Признаем: положение нашей отрасли стало крайне тяжёлым. И на фоне экономического кризиса, снижения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку, административных барьеров и изменений в отечественном законодательстве в области СМИ оно продолжает ухудшаться. Газеты и журналы закрываются прежде всего по экономическим причинам. Типографская бумага безудержно растёт в цене за счёт бесконтрольной деятельности перекупщиков и оптовиков. Киоски прессы уничтожаются со скоростью в среднем 10 объектов в день. В стране их осталось всего 23 тыс., тогда как пять лет назад было 42 тыс. Не стоит сбрасывать со счетов и отношение к рынку прессы государственных органов всех уровней. В верхах делается ставка на цифровые гаджеты и интернет, поскольку там преобладает мнение о скорой кончине печатных СМИ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Многие проблемы, с которыми сталкивается медиасообщество, вызваны несовершенством законодательной базы в области СМИ. Несмотря на многочисленные обращения в соответствующие органы, так и не решаются задачи по либерализации налогообложения предприятий отрасли, по оказанию поддержки распространителей прессы в виде льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу и т.д.
,
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СМИ
,
Более того, некоторые законодательные акты, принятые в последние годы, крайне негативно повлияли на бюджеты издателей и распространителей периодики. Например, в результате запрета рекламы в прессе алкогольной, табачной продукции и биологически активных добавок издатели потеряли 15–20% рекламных доходов.
Запрет продажи в киосках прессы табачных изделий ещё больше ухудшил экономику отрасли печатных СМИ. Эта мера не сократила потребление табака, но вызвала уменьшение на 25–50% продажи периодики, а это обеспечивало внебюджетную поддержку развития рынка розничного распространения газет и журналов.
Применение закона, ограничивающего участие иностранного капитала в российских СМИ, вызвало его отток из страны. Резкое сокращение инвестиций в нашу отрасль привело в 2015 году к снижению общего объёма розничных продаж на 6%, или потерям на рынке в размере 2,8 млрд рублей. Следует отметить, что зарубежные рынки выживают во многом за счёт того, что регулярно появляются новые издания. Тогда как российские законодательные инициативы приводят к сокращению возможностей для инвестирования в новые медиапродукты.
Особого внимания требует проблема ассортимента в бизнесе по продаже прессы. Стремление дистрибуторов повысить доходность киосков, удержать цены на периодику с помощью сопутствующих товаров сталкивается с очередной административной преградой. Региональные администрации в подавляющем большинстве случаев игнорируют интересы распространителей, не делая различия между прессой как социально значимым товаром, и другой, безусловно, необходимой для населения, но всё же несколько иной категорией продукции повседневного спроса.
РОЗНИЦА
Киосковая розница на сегодняшний день составляет 65,5% в общем объёме распространяемого тиража, то есть по-прежнему остаётся основным каналом реализации газетно-журнальной продукции, который, как уже было сказано, неуклонно сужается.
Такому развитию событий в какой-то мере способствовало то, что до последнего времени в стране отсутствовали нормативы, регламентирующие на законной основе обеспеченность населения торговыми объектами формата «Печать». Рекомендации Минкомсвязи РФ на этот счёт, прописанные в известном приказе № 197, чиновники на местах просто не считали нужным исполнять, пользуясь тем, что право выдачи разрешений на установку и снос киосков принадлежит только органам муниципальной власти.
От владельцев киосковых сетей из разных регионов в АРПП поступает информация о том, что местные органы власти, в частности, широко практикуют отказ в продлении договоров аренды, перепрофилирование торговых объектов из категории «Пресса» в другие категории и просто снос.
Определённый оптимизм вызывает постановление правительства № 291, в котором впервые в истории отечественного рынка прессы закрепляется базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции. Как показал проведённый АРПП мониторинг, сегодня в целом по стране требованиям этого постановления отвечают лишь 40% территорий субъектов.
МОСКВА
В число субъектов РФ, где не выполняется минимальный норматив, входит и Москва, некогда бывшая среди инициаторов позитивных преобразований на медийном рынке. Действительность такова, что количество нестационарных торговых точек всех специализаций сократилось за последние три года с 20 тыс. почти вдвое.
Проводя линию на реорганизацию уличной торговли, власти Москвы осуществили деприватизацию городских киосковых сетей формата «Печать». Теперь газетными киосками в столице владеет специально созданное казённое предприятие «Мосгорпечать», которое сдаёт их в аренду распространителям, победившим в проводимых «Мосгорпечатью» конкурсах.
Принципы, по которым проводятся конкурсы, ориентированы не на решение задач удовлетворения потребностей москвичей, а на извлечение максимальной прибыли. По этой причине в числе победителей торгов в немалом ряде случаев оказались бизнесмены-новички, никогда до этого не занимавшиеся данным видом деятельности. А профессионалы уходят с рынка. Из предприятий, созданных в период приватизации и в 2000-е годы по постановлениям мэра и правительства Москвы, не осталось почти никого.
Ещё одним ощутимым ударом по столичной системе распространения периодики стало решение городских властей о полном прекращении с 1 января 2016 года торговли прессой в метрополитене.
Необходимо подчеркнуть, что главным действующим лицом в реформировании розничной торговли в столице, в том числе и торговли прессой, выступает Департамент торговли и услуг, сотрудники которого, видимо, не понимают особенностей реализации такого специфического товара, как пресса, или, что хуже, просто игнорируют их.
По нашему убеждению, осуществляемые столичными чиновниками меры ведут к развалу рынка печатных СМИ. При этом издатели несут убытки из-за сокращения проданных тиражей в Москве. За последние три года продажи ежедневных газет в целом по Москве упали на 50%, а в некоторых центральных районах (в пределах Садового кольца) этот показатель доходит до 80%.
ПОДПИСКА
Происходящее разрушение института подписки на газеты и журналы во многом является следствием отмены государственных субсидий на доставку подписных изданий населению три года назад. В результате почтовые тарифы выросли более чем в два раза, издания по подписке стали дороже, чем в рознице, общие подписные тиражи упали более чем на треть, что, естественно, негативно отразилось на финансовых показателях издателей.
Надо прямо сказать: для спасения института подписки осуществляемых государством мер по поддержке только социально значимых изданий недостаточно. Об этом свидетельствует и то, что список газет и журналов, имеющих основания для получения 15% скидки на тариф по приёму и доставке подписки, включает в себя не более 1% от общего количества зарегистрированных печатных изданий.
Создание же собственного подписного агентства ФГУП «Почта России», на наш взгляд, приведёт к уничтожению рынка подписных агентств, так как последние не могут предложить издателям выгодные условия сотрудничества (скидки), как это делает почтовое ведомство.
Материал подготовлен на основе выступления Дмитрия Мартынова на X Отчётно-выборной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции.