Кризисные явления на российском рынке печатных СМИ в 2016 году получили дальнейшее развитие. Сократились тиражи изданий, выручка от их реализации — особенно в розницу, рекламные поступления, а также общие доходы практически всех газет, журналов и выпускающих их издательских домов. Хроническими стали неплатежи распространителей печати издателям за проданную печатную продукцию, издателей — полиграфистам за оказанные услуги, а полиграфистов — производителям бумаги.
Эксперты считают, что причины кризисного неблагополучия на рынке прессы России прежние: от общеэкономических до специфических индустриальных. Резкое удорожание производства печатной продукции из-за роста цен на бумагу и другие полиграфические материалы, падение спроса на газетно-журнальную продукцию вследствие развития интернета и замещения бумажных носителей информации цифровыми продуктами, значительное сокращение реальных доходов населения, побуждающее его отказываться от приобретения товаров не первой жизненной надобности, да ещё помноженное на общее падение интереса к чтению, особенно среди молодёжи. Это и недостаточность мер господдержки бизнеса, особенно в части облегчения налогового бремени, мало отличающегося от налогообложения гораздо более успешных и доходных отраслей экономики, вроде сырьевого бизнеса. И фактически повсеместное ограничение доступности периодической печати и книг для читателей по причине постоянного сокращения количества специализированных торговых точек их реализации. Это и рост почтовых подписных тарифов вместе с несвоевременной и нерегулярной доставкой изданий их подписчикам, а также плохой работой самих издателей по популяризации своих изданий.
По их же оценкам, падение объёмов российского рынка прессы в 2016 году по сравнению с 2015 годом составит 6% в денежном выражении и 14% по реализованным тиражам. В ZenithOptimedia Group Russia считают, что рынок печатной рекламы за 2016 год упадёт на 6%, а эксперты АКАР оценивают это падение в 15% только за первые три квартала 2016 года. Пугающие цифры обозначил и опрос общественного мнения, проведённый в октябре 2016 года газетой «АиФ-Петербург». 48% респондентов в «культурной столице» России заявили, что никогда и нигде прессу не покупают.
Такие негативные факторы и законодательные ограничения на рекламу отдельных товаров и услуг в печатных СМИ, введённые в последние годы, спровоцировали массовый отток инвестиций в российскую прессу. В 2016 году этот процесс усугубило и 20%-ное ограничение объёма долей иностранного капитала в бизнесе российских СМИ. Всё, вместе взятое, это практически сводит на нет возможность развития индустрии печатных СМИ как высокотехнологичного сегмента национальной экономики, по-прежнему играющего важную роль в жизни государства и общества.
И всё же издателям печатных СМИ «не стоит копать себе яму, так как они ещё многое могут противопоставить цифровой революции», справедливо отмечалось на 61-м конгрессе Distripress, прошедшем в октябре 2016 года в Дубае. Там же назывались и ключевые факторы успеха традиционных печатных СМИ в цифровую эпоху, среди которых — качество редакционного контента, широкое присутствие изданий в сетях дистрибуции печати, правильная ценовая стратегия и активное продвижение издательских продуктов в точках их реализации. При этом отмечалось, что главное внимание нужно уделять актуальности контента, поскольку современные пользователи из-за нехватки времени не станут читать издания объемом 70 страниц и более. Как и то, что печатные СМИ остаются основой издательского бизнеса, поскольку в структуре доходов даже лучших издательских домов на долю цифровых продуктов приходится не более 10% выручки. Поэтому инвестиции издателей только в цифровые технологии — прямой путь к уничтожению их бизнеса.
В России сегодня работает порядка 8 тыс. издательств (в том числе — 15 международных), 4 национальных дистрибутора, 8 федеральных и около 100 региональных оптовиков, 550 организаций розничных распространителей прессы. Это огромная армия, о чём тоже забывать не стоит. Равно как не стоит забывать и о великой социально-культурной и информационной роли печатной прессы в современном обществе.
Объём рекрамы в российских медиа в январе — сентябре 2016 года
,
,