Итак, о себе и своём коротком, но очень интересном творческом пути без купюр рассказывает главный редактор газеты «Коммерсантъ-Урал» Николай Яблонский. Кому рассказывает? Теперь — вам.
Родился я 11 октября 1978 года в Свердловске. Жил в замечательном доме на улице Белинского, 71. Жил на первом этаже. Как недавно выяснилось, моими соседями по дому были известные писатели Борис Рябинин, Вадим Очеретин, дирижёр уральской филармонии Марк Паверман.
Чаще всего о знаменитом окружении я узнавал, обнаруживая под нашими окнами новые мемориальные доски.
Для советского школьника у меня был стандартный набор увлечений: марки, монеты, аквариумные рыбки, содержал хомячков. Играл в футбол и хоккей, занимался шахматами. Всегда нравилось делать всякие стенгазеты. В последних классах школы веселились с ребятами, делали подпольные газеты из тетрадных листков, где придумывали рассказы про одноклассниц. Чисто ради веселья.
Моя мама окончила художественное училище и всю жизнь проработала архитектором. Отец — инженер. Такая художественно-техническая интеллигенция.
В школе был стабильным троечником. Русский до прихода на журфак знал очень плохо, писал с грубыми ошибками. Стал более или менее грамотным благодаря Ирине Грибушиной, которая работала на кафедре русского языка и стилистики. Один из диктантов написал с 23 ошибками. Сейчас читаю тексты некоторых студентов и понимаю, что теперь на их фоне довольно неплохо владею русским языком…
Читать всегда любил. Много. Это помогло в будущем. У нас дома была хорошая библиотека. Отец увлекался литературой. В городе был книжный рынок «Яма», он туда часто ходил.
Ещё в 8-м классе пришёл в газету для подростков «Честное слово». Главным редактором там была Анна Мясникова, тоже выпускница журфака, жена Сергея Нохрина — друга Александра Башлачева. Они все на одном курсе учились. В этой газете удалось себя проявить. Ездил на юнкоровские сборы в Санкт-Петербург, Москву.
,
,
При поступлении на журфак набрал полупроходной балл, буквально вися на волоске. Когда оканчивал факультет, то на моём курсе было какое-то гигантское количество красных дипломов: у Алексея Фаюстова, Всеволода Доможирова. А у меня не сложилось. Учился так же посредственно, как и в школе. Сложно было не только с русским языком, но и с древнерусской литературой. У нас её преподавал декан филфака Валентин Блажес — очень суровый дядька. По-моему, я у него раза четыре пересдавал.
На первом курсе? Был таким оболтусом… Очень увлекался рок-музыкой и девушками. Был неформалом: две серёжки в ухе, булавочки-фенечки. У меня была даже панк-группа — «Дядюшка Ау и Петручио». Мы несколько концертов точно дали. На первых трёх курсах сама журналистика вообще не интересовала. Потом, со временем, понял, что и в журналистике можно стать Джимом Моррисоном или Иосифом Кобзоном. К старшим курсам увлёкся документальным кино. Писал диплом на эту тему. Жизнь сложилась так, что стал работать в газете, хотя учился на телерадиожурналиста.
На четвёртом и пятом курсах многие однокурсники уже где-то работали. Кто-то был звездой телеэфира. Алексей Фаюстов вёл программу новостей на «41 канале» и одновременно развивал телестудию в УрГУ. После окончания журфака в 2000 году я на этой телестудии целый год работал корреспондентом. Мы делали очень смешную программу «Клуб путешественников имени Ивана Сусанина», где придумывали истории про закоулки нашего университета. Моя первая запись в трудовой книжке — телестудия УрГУ.
За время учёбы и я успел поработать на телеканале АТН, когда он только-только создавался. Был там месяца два. Меня буквально взяли с улицы: сам пришёл и попросился в программу «Неважные новости». А потом уехал в Питер и с АТН расстался.
,
,
Потом год работал в Свердловской областной межнациональной библиотеке руководителем интернет-центра. Интернет тогда в городе был слабо развит. Например, у нас в университете функционировали компьютерные классы. Помню, что по записи пользовались интернетом по 45 минут не больше двух раз в неделю. В общем, пошёл я работать в библиотеку, чтобы быть в Сети. Научился ею пользоваться, открыл для себя какие-то ресурсы.
Затем пришёл в газету «Коммерсантъ-Урал», редакция которой только открылась. Начал работать в 2003 году внештатным корреспондентом. Пришёл случайно. Просто встретил своего друга Диму Сухоросова, известного фоторепортёра, который там тогда работал. Он и подсказал, что можно себя в «Коммерсанте» попробовать. Должность главного редактора в издании тогда занимал Антон Николаевич Стуликов. Всё было безумно интересно. Проходили выборы губернатора, мэра Екатеринбурга, имел силу ОПС «Уралмаш», набирал популярность фонд «Город без наркотиков». Как раз про это всё я писал. Но в штат очень долго не брали. Стуликов к 1 января 2004 года уехал на повышение. Главредом стала Элла Бидилеева, которая меня сначала недолюбливала. Но в марте освободилось место координатора редакции, и меня взяли наконец в штат. С Биделеевой в итоге мы сработались. Потом, когда освободилось место заместителя главреда, то она предложила эту должность мне.
А когда Элла стала уходить, то я занял её место — шёл 2011 год. С тех пор я главный редактор «Ъ-Урал» Это большая ответственность и большой геморрой. Понятно, что есть усталость от ежедневной газеты. Но уже есть опыт, и многие вещи делать гораздо проще, чем раньше. В последние годы с гендиректором Сергеем Плахотиным мы стали заниматься историческими проектами. Выпускаем книги, посвящённые истории города. Это меня очень увлекает.
Производственных наград целый шкафчик. Выделю «Золотую акулу» — профессиональную премию в области журналистики. Эта награда очень мне близка. Есть благодарственные письма от администрации Екатеринбурга за книгу «Творцы города», в которой представлена история о главных архитекторах столицы Урала.
Лишь процентов 20 сокурсников осталось в журналистике. Кто-то стал главным редактором газет или телеканалов в небольших городках. Сева Доможиров теперь замдекана журфака и один из руководителей знаменитого отряда «Каравелла», основанного писателем Владиславом Крапивиным. Лёша Фаюстов — руководитель медиацентра УрФУ и ведущий «41 канала». Лена Лехова — гениальный балетный фотограф, Катя Тимошенко снимает документальное кино, Оксана Евдокимова живёт в Берлине и работает на «Немецкой волне». Очень много людей ушло в пиар, а кто-то вообще исчез с радаров.