Набор умений в целом следующий:
• фронтенд-разработка (разработка пользовательского интерфейса – HTML, CSS, JavaScript): создание дизайн-макета сайта, верстка сайтов и шаблонов для CMS, привязка к пользовательскому интерфейсу специальных скриптов, отвечающих за визуализацию и web-анимацию;
• бэкэнд-разработка (программно-административная часть);
• разработка сервисов и приложений (игры, чат-боты).
Во многих учебных заведениях необходимость тесного знакомства студентов-журналистов с компьютером и его возможностями осознали давно. И не только в России.
,
,
Александр Градюшко, доцент Института журналистики Белорусского государственного университета, куратор специальности «Журналистика (веб-журналистика)»:
У нас преподаются следующие технические дисциплины: веб-дизайн, компьютерная графика, программное обеспечение мультимедийного производства, программирование веб-сайтов, технологии флеш-анимации.
Веб-журналисту нужны основы программирования. В частности, нужно знать, как работают наиболее популярные CMS типа WordPress. Чтобы самому что-то можно было подправить в шаблоне оформления. Поставить код того же «Медиатора», например. Также у нас преподаются основы PHP. Хотя досконально языки программирования изучать нет смысла. В любом случае, веб-журналисту надо владеть HTML, чтобы, скажем, банально баннер уметь в сайдбар поставить.
В целом же созданием сложных сайтов должны заниматься профессионалы. А веб-журналисту нужно знать основы программирования, не более того. Сегодня в редакциях не хватает таких специалистов с техническими знаниями. В Беларуси есть несколько примеров, когда сайты районок на весьма высоком уровне разрабатывали сами сотрудники редакций. Но, как правило, первое образование у них техническое, а сейчас они ещё и журналистикой занимаются.
Гораздо важнее, например, знания по видеомонтажу. Чтобы короткие двухминутные ролики к своим материалам делать в Adobe Premiere. Этим могут и сами журналисты заниматься. Не везде есть возможность взять в штат людей, которые бы и с видео хорошо разбирались. Ну а в целом быть универсальным журналистом не очень хорошая идея, конечно. Лучше, чтобы над сайтом работала команда людей.
Часто таким навыкам учат преподаватели-энтузиасты, хотя курсы «компьютерных технологий» давно присутствуют в учебных планах. Другое дело, что в их рамках рассказывают, скорее, о дополнительных возможностях таблиц Excel.
,
,
Владимир Волкоморов, доцент кафедры периодической печати УрФУ имени Ельцина:
Я пока не вижу конкретные ситуации, когда программирование – это реально востребованный редакциями навык.
Как правило, говорят, что программирование просто дисциплинирует, учит пониманию какого-то технологического процесса и прочее. Тут, мне кажется, нужно сузить программирование до какого-то более понятного навыка. Веб-программирование – да, это даже не завтрашний день, это сегодняшний, уже отчасти уходящий. Хотя на практике опять же не всегда этим занимаются именно журналисты. Да и веб-разработка сегодня всё более упрощается, переходя на шаблоны, простые конструкторы.
Умение писать программы-скрэперы? Вот это ближе к реальности. Действительно, умение собирать, анализировать большие массивы данных, безусловно, полезно для журналиста сегодня. Самостоятельно писать ботов для мессенджеров? Роботов для написания заметок? Всё-таки для этих задач есть люди, для которых программирование – профессия. От журналиста скорее требуется некоторая профессиональная техническая культура и эрудиция, а также понимание, что и как в технологическом мире устроено.
Это как с рассуждениями о мультиформатности и универсальности навыков журналиста. Говорили об этом давно и много. Но в итоге пришли к тому, что все-таки для качественного видеоконтента нужны «специально обученные люди». У журналиста должны быть базовые навыки, но если нужно сделать что-то чуть более серьезное, этим должны заниматься люди другой профессии. Так и с программированием.
Понятие «программирование» чаще всего вбирает в себя простое использование уже готовых инструментов, помогающих визуализировать данные или сверстать лонгрид. Этот барьер действительно преодолён, ведь принцип работы с готовыми шаблонами одинаков, вне зависимости от компании-разработчика.
,
,
Иван Печищев, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермского государственного университета:
Новое время – новые технологии. Вот и редакции теперь занимаются разработкой. Создают сайты, мультимедийные спецпроекты, визуализируют данные.
Конечно, невозможно (и не нужно) требовать от журналистов навыков во всех современных технологиях. Их слишком много и многие из них – отдельные узкие специализации. Но, скажем, простейшие форматы мультимедийной журналистики (карты с метками, диаграммы или тайм-лайны) может знать каждый.
Программирование сегодня требуется редакциям, чтобы интересно и интерактивно подавать контент. Разумеется, в современной редакции должны работать программисты. Но должны ли журналисты писать код? Я думаю, нет. От журналиста, скорее, требуется общее видение проекта, его возможности для аудитории. Журналист мог бы продумать сценарий взаимодействия, нарисовать проект на бумаге, а потом, в процессе создания, быть рядом с разработчиком, чтобы решать возникающие вопросы.
Возможно, точку в этой дискуссии действительно можно поставить, если вместо слова «программирование» употреблять более частные понятия и подразумевать, что кодирование – это только часть огромной неведомой науки.
,
,
Андрей Бродецкий, главный редактор журнала «Аппарат»:
Я как раз программист, который не научился программировать. Я закончил факультет вычислительной техники, но так сложилось, что я не работал программистом.
Не думаю, что любой журналист должен уметь программировать. Я не спорю, что это очень интересное направление – обработка данных, например, визуализация. Это все очень круто, но необязательно. Главное, что должен делать журналист – это писать текст. А если нужно что-то закодить, то можно попросить программиста.
Хотя радует, что все больше людей работают на этом пересечении. И потом нужно уточнять, что значит программировать? Если верстать какой-то front end, или на Pythonе распарсить базу, то это очень простое программирование.
Но ведь это только один кирпичик из здания компьютерных наук. Там много чего изучать надо – архитектура компьютера, сети, алгоритмы, структура данных. Да, можно изучить один кусочек, но получится недоученный специалист по компьютерным наукам. Даже среди программистов внутри очень большая специализация. Если мы говорим об обработке данных и визуализации, то я бы просто не называл это программированием.
Присоединяйтесь к дискуссии на наших страницах в социальных сетях – Facebook и ВКонтакте.
,