Начиная с 2011 года проводилось анкетирование абитуриентов и студентов первого курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, а также учеников 10-х и 11-х классов профильного журналистского класса школы № 309 Санкт-Петербурга. Из всего массива было выбрано 150 анкет для детального изучения.
Вопросы были простыми: какие СМИ знают и читают, какие СМИ считают качественными и жёлтыми, кого из известных журналистов могут назвать, кого из них считают авторитетными, какие книги читают, какими интернет-изданиями пользуются, о чём хотят писать и т.д. Помимо этого, ребята выполнили несколько творческих заданий: например, нарисовать «Герб журналиста», поместив на него главные составляющие профессии, написать эссе «Почему я выбираю журналистику?», сделать зарисовку о любимом или нелюбимом журналисте, в которой необходимо было аргументировать свой выбор конкретной персоны и назвать причины выбора.
Впоследствии мы сравнили данные начала исследования с текущим моментом.
На кого ориентируются молодые журналисты
В 2011–2012 годах в этом списке можно было увидеть (по убыванию количества упоминаний) Юрия Роста, Владимира Соловьёва, Артемия Троицкого, Дмитрия Нагиева, Юлию Латынину и других. Список «антикумиров» возглавили Дмитрий Губерниев, Андрей Малахов, Дмитрий Быков.
Нередко к журналистскому сообществу школьники, абитуриенты и студенты относили шоуменов, что говорит об ошибочности представлений о профессии: не каждое медийное лицо занимается журналистикой. В данных 2011–2012 годов можно было увидеть, как одни и те же журналисты оказывались в списках как любимых, так и нелюбимых героев.
Среди причин нелюбви к журналистам участники опроса выделяли: использование своего мастерства с одной всепоглощающей целью — получение пресловутой финансовой прибыли; продажность журналистов, которые делятся на два лагеря: лагерь «охотников» и лагерь «жертв»; невнимательность, безразличие, поверхностность, «несмотрибельность» в кадре; просто «льёт воду», никакой информативности и насыщенности в его тексте нет; с дефектами речи; цинизм, эгоизм, лицемерие.
Кумиры 2016-го
Своеобразный хейт-список в 2016 году возглавляют Ксения Собчак, Александр Гордон, Александр Невзоров (максимальное количество упоминаний). Кроме того, в него вошли: Ольга Романовская (работала в «Ревизорро»), Петр Толстой, Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая, Елена Летучая («Ревизорро»), Иван Охлобыстин, Арам Габрелянов, Артём Шейнин, Отар Кушанашвили, Борис Корчевников, Сергей Пархоменко, Аркадий Мамонтов, Дмитрий Киселёв, Александр Проханов, Виктор Шендерович, Леся Рябцева.
Что читают абитуриенты?
В 2011–2013 годах в топ читаемых изданий входили «Русский репортёр», «Коммерсант», «Российская газета», Esquire, New York Times, Times, «Известия», Financial Times, «Ведомости».
Через пять лет в списке остались «Коммерсантъ», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Русский репортёр» (несколько потерял свои позиции в сравнении с результатом предыдущего исследования), «Известия».
Что читали в 2011 году
Однако самым популярным ответом на вопрос «что я читаю из качественной прессы?» в 2016 году являлся «ничего не читаю». Далее — «Аргументы и факты», «Огонёк», «Русский репортёр», «Дилетант», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Коммерсантъ», Vogue.
Какими темами интересуются
В 2011–2013 годах среди основных направлений значились путешествия, социальные проблемы, люди, культура, мода, спорт, кино, общество, музыка, искусство. В 2016 году по-прежнему приоритетными остаются темы культуры и искусства, путешествий, однако появляются политика, события мирового масштаба, криминал, наука и др. Однако исчезла такая тема, как «люди». К сожалению, обычный человек со своими проблемами перестаёт быть объектом внимания медиа, а на авансцену выходят новые герои (фрики, маргиналы, представители шоу-бизнеса, чиновники и т.д.).
О чём хочу писать и снимать? 2016 год
Важно отметить, что в 2015–2016 годах выросла гражданская активность молодых журналистов. Об этом говорят размышления в эссе «Почему я выбираю журналистику?»: «мы пришли в профессию, чтобы менять мир вокруг нас и помогать людям». Мы видим наличие критического мышления и разочарование в существующих идеалах. Трансформируются и ценностные ориентации современного молодого поколения: жизненные ценности с личных интересов и отношений перемещаются в сторону работы и общественной деятельности.