Сначала поделюсь впечатлениями от великолепной работы французских документалистов «Рихтер непокоренный». Картина была снята в 1998 году, длится два с половиной часа и представляет собой монолог гениального пианиста Святослава Рихтера. Известно, что он никогда не давал интервью, а потому остаётся загадкой, каким образом французскому режиссеру Бруно Монсенжону удалось разговорить выдающегося музыканта. Впрочем, это и не важно, ведь перед нами удивительный рассказ маэстро, который десятки раз выступал вместе со всеми великими дирижерами, скрипачами, певцами ХХ века. Воспоминания пианиста перемежаются редкими кадрами выступлений Рихтера, снятыми в 50-60-е годы минувшего столетия.
Уже в начале фильма Святослав Теофилович говорит, что прекрасно помнит всех людей, с которыми встречался, когда ездил на гастроли. Его память и в самом деле просто поразительна. При этом выяснилось, что Рихтер – блестящий рассказчик. Слушать его было невероятно интересно, поскольку он сообщал удивительные вещи из своей биографии, да ещё снабжал эти мемуары собственными впечатлениями. В результате получились необычные и вместе с тем очень точные портреты величайших музыкантов. Меня, например, удивил тот факт, что Мстислав Растропович был не так уж безупречен в общении с друзьями, а знаменитый дирижер Герберт фон Караян терпеть не мог нашего прекрасного скрипача Давида Ойстраха.
Примечательно, что Рихтер не только вспоминает и рассказывает о своей работе с выдающимися музыкантами, но и читает собственные дневники, которые он вёл всю жизнь. Всё это придаёт фильму достоверность и почти исповедальное очарование. Словом, картина Монсенжона представляет, на мой взгляд, высший класс документалистики
Вторая лента, которая меня захватила и заставила сидеть у телевизора, – «Черноморский десант» режиссера Игоря Алимпиева. Должен признаться, что документальные фильмы о войне не относятся к числу моих особых пристрастий, но, тем не менее, я иногда смотрю их для расширения собственного кругозора. Однако трёхсерийный «Черноморский десант» по-настоящему увлёк меня. Картина сделана вроде бы традиционно: современные съемки ветеранов Великой Отечественной перемежаются с хроникой военной поры и пейзажными кадрами. Но за всем этим стоит мощная авторская позиция, растворенная в строгой драматургии. По-моему, Игорь Алимпиев решил возродить (или скорее продолжить) традиции Михаила Ромма, Виктора Лисаковича, Саввы Кулиша, которые тоже сделали потрясающие ленты о войне. В основе этих фильмов, как и в «Черноморском десанте», лежала военная хроника. Причем, лаконичные и вместе с тем невероятно глубокие закадровые комментарии Ромма в его картине «Обыкновенный фашизм» стали, на мой взгляд, эталоном для Игоря Алимпиева. Свой «Десант» он тоже снабжает дикторским текстом, который во многом напоминает «роммовскую» манеру изложения, не говоря уже о почти полном сходстве интонации.
Есть в картине и сквозной мотив – это море. Оно появляется на экране всякий раз, когда автор перебрасывает действие своей ленты в прошлое или возвращается в настоящее. Еще один связующий образ в сериале Алимпиева – великолепная, с моей точки зрения, скульптурная композиция Владимира Цигаля, посвященная морякам-десантни