В период с 2009 по 2010 год, во времена неблагоприятной финансовой обстановки для медиакомпаний во всем мире, Grupo Nación начала изучать варианты изменения сложившейся ситуации. У компании уже был опыт организации мероприятий, и расширение деятельности в этом направлении представлялось многообещающим.
На первый взгляд, решение инвестировать в помещение площадью почти 300 тыс. квадратных метров стало довольно радикальным итогом этого изучения. Но Педро Абреу, генеральный директор Grupo Nación Medios, считает, что для подобного рода инвестиций риск находится под контролем. Тем более что выход на рентабельность ожидается не ранее чем по прошествии трёх лет с момента запуска проекта. В то же время он понимает, что эта деятельность – настоящее приключение, которое многому научит сотрудников компании.
Слушая, как Абреу объясняет стратегию Grupo Nación относительно финансовых инвестиций с целью расширить присутствие группы в индустрии проведения мероприятий, нельзя не вспомнить о том, чего рассчитывала добиться британская газетная компания The Guardian, покупая Guardian Space – помещение площадью 30 тыс. квадратных метров в центре Лондона.
Оба проекта предусматривали масштабные инвестиции в недвижимость и предлагали тесное взаимодействие с соответствующими брендами медиакомпаний. Но есть одна большая разница.
Parque Viva (так называется площадка Grupo Nación, которая эксплуатируется с апреля 2015 года) – это инвестиции, на которые пошли акционеры, чтобы защитить долгосрочную прибыль. Медиакомпания и новое подразделение по организации мероприятий поддерживают друг друга, но в конечном счете, с точки зрения акционеров, и сама компания, и её подразделение независимо друг от друга должны стать рентабельными. С The Guardian, которая принадлежит холдингу (Guardian Media Group), совсем другая ситуация: новая лондонская площадка изначально рассматривалась как дополнительный инструмент увеличения доходов газеты от читателей и рекламы. Примечательно, что в марте 2016 года издание, пытаясь сократить неудержимо растущие эксплуатационные убытки, отказалась от этого плана и продолжает искать более эффективную бизнес-стратегию. В Grupo Nación, судя по разговору с Педро Абреу, её уже нашли.
,
,
,
Parque Viva выглядит весьма амбициозным проектом. Так ли было необходимо инвестировать $44 млн США на проведение мероприятий?
Когда мы в Grupo Nación начали изучать сферу проведения мероприятий, то довольно скоро сообразили, что в нашей стране нет ни одной подходящей площадки для мероприятий того типа, которым мы хотели заниматься. Так что параллельно мы начали активные поиски подходящего места недалеко от Сан-Хосе (города, где расположена штаб-квартира нашей медиакомпании), где можно было бы построить идеальную площадку. Кроме того, мы изучали стоимость сделки, возможность работы с бизнес-партнёрами, привлечения инвесторов и т.п.
Однако в ходе разработки планов наши акционеры так прониклись этим проектом, что мы решили всё сделать сами. Мы купили участок площадью 28 гектаров в 10 минутах езды от столицы. Раньше там проходили автомобильные гонки; мы сохранили гоночную трассу и построили на этом участке экспоцентр и большой концертный амфитеатр. Причём довольно быстро: строительство началось в мае 2014 года, а официальное открытие состоялось уже в апреле 2015 года.
,
,
Такой подход отличается от привычной для медиарынка бизнес-модели. Как вы представляете себе в данном случае источники доходов?
В краткосрочной перспективе мы рассчитываем, что самым крупным источником дохода будет аренда комплекса. Вот тут нам надо быть лучше всех. Другой доход от мероприятий – это выручка от продажи еды и напитков на самой площадке. Что, кстати говоря, тоже немаловажно и может принести неплохие деньги, если правильно этим управлять. Мы создали отдельное подразделение – Bliss Entertainment, которое занимается эксплуатацией и развитием нашей новой площадки. И если мы, как медиакомпания, будем проводить там мероприятия, мы будем брать площадку в аренду у них.
Маржа прибыли была бы выше, если бы вы тоже организовывали мероприятия, не так ли?
Мы решили, что нам не надо стараться вступать в конкуренцию со сторонними организаторами и бизнес-партнёрами. Например, мы не будем организовывать концерты. Но мы, разумеется, тоже используем площадку. Например, в этом году снова открылась гоночная трасса, там прошли гоночные соревнования. Помимо этого, Bliss помогла нам провести еще ряд мероприятий.
Помимо этого, мы проводим два крупных мероприятия: одно называется Expocasa y Decoración, другое рассказывает о продуктах питания и напитках и связано с Sabores, нашим кулинарным журналом. Мы рассматриваем возможность проведения их в Parque Viva. Еще мы проводим мероприятия для нашей газеты в отелях и тоже думаем о переносе их на нашу новую площадку. Некоторые мероприятия посещают небольшое количество людей, это в основном конференции, но у нас есть и проект проведения конференции, которую можно было бы успешно объединить с выставкой.
Помимо того, что Grupo Nación Medios арендует комплекс, как вы ещё взаимодействуете с медийными активами?
Все мероприятия в Parque Viva получают в наших средствах массовой информации рекламную и информационную поддержку. Это часть соглашения с организаторами мероприятий – они знают, что получат в наших СМИ некоторый объём рекламы. Это выгодно отличает нас от других компаний и даёт нам конкурентное преимущество. Мы также договариваемся об эксклюзивных интервью и освещении мероприятий, имеющих отношение к автомобильным гонкам, концертам популярных исполнителей, таких как, например, Кэти Пери и т.д.
,
,
Ещё мы занимаемся развитием бренда Viva. В случае с Sabores, нашим кулинарным журналом, получилось очень удачно: у нас есть кулинарные школы Sabores, кафетерий, интернет-магазин, мы проводим ежегодное мероприятие почитателей бренда, если можно так сказать. Viva – название развлекательного приложения к нашей печатной газете. Кроме того, мы открыли радиостанцию под названием Viva. Это нишевая радиостанция, рассчитанная на женскую аудиторию в возрасте от 30 до 40 лет, так что для продвижения Parque Viva в целом нельзя ограничиться только ей.
В прошлом году вы начали брать плату за онлайновый контент вашей ежедневной газеты La Nación и еженедельника El Financiero. Получают ли какие-то преференции подписчики, посещая мероприятия, которые проходят на вашей площадке?
Разумеется. Наши читатели становятся также членами специального клуба, когда подписываются на газету или регистрируются на сайте, и получают скидку на покупку билетов и другие преимущества. Членский билет можно подключить к банку и пользоваться им как платежной картой. При этом на карте будут накапливаться баллы, на которые со скидкой или бесплатно можно получить билеты в Parque Viva. И это только начало. И введение платного доступа к контенту, и открытие комплекса состоялись сравнительно недавно, учитывая стратегию развития Parque Viva, согласно которой вывести её на рентабельность планируется не позднее чем через два года.
Какие уроки вы извлекли за полтора года работы Parque Viva?
Этот бизнес сильно отличается от того, чем нам приходилось заниматься раньше. Если честно, у нас были и взлёты, и провалы – организованные нами мероприятия проходили с разной степенью успеха. Но мы всё равно довольны тем, как идут дела, и с оптимизмом смотрим в ближайшее будущее. У нас уже забронированы почти все уик-энды на несколько месяцев вперёд, однако нам ещё многому следует научиться относительно управления площадкой такой площади. Бизнес-приёмы гостей в нашей стране – совсем новая сфера. Чтобы проводить мероприятия, необходимо получить множество разрешений от региональных властей, и это настоящий бюрократический кошмар.
Что не даёт нам спать по ночам – так это максимально полное использование возможностей площадки. Но мы учимся каждый день и, я надеюсь, скоро освоим эту часть, и у нас будут переполненные залы!
Поскольку в Коста-Рике таких площадок, как наша, очень мало, трудно найти опытный управляющий персонал. Мы поняли, что придётся направить наши внутренние ресурсы на решение коммерческих задач и организацию мероприятий. В остальном мы стараемся передать на аутсорсинг всё, что можем.
Наша медиакомпания до сих пор ещё прибыльна, выплачивает кредиты и субсидирует площадку. Мы надеемся, что уже через пару лет Parque Viva сможет полностью окупать себя сама и, конечно, зарабатывать деньги для наших акционеров.
Материал входит в доклад WAN-IFRA «Альтернативные источники доходов для издателей», который можно приобрести здесь.
,
La Nación, флагманская общенациональная ежедневная газета Grupo Nación Medios, выходит с 1946 года в Сан-Хосе (Коста-Рика). Также компания выпускает газеты La Teja и El Financiero.
Кроме того, Grupo Nación принадлежит три журнала, три радиостанции, пять цифровых веб-сайтов и бизнесов. Компания поддерживает кулинарный бренд Sabores с телевизионной программой и веб-сайтом, который организует мероприятия и кулинарные классы.
Grupo Nación выступает партнёром ряда компаний, в том числе приложения для онлайн-платежей ZIMP, компании по производству канцелярских и школьных товаров Payca, компании по установке автоматов самообслуживания Aditi, систем автомобильной навигации Navstat и службы продажи билетов на специальные мероприятия Talamanca Verde.
В 2014 году компания провела перестройку редакции, а в 2015 году открыла комплекс Parque Viva, в строительство которого вложила $44 млн.
,