Пункт 1: Положение или статус говорящего
,
,
• Как его позиция / должность может повлиять на его мотивы?
• Нужно ли его слушать или просто проигнорировать?
Журналистов часто обвиняют в использовании «языка вражды», но в большинстве случаев медиа виновны лишь в передаче оскорбительных слов других людей. Важно понимать, что возмутительное высказывание – это ещё не новость. Журналист обязан изучить контекст, в котором произнесли фразу, а также статус и репутацию говорившего.
Не следует публиковать высказывания политика-подстрекателя, имеющего опыт манипулирования аудиторией. Если агрессию проявляют обычные люди, лучше это проигнорировать. Хорошим примером может быть Терри Джонс, пастор из Флориды, сжёгший Коран. До этого он был практически неизвестен и имел весьма небольшое влияние, а потом в мгновение ока стал мировой медиасенсацией. Стоило ли создавать ему популярность?
,
,
Однако это не даёт лицензии на ложь, распространение сплетен или поощрение вражды и жестокости. Когда люди высказываются, перебивая других, хороший журналист должен обеспечить порядок.
Пункт 2: Радиус действия речи
,
,
• Как далеко слышна речь?
• Существует ли модель поведения?
В личном разговоре или в общественном месте можно услышать самые чудовищные мнения, которые, однако, приносят немного реального вреда. Ситуация меняется, если речь распространяется через СМИ. Если мы хотим привести агрессивные слова – нужно разобраться, случайные они или хорошо продуманы, или, может быть, это часть стратегии, которая представляет опасность.
Пункт 3: Цели высказывания
,
,
• Как высказывание помогает говорящему и его интересам?
• Стоит ли перед говорящим цель причинить вред другим?
Опытные журналисты быстро понимают, может ли публикация той или иной фразы повлечь юридические проблемы. Иногда приходится нарушать правила, но в любой ситуации надо понимать риски.
Важно поместить высказывание в правильный контекст, раскрыть и описать цели говорящего. Ключевые вопросы такие:
? Как высказывание помогает говорящему и тем интересам, которые он / она представляет?
? Кто является жертвами высказывания, и каким образом оно на них повлияет?
Пункт 4: Контент и форма речи
,
,
• Является ли высказывание опасным?
• Может ли оно способствовать разжиганию насилия?
Журналист должен понять, является ли фраза провоцирующей и прямой, в какой форме она представлена, оценить её стиль.
Если высказывание может довести человека до проблем с полицией, то, возможно, это стоит осветить в печати, но журналисты должны быть осторожны – ведь им тоже может грозить судебное преследование за то, что они процитировали его.
Пункт 5: Экономический, социальный и политический климат
,
,
• На кого данное высказывание может повлиять негативно?
• Не соотносится ли фраза с историей конфликта или дискриминации?
Высказывания, которые являются опасными или спорными, появляются главным образом в непростые времена, когда обостряется социальная напряженность.
,
,
Накал избирательной кампании, когда политические группы бросают вызов друг другу и соперничают за внимание публики, часто создает фон для подстрекательских комментариев. Если возникают сомнения в необходимости прямого цитирования, полезно просто сообщить, что прозвучали обидные комментарии и не повторять точных терминов оскорбительного высказывания. Важно задать себе вопрос: каково будет воздействие публикации на людей, которых она непосредственно затронет?
Полный список вопросов на толерантность
Имея дело с историей, в которой использовались агрессивные высказывания, важно не делать из них сенсации.
• Возможно, сама история возмутительна, но достойна ли она публикации? Каковы намерения говорящего?
• Каким окажется воздействие публикации?
• Нет опасности разжечь страсти, подтолкнуть к насилию?
• Высказывание основано на фактах и заявления верны?
Собирая и редактируя противоречивый материал, журналист должен избегать спешки. Полезно сделать паузу, даже короткую, чтобы обдумать содержание сообщения.
• Удалось избежать клише и стереотипов?
• Заданы все важные и необходимые вопросы?
• Хорошо ли мы чувствуем аудиторию?
• Язык публикации достаточно сдержан?
• Фотографии показывают историю без обращения к насилию?
• Пользовались разными источниками информации и включили голоса значимых меньшинств?
• Публикация соответствует стандартам редакторского и этического кодекса?
Прежде чем отослать материал, всегда полезно ещё раз просмотреть его и подумать.
• Работа выполнена действительно хорошо?
• Не беспокоят ли какие-либо сомнения?
• Может быть, посоветоваться с коллегой?
,
,