Гибридизация и продьюзеры

Инфоповод для колонки очевиден: 17–18 ноября на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова прошли VIII Международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации – 2016». Эти конференции факультет – при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ – проводит вместе с зарубежными исследователями для того, чтобы понять актуальные процессы в российских и зарубежных медиа.

В этом году тема чтений была сформулирована как «Расширение медиаграниц в XXI веке: влияние дигитализации на медиасреду». Широко? Несомненно. Но разве можно иначе формулировать, когда мир медиа не только меняется сам – революционно, стремительно, хотя и проблематично, но его изменения несут преобразования в жизнь общества, людей – всех и каждого? Разве можно думать узко, когда время, проводимое людьми с медиа, в социальных сетях и перед экранами телевизоров, превышает во многих странах десять часов? Разве можно преуменьшать значение медиа, если сегодня родители довольно часто, отмахиваясь от вопросов детей, дают им в руки удобные гаджеты – «Ищите сами!», а дети доверяют «френдам» в сетях больше, чем маме с папой и учителям?

Вопрос о необходимости теоретических обобщений и чётких научных формулировок в индустриальной практике и профессиональной деятельности встаёт не только перед исследователями журналистики. Однако для нас, представителей медиасреды, он и так очевиден. За последние два десятка лет медиапрактики изменились сами и изменили наше представление об окружающем мире. Стало казаться, что новые медиа (единого и всем понятного определения которым еще не создано) наделили нас новыми способностями получать и создавать информацию. Мы начали думать, что, одновременно производя и используя информацию, любой человек становится профессионалом – продьюзером (от англ. producer – производитель и user – пользователь).

Инфоповод для колонки очевиден: 17–18 ноября на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова прошли VIII Международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации – 2016». Эти конференции факультет – при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ – проводит вместе с зарубежными исследователями для того, чтобы понять актуальные процессы в российских и зарубежных медиа.

В этом году тема чтений была сформулирована как «Расширение медиаграниц в XXI веке: влияние дигитализации на медиасреду». Широко? Несомненно. Но разве можно иначе формулировать, когда мир медиа не только меняется сам – революционно, стремительно, хотя и проблематично, но его изменения несут преобразования в жизнь общества, людей – всех и каждого? Разве можно думать узко, когда время, проводимое людьми с медиа, в социальных сетях и перед экранами телевизоров, превышает во многих странах десять часов? Разве можно преуменьшать значение медиа, если сегодня родители довольно часто, отмахиваясь от вопросов детей, дают им в руки удобные гаджеты – «Ищите сами!», а дети доверяют «френдам» в сетях больше, чем маме с папой и учителям?

,

Разве можно преуменьшать значение медиа, если сегодня родители довольно часто, отмахиваясь от вопросов детей, дают им в руки удобные гаджеты – «Ищите сами!», а дети доверяют «френдам» в сетях больше, чем маме с папой и учителям?

,

Вопрос о необходимости теоретических обобщений и чётких научных формулировок в индустриальной практике и профессиональной деятельности встаёт не только перед исследователями журналистики. Однако для нас, представителей медиасреды, он и так очевиден. За последние два десятка лет медиапрактики изменились сами и изменили наше представление об окружающем мире. Стало казаться, что новые медиа (единого и всем понятного определения которым еще не создано) наделили нас новыми способностями получать и создавать информацию. Мы начали думать, что, одновременно производя и используя информацию, любой человек становится профессионалом – продьюзером (от англ. producer – производитель и user – пользователь).

Кстати, именно этот термин употребил в своем выступлении декан факультета филологии, перевода и коммуникаций Свободного университета Брюсселя, известный медиаисследователь профессор Франсуа Хендерикс. Мы уже сталкивались с вариантами этого гибридного термина и раньше, но в варианте «просьюмер» (producer + consumer = потребитель).

За несколько лет в этом понятии отразилась динамика самой медиасреды: от пассивного восприятия кем-то произведённых текстов аудитория перешла к восприятию и переосмыслению, переписыванию текстов. Социальные сети заставили многих не просто думать над получаемым, но и вносить свой творческий вклад в сам текст и возможные его публичные интерпретации. А еще журналистские тексты встали в один ряд с имиджевыми сообщениями модных брендов, попадающих в индивидуальные ленты социальных сетей, жалобами подружек на неверных парней, рекламой потребительских товаров и новостями гражданских организаций о своей деятельности.

В общем, получается такой SMM (social media marketing) вперемежку с расследовательской журналистикой, новостным потоком и трейлерами завтрашних блокбастеров. Сочетание несочетаемого – продукт, объединяющий противоположные явления, свойства, то есть грибрид.

Термин «гибридизация» часто звучал на конференции: гибридные, то есть интегрирующие противоположные черты, медиасистемы, гибридные профессии – журналистика, сближающаяся с PR, гибридные жанры – развлекающие новости = инфотейнмейнт. 

Словом, по-своему играя с терминами, и российские, и зарубежные исследователи пытались добраться до сути явлений в современной медиасреде. А суть, как выяснилось, предполагает растущую взаимозависимость процессов, явлений, продуктов индустрии и нашего восприятия их. А поэтому, можно сказать, что дигитализация (цифровизация) – это движение к гибридизации, объединению.

И значит, терминологический поиск исследователей – это путь к пониманию действительности, открываемый для практиков.

,

Фото: shutterstock.com