». Смешить. Удивлять. Соответствовать ожиданиям.
Впрочем, старикашки тоже постарались. Помнится, был у нас период, когда любимым словом стало сложносоставное «инфотейнмент». Развлечение посредством информирования. Заметочка не выходила без броского заголовка, из неё выставлялись на мороз все ненужные подробности, она уснащалась врезами, лидами, фотками. На том пути было много побед и перегибов на местах, но в целом на концепции до сих пор существуют популярные средства массовой информации.
Они приучили читателя, что смысл события будет очищен, подан в завлекательной форме, разжёван, только проглоти. И преуспели: тираж, реклама, доходы, народная любовь — всё путём. Побочным эффектом такой заботы о читателе стал тот прискорбный факт, что выросло поколение, не умеющее считать смысл из неоформленного массива «букав». Не воспринимает мало-мальски развёрнутого текста. Ему присуще пресловутое клиповое сознание и так далее.
Раньше доставляли информацию. Стремились не уронить, не пролить, не сквасить по дороге. На том стояла журналистика.
Теперь информация должна доставлять, иначе она никому не нужна. Для тех, кто в танке, поясняю: в последние годы слово «доставлять», особенно в нашей молодёжной среде, в отличие от среды, а то и четверга замшелых старикашек, означает «приносить удовольствие». Смешить. Удивлять. Соответствовать ожиданиям.
Впрочем, старикашки тоже постарались. Помнится, был у нас период, когда любимым словом стало сложносоставное «инфотейнмент». Развлечение посредством информирования. Заметочка не выходила без броского заголовка, из неё выставлялись на мороз все ненужные подробности, она уснащалась врезами, лидами, фотками. На том пути было много побед и перегибов на местах, но в целом на концепции до сих пор существуют популярные средства массовой информации.
Они приучили читателя, что смысл события будет очищен, подан в завлекательной форме, разжёван, только проглоти. И преуспели: тираж, реклама, доходы, народная любовь — всё путём. Побочным эффектом такой заботы о читателе стал тот прискорбный факт, что выросло поколение, не умеющее считать смысл из неоформленного массива «букав». Не воспринимает мало-мальски развёрнутого текста. Ему присуще пресловутое клиповое сознание и так далее.
Но тут вот какое дело… С какой стороны посмотреть: если вспомнить, как всё было раньше — книга отдельно, газета отдельно, телевизор отдельно, кино само по себе, — то получится, что умение сращивать куски разрозненной информации было критически необходимо человеку разумному. Когда всё это у тебя в одном дисплее…
У меня есть приятели, которые до сих пор не понимают, как устроен двигатель внутреннего сгорания. В описаниях учебника было разобраться непросто, подтверждаю. А движущихся наглядных картинок тогда не было, разве что учебные фильмы. Под стрекот проектора и дрыгающееся изображение.
Но чем же таким эпохальным занят теперь мозг освобождённый? Куда тратит высвободившиеся ресурсы? Какие высоты берёт? За всех не скажу, но известны случаи, когда ничем. Желудок, привыкший к каше, с трудом переваривает кусок мяса. Почти вся нынешняя журналистика базируется не на факте, а на интерпретации, крайним выражением которой становятся ложь и фейк. И немалое количество читателей не протестует. Напротив, если придумка интереснее жизни — да и фиг с ней, с жизнью. Мерси за прикольную придумку, которая ярче дохлых буден.
Нельзя сказать, что умелая обработка живого куска информации раньше отсутствовала. На ней вся пропаганда строится. Помните популярную максиму Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино»? Понимал человек, что говорит. Понимал, на чём строится инфотейнмент! Правда, финал этой цитаты был обрезан: «…и цирк». Совсем ведь иначе звучит! Но закон жанра отрезал лишнее, оставлял самое главное, самое выпуклое.
Конечно, если быть искренним и самокритичным, то наше поколение в ловушке. Мы сами упрощали, расцвечивали и пританцовывали, чтобы завлечь читателя (и заработать). Но мастера помладше обскакали нас. Можно извести тонны бумаги, призывая новое поколение критически оценивать те якобы трудности, с которыми оно сталкивается (то ливнёвка не работает, то пармезану не подвезли), а можно записать уморительную песню с неудобосказуемым названием «Х..и ты ноешь?», и потребители твоей информации считают этот посыл на раз. Это доходчиво. Это идёт напрямую тем каналом, который мы начинали рыть, забывая порой про ливнёвку.
Не ной, короче, ветеран журналистики.