Издание из списка обладателей знака «Золотой фонд прессы» — районная газета «Приазовские степи» из Краснодарского края. Перелистнув несколько страниц, понимаю, что этот обзор будет интересен не только редакции этого издания. Потому что газета — типичный пример муниципальной прессы, которая продолжает жить в мире телетайпа и ленинских уголков.
Друзья мои, без обид. И тем паче — без сарказма с моей стороны. Ведь сам чеканил пионерскую присягу, поглядывая на испещрённые кривыми фиолетовыми строчками ладошки. Растирал до рези залитые слезами глаза, когда провалил экзамен по истории ВЛКСМ. А чуть позднее, изрыгивая непотребную ругань, бегал с гранками номера в типографию. Прекрасное время. Но уже прошло. Теперь — другие ценности, технологии, вещи и, конечно же, другие представления о внешности.
Давайте по порядку
У «Степей» яркий самобытный логотип. Не спутать ни с каким другим. Это замечательно, когда редакции не ограничиваются при разработке логотипа использованием утилитарных компьютерных шрифтов. Очень хорошо, когда придумывается «фирменный» элемент, «фишка». И совсем замечательно, когда логотип рисуется руками и получается уникальный «хендмейд». Это же так здорово, когда на голове не одна из десятков магазинных миллионов лыжная шапочка с ярлычком возле уха, а связанная вручную точно по твоему размеру, вкусам и характеру…
А дальше
Главное в оформлении издания — комфорт и удобство пользования, а значит, в первую очередь выстроенная зрительная навигация. Насколько точно выстроена система текстово-заголовочных стилей, насколько быстро бросаются в глаза и съедаются читателем главные точки входа в публикации — фотографии и заголовки, насколько быстро читатель может принять решение о прочтении материала, насколько строго и системно работает модульная сетка.
Газете точно не хватает дополнительной точки входа в материал — подзаголовков. Тем более что редакция использует в содержательной модели образные неинформативные заголовки. Лиды публикаций роль точки входа не выполняют. Хотя бы по той причине, что они в газете зачастую слишком объёмные по количеству текста. Мало того, они не дают читателю ответа на вопрос: почему ему это интересно знать?
Практически все заголовочные стили имеют полужирное начертание. А значит — на полосах пропадает контраст, который визуально помогал бы читателю ориентироваться на полосах, зрительно отсекая ключевые публикации от материалов второго и третьего планов. Мало того, чёткой композиционной иерархии в газете практически не наблюдается. На одной полосе может быть два зрительно абсолютно одинаковых материала. По этой причине полоса становится статичной, невыразительной, а главное — неудобной для прочтения. Читателю приходится бегать взглядом от одного материала к другому, прежде чем принять решение, с которого из них он начнёт чтение страницы. Зачем без особых причин доставлять читателю столько неудобств?
Ну и напоследок
Работа с фотографиями. Вернее, отсутствие работы с фотографиями. Если у снимка нет настоящей журналистской информативной подписи, то он теряет свою ценность как документальное подтверждение темы материала. Он становится просто картинкой. Красивой или невыразительной, понятной или странной, но картинкой. Ну вот зачем вы ставите фотографии к публикациям? Если вы не иллюстраторы, а журналисты, то причина может быть одна — доказать, что то, о чем вы пишете, было или есть на самом деле. Снимок — это доказательство фокуса материала в первую очередь. Если делать аналогии, то отлично подходит сравнение с работой следователя. Когда он готовит дело для предоставления в прокуратуру, то прикрепляет снимки с подробным описанием того, что изображено на них, а главное — как это изображение связано с делом и каким образом доказывает выводы самого следователя.
Все вышеперечисленные симптомы говорят лишь об одном: «Степи» — это газета для безработных и пенсионеров. Одним словом, для людей, которые могут потратить от праздности на чтение газеты сколько угодно времени. Хотя, позвольте, даже не для всех пенсионеров. У них хозяйство, внуки, огороды… Так что отчасти беру свои слова обратно.
Впрочем, читать общие фразы непродуктивно. Давайте-ка лучше рассмотрим всё на полосах «Степей»…
В качестве послесловия парадокс: это прекрасно. Настолько, что искренне радостно за редакцию. У «Степей» много рекламы. А значит, это издание с перспективой долгой жизни и развития.
,
,
В целом структура полосы вполне ясная и понятная. Даже иерархия материалов выражена довольно эффективно — сразу бросается в глаза ключевой материал «Великий дух Победы», а за ним — колонка информаций второго плана.
Давайте перейдём к частностям…
Обратите внимание на блок анонсов выше логотипа. Мало того что полужирные заголовки анонсов визуально «слипаются» с полужирным логотипом. Но ведь они ещё и неинформативны. Чем, например, может заинтересовать читателя публикация, анонс которой звучит «Эхо праздника»? Какого праздника? Ну, можно догадаться, что речь о Дне Победы. Но что именно произошло? Почему мне, читателю, должно быть это интересно? Зачем мне эти загадки? Из той же серии загадок и остальные заголовки анонсов — «Их имена возвращены из небытия» и особенно «Медпост». А ведь эта проблема решается совершенно простом решением. Достаточно ввести в анонсы информативные вводки светлого начертания мелким кеглем с расшифровкой фокуса публикаций. Во-первых, на контрасте «жирный — светлый — жирный» (полужирные заголовки анонсов — светлые вводки — полужирный логотип) блок анонсов получит чёткое визуальное место и не будет слипаться с логотипом. А во‑вторых, читатель получит ответы на все загадки.
Переходим к ключевой публикации «Великий дух Победы». Связка заголовка и лида материала настолько эффективно отпугивает читателя от чтения, насколько это только возможно. Штампованный заголовок и лид в духе канцелярского пресс-релиза, не раскрывающий фокуса текста. Чем они могут привлечь и заинтересовать читателя? Причём редакция совершенно не использует подзаголовки, которые при грамотном их использовании могли бы послужить дополнительной «зацепкой» для читателя.
Недавно прочитал отличные тезисы про написание лида публикации замечательного редактора и газетного дизайнера Дмитрия Сурнина и не имею права его тут не процитировать:
Ясен ли вам самим фокус материала, можно легко проверить. Представьте, что вы общаетесь со своим другом, родственником и вы должны ему сообщить историю, начав фразу со слов «представляешь…». Вот всё, что будет после этого «представляешь» и будет фокусом. «Представляешь, пресс-конференция» или «представляешь, проблемы с уборкой снега» — эти фразы не работают. А вот что-то типа «представляешь, если завтра снег повалит, то нашу улицу никто не будет убирать» — уже нормально.
Фокус материала должен быть ясен из первых абзацев. Потому что именно по прочтении их человек решает, читать ли дальше. И он продолжает, если знает зачем. И даже пусть читатель всё равно решит покинуть текст, минимальную порцию смысла он всё равно получит.
А мы между тем посмотрим на левую колонку с новостями.
Обратите внимание на точки входа в новости. Это — буквицы. Вот каким образом по буквице читатель может судить о содержании новости? Было бы ещё объяснимо, если бы новости были одной тематики под единым заголовком. Но это не тот случай. Выделенные полужирным начертанием первые предложения проблему не решают. В общем, конечно же, напрашивается использование заголовков к новостям.
,
,
Перед нами тематический разворот. Хорошая оформительская работа. Но… Вопрос: помогает ли это оформление читать? Помогает ли лучше понять фокус публикаций? Может, использованы снимки из архива редакции, которые по определению не могут отражать характер текущего праздника? Читателю об этом редакция не говорит. И наконец, явные проблемы с иерархией публикаций. На развороте четыре материала, практически равных по позиционированию и подаче. Откуда начинать читать этот разворот, с какой публикации? Читатель, конечно, побегает глазами по полосам и откуда-нибудь всё же начнёт чтение. Но зачем же доставлять ему эти ненужные зрительные неудобства? Про модульную сетку в данном случае нечего говорить. Совершенно непонятно, по каким алгоритмам редакция строила этот разворот.
Как «вишенка на торте» смотрится непонятно откуда взявшийся заголовок совершенно другим шрифтом («Огонь памяти»).
,
,
Обратите внимание, насколько органичнее смотрится полоса с выстроенной иерархией. Чётко выделяется за счёт объёмного оформления и крупного заголовка ключевая публикация, нисколько не теряется на контрасте материал второго плана. Но и тут «похороны» модульной сетки. Понятно, что редакция хотела избежать одинакового построения обоих материалов по шестиколоннику. Но это совершенно не значит, что материал «Во славу Великой Победы» было нужно разверстать «на коленке» тремя совершенно разными по ширине блоками.
Ну и прибавляем все вышеперечисленные проблемы с подачей снимков и лидов.
,
,
Пропускаем страницы с программой и официальными публикациями. Попадаем на 13-ю страницу.
Опять же в целом вполне добротно выстроенная полоса. Есть чётко выраженная ключевая публикация «За что мне штраф?». Все остальные материалы, судя по построению и подаче, — это тексты второго плана. Но в таком случае вопрос: почему они не сгруппированы в одном блоке? Наверное, проще было бы построить эту полосу таким образом: первый план — «За что мне штраф?», второй план (в подвале под ключевым материалом) — «Не торопите кошку», и наконец, третий план — остальные тексты в боковой колонке.
Очевидный вопрос: как оформление в виде тетрадных листов и повёрнутых под разными углами текстов помогает читателю читать эту полосу? Почему многие редакции пренебрегают интересами своих читателей в угоду своим дизайнерским изыскам?
И наконец, излюбленный жанр большинства газет — «снимок-затычка». Каким образом фото счётчика с неизвестной рукой и отвёрткой, а также «приклеенным» к изображению веером купюр помогают лучше понять фокус материала? Как эта иллюстрация доказывает тему материала? Понятно, что сфотографировать мошенников, пока их не поймали, невозможно. Читаем текст — а там ключевой абзац, который в простой схематичной подаче мог бы послужить эффективнее, чем никчёмная иллюстрация. Инспектор Ейскэнергосбыта объясняет пошаговую схему замены счётчика. Продублировать этот абзац в графическом выражении — и любой читатель запомнит эту информацию. Даже тот, который по тем или иным причинам не прочитает весь текст.
,
Если вы хотите увидеть обзор своего издания в этой рубрике, напишите: [email protected]