Юбилей тёзки: «Журналист» в «Журналисте»

Факультету журналистики МГУ в наступающем 2017 году исполнится 65. А главное СМИ журфака всю осень 2016 года отмечает 60-летний юбилей. Газета уникальная. Каждый выпуск оригинален и неповторим: отсутствие постоянной редколлегии и жёсткой рубрикации даёт возможность очередной студенческой мини-редакции самой определять повестку дня и расставлять акценты. А близкое знакомство авторов со своей аудиторией позволяет почти стопроцентно угадывать её запросы, быть востребованной и читаемой.

О юбиляре. Газета «Журналист» родилась в сентябре 1956 года как учебное издание, в котором будущие профессионалы должны были получать первые навыки журналистской профессии. Она и осталась учебной газетой, но пережила не один ребрендинг. Появился «цвет», несколько раз менялся дизайн, менялись принципы организации номеров, журфак принимал абитуриентов и выпускал всё новые поколения специалистов (теперь это бакалавры и магистранты). У журфака появились теле- и радиостудии, свой сайт, запустился дружественный портал «Журналист-online»… Всё меняется, кроме одного: старейшая газета первого факультета журналистики продолжает выходить, и у стенда с новыми выпусками по-прежнему толпятся студенты, которым интересно не только узнать, что происходит в мире, но и посмотреть, как справились с живым делом их однокурсники. Опыт выпуска учебных газет перехватывают и другие университеты, но быть первым труднее и интереснее.

— Роль газеты «Журналист» центральная, у неё нет аналогов. Это не всегда профессиональный, но всегда очень свежий и неожиданный взгляд студента на известные проблемы. Газета — это не только и не столько бумага, это особого рода социальный анализ мира вокруг нас, — говорит декан факультета журналистики профессор Елена Вартанова.

,

Роль газеты «Журналист» центральная, у неё нет аналогов. Это не всегда профессиональный, но всегда очень свежий и неожиданный взгляд студента на известные проблемы

,

Проект со дня запуска и по сегодня решает три важные задачи: учебно-познавательную, практическую и корпоративную. СМИ, которое делают будущие журналисты для будущих коллег, максимально синхронизировано с учебным процессом, а сами выпуски адаптированы к курсам, преподаваемым на факультете. Весь первый год обучения журфаковцы узнают о том, что такое информационные жанры, и пытаются во время практикумов освоить технику написания новостных заметок, репортажей и интервью, а уже на следующий год создают собственное ежедневное СМИ «с нуля». Третий и четвёртый курсы выпускают еженедельники, тяготеющие по формату к специализированным журналам.

Команды, каждой из которых предстоит подготовить свой номер «Журналиста», «проживают» выпуск как настоящая редакция. Распределяются роли, проходит тематическое планирование номера, корреспонденты отправляются на задания, где приходится брать первые комментарии у экспертов, аккредитовываться на пресс-конференции и пробовать выстроить композицию фотокадра.

,

,

Преподаватель Станислав Галкин со строкомером в руках готовит целинный выпуск газеты «Журналист». 1962 год

,

Написание текста и оценка его выпускающим редактором, сокращение и вычитка материалов, согласование интервью, вёрстка номера… и вот она, заветная копия продукта собственного производства. «Современные студенты не жалуют печатные форматы, предпочитая им интернет, однако «Журналист», от первой до последней строчки написанный самими ребятами, созданный своими руками, вызывает у них такой трепет, который, пожалуй, уже не вызовет больше никакое СМИ. Наверное, это можно сравнить с первой любовью», — убеждена Ольга Воронова, старший преподаватель кафедры периодической печати, куратор и главный редактор газеты «Журналист».

Газета журфака и сегодня издание универсальное, где можно писать на разные темы. Так как СМИ выходит в стенах факультета, то одной из центральных становится тема МГУ, ведь студенты лучше всего ориентируются в тех процессах, в которых сами участвуют. Однако корпоративность — не единственный тематический вектор. В «Журналисте» размышляют о высоком искусстве, о международной и внутренней политике. Где ещё такое сможет сделать начинающий журналист, будучи уверенным, что аудитория точно его заметит? Каждый выпуск имеет свою «фишку» и не похож на другой, потому что конкурирует за внимание читателей и высокую экспертную оценку профессуры и преподавателей. Это одновременно шанс начать карьеру с высокого старта и возможность осознать свои ошибки.

За 60 лет «Журналист» сменил много моделей. В период редакторства Алексея Киселёва экспериментировали со стилистикой газеты. Каждый выпуск был стилизован под зарубежные СМИ — L’Humanite, L’Unita, Daily World, копировалось оформление и шрифты, а сами студенты стали всё больше писать о событиях мирового масштаба. В 1964 году благодаря зав.кафедрой партийно-советской печати Василию Попову был выпущен первый номер в цвете. Какое-то время газета была основой студенческой практики: ребята с преподавателями шли на предприятия, готовили совместные выпуски с многотиражками. Производство, быт рабочей молодёжи — обычные для того времени темы. 

,

,

Какое-то время газета была основой студенческой практики: ребята с преподавателями шли на предприятия, готовили совместные выпуски с многотиражками. Производство, быт рабочей молодёжи — обычные для того времени темы

,

Одним из самых ярких номеров в 1960-е стал выпуск «Журналиста» о театре «Современник» — с рецензиями, фотографиями, интервью с художественным руководителем Олегом Ефремовым. А в новые времена, в 1990-е, Марией Лукиной был разработан модуль газеты новостей, который наряду с еженедельниками выходит и сегодня.

Ну и стремительный технический прогресс изменил, конечно, процесс выпуска газеты. Цех, где студенты подбирали нужные шрифты, где стояли корректурно-верстальные станки и строкоотливная крупнокегельная машина — в прошлом. Сегодня газету можно делать не выходя из просторного учебного класса, где стоит самая современная печатная техника и компьютеры. Пока сложно предположить, на каком носителе будет издаваться газета «Журналист» через следующие 60 лет, но пока потребность в элитарном бумажном формате точно существует.

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, считают многие преподаватели, ведущие занятия по специальности. Выпуск учебной газеты, который проходит в формате деловой игры, позволяет студентам пройти все стадии подготовки номера и познакомиться с технологией её выпуска. А работа в команде учит ответственности и пониманию того, что индивидуальные реки каждого обретают смысл лишь при впадении в море общего дела. Это и есть главный момент профессионального единения, который все выпускники факультета вспоминали и будут вспоминать как первый шаг в профессии.

,

Фото: из архива Станислава Галкина