Изменись и измени мир

Совет 1: Быть оригинальными всегда

«6 вредных советов, как испортить презентацию». «5 способов уложить ребёнка спать». «10 немецких фастфудов, о которых вы даже не подозревали» — подобные заголовки можно встретить на любом языке. СМИ всего мира подражают и копируют друг друга. Причина мимикрии не только в том, что журналисты следят за поисками коллег, но и в одинаковых образовательных стандартах — мы учимся по одним и тем же учебникам. Позволяйте себе сомневаться в стандартах и правилах, говорит Аннет.

,

«Мы обычно поступаем вот так» — фраза, ­которую надо забыть.

,

Совет 2: Быть последовательными

Одна из проблем современной журналистики — отсутствие ощутимых изменений. При этом и авангардные, и консервативные подходы могут оказаться новыми. Но мы редко задумываемся над тем, что сами можем обеспечить перемены. И не надо ждать отмашки сверху. Аннет привела в пример себя: «Каждый день я пробовала новый цифровой ресурс: что за сервис, как он работает, насколько он сложен. Я закончила на 93-й или 94-й день по личным причинам, но это неважно. Даже дети могут себя испытать в таком деле! Что же нам, взрослым, мешает попробовать?

,

Даже дети могут себя испытать в таком деле! Что же нам, взрослым, мешает попробовать? Мы сами».

,

Совет 3: Быть с аудиторией на одной волне

Журналисту важно читать не просто книги и другие СМИ, но и то, чем интересуется аудитория. Если журналист работает в университетской газете, необходимо читать то же, что и студенты, быть на тех же интернет-платформах, играть в те же игры; читать блоги преподавателей, психологов.

,

Познавший интересы аудитории и сам будет интересен этой аудитории.

,

Совет 4: Быть собой

Керстин Вигл (Kerstin Weigl), репортёр Aftonbladet, выиграла в 2015 году журналистскую награду Швеции за «неустанное расследование одной из самых замалчиваемых катастроф шведского общества». Большую часть своей карьеры Керстин посвятила теме насилия в отношении женщин. Впервые, когда она только взялась за эту тему, главный редактор сказал ей: «Нет, мы не занимаемся такими вещами, это не новости».

,

Но Керстин была молода и живо воспринимала происходящее вокруг, она услышала редактора и… решила по-своему.

,

Совет 5: Быть добрее

Мы все привыкли, что журналисты всех и вся критикуют, находят всюду негатив и проблемы. А что, если люди устали от этого? Если писать о позитивных событиях, мы сами станем позитивными. И это тоже изменит мир.

С 2009 по 2012 год Аннет Новак работала редактором газеты «Norran» в Шеллефтео. Когда-то этот городок переживал расцвет, позднее шведское правительство решило создать университет на севере страны, и выбор пал на два города: Шеллефтео и Умео. В Шеллефтео решили, что «нам не нужен университет». С этого дня жизнь в Шеллефтео пошла на спад, а в Умео — наоборот. Когда Новак приехала в этот город, первое, что она поняла: что-то не так у горожан с самооценкой и восприятием родного края. И начала с кампании «сто причин любить место, в котором живёшь». Аннет, её команде и ­газете «Norran» удалось заменить стереотип «мы — никудышный, маленький город» на «нам есть чем гордиться, Шеллефтео — красивый город», оказавшись эпицентром этой ­кампании. Попробуйте и вы.