Совет 1: Быть оригинальными всегда
«6 вредных советов, как испортить презентацию». «5 способов уложить ребёнка спать». «10 немецких фастфудов, о которых вы даже не подозревали» — подобные заголовки можно встретить на любом языке. СМИ всего мира подражают и копируют друг друга. Причина мимикрии не только в том, что журналисты следят за поисками коллег, но и в одинаковых образовательных стандартах — мы учимся по одним и тем же учебникам. Позволяйте себе сомневаться в стандартах и правилах, говорит Аннет.
,
,
Совет 2: Быть последовательными
Одна из проблем современной журналистики — отсутствие ощутимых изменений. При этом и авангардные, и консервативные подходы могут оказаться новыми. Но мы редко задумываемся над тем, что сами можем обеспечить перемены. И не надо ждать отмашки сверху. Аннет привела в пример себя: «Каждый день я пробовала новый цифровой ресурс: что за сервис, как он работает, насколько он сложен. Я закончила на 93-й или 94-й день по личным причинам, но это неважно. Даже дети могут себя испытать в таком деле! Что же нам, взрослым, мешает попробовать?
,
,
Совет 3: Быть с аудиторией на одной волне
Журналисту важно читать не просто книги и другие СМИ, но и то, чем интересуется аудитория. Если журналист работает в университетской газете, необходимо читать то же, что и студенты, быть на тех же интернет-платформах, играть в те же игры; читать блоги преподавателей, психологов.
,
,
Совет 4: Быть собой
Керстин Вигл (Kerstin Weigl), репортёр Aftonbladet, выиграла в 2015 году журналистскую награду Швеции за «неустанное расследование одной из самых замалчиваемых катастроф шведского общества». Большую часть своей карьеры Керстин посвятила теме насилия в отношении женщин. Впервые, когда она только взялась за эту тему, главный редактор сказал ей: «Нет, мы не занимаемся такими вещами, это не новости».
,
,
Совет 5: Быть добрее
Мы все привыкли, что журналисты всех и вся критикуют, находят всюду негатив и проблемы. А что, если люди устали от этого? Если писать о позитивных событиях, мы сами станем позитивными. И это тоже изменит мир.
С 2009 по 2012 год Аннет Новак работала редактором газеты «Norran» в Шеллефтео. Когда-то этот городок переживал расцвет, позднее шведское правительство решило создать университет на севере страны, и выбор пал на два города: Шеллефтео и Умео. В Шеллефтео решили, что «нам не нужен университет». С этого дня жизнь в Шеллефтео пошла на спад, а в Умео — наоборот. Когда Новак приехала в этот город, первое, что она поняла: что-то не так у горожан с самооценкой и восприятием родного края. И начала с кампании «сто причин любить место, в котором живёшь». Аннет, её команде и газете «Norran» удалось заменить стереотип «мы — никудышный, маленький город» на «нам есть чем гордиться, Шеллефтео — красивый город», оказавшись эпицентром этой кампании. Попробуйте и вы.