Кораблик из газеты вчерашней

Как ветеран печатных СМИ, я должен был одним из первых кричать караул. Или гордо заявить, что не покину «кораблик из газеты вчераш­ней», поскольку шагнул на него ещё в прошлом веке.

Архаизмы и неологизмы

По логике песенной цитаты, кораблик должен идти на дно, прихватив с собой капитана. Но я не тороплюсь «на дно», чего и другим желаю. У меня есть другие предложения. Поскольку термин «журналистика» становится в какой-то мере архаизмом, давайте искать неологизмы. Например, почему бы факультет журналистики не именовать факультетом медиакоммуникаций. Можно ещё короче: медийным факультетом. В этом случае следующим шагом должна стать перезагрузка учебного процесса, с учётом того что современная журналистика переживает один из самых сложных периодов своей истории. Мировой экономический кризис, перерождение традиционных СМИ, информационные войны требуют от журналистов огромного терпения и высокого профессионального мастерства и невероятной оперативности обновления новостей на своих сайтах. Я умышленно подчёркиваю — своих, поскольку самостоятельных и юридически зарегистрированных сайтов в Казахстане единицы. Пока все электронные СМИ — это младшие дети газет и журналов.

Семь лет на сайте

В Костанайской области действует 45 сайтов, и только три из них как бы самостоятельные. Это три сайта информационных агентств «Тоболинфо», Qmedia.kz и «Антикоррупционное СМИ». Все остальные дублируют печатные СМИ. Сайт газеты «Костанайские новости» преодолел в этом году семилетний рубеж. Сегодня его ежедневная посещаемость составляет от 10 тыс. до 50 тыс. уникальных посетителей. Растёт и популярность официальной страницы «КН» в социальной сети «ВКонтакте». Число её подписчиков превысило 70 тыс. Это самая большая аудитория пользователей среди других пабликов. Активно комментируют новости «КН» и в других социальных сетях — Facebook, Twitter, Одноклассники, Мой мир, Instagram, Google+, YouTube.

,

Именно на сайте можно получить самую оперативную информацию и быть на постоянной интерактивной связи с пользователями.

,

Народность — преимущество электронных версий

На сайте есть очень доверительная рубрика — «Народная журналистика». Это удобный способ помочь нашим читателям в решении их проблем. Ещё благодаря сайту мы можем более подробно и ярко (фото- и видеосъёмки) давать информацию об интересных мероприятиях. Такие формы мы широко практикуем на нашем сайте. И при этом мы только в начале пути. Насколько он окажется длинным, какие ждут нас открытия, достижения, победы и неудачи, прогнозировать нет смысла — все всё увидят сами. Но я считаю, что проблемы, которые сегодня есть у печатных СМИ, аукнутся и электронным.

Какие это проблемы?

Самая большая проблема формулируется примерно так: «отсутствие профессиональных кадров, финансовых ресурсов тормозит развитие электронной журналистики». Пока нас спасает мультимедийность. В нашем практическом применении мультимедийность — это сопровождение информации картинками, звуком, музыкой, речью. Но главное, это контент, содержание. Сегодня доказывают, что в интернете — анархия и хаос. Но всё зависит от того, по каким виртуальным тропинкам мы ходим. Если получатель стремится к достоверной информации, он её ищет там, где работают профессионалы. Мало того, там, где информацию администрируют, что является противовесом хаосу.

Кто в ответе за образование журналиста?

На мой взгляд, на журфаке должны преподавать те, кто работал в газете, на радио или ТВ. А ещё лучше — кто работает. Другой вопрос: кто должен учиться на журфаке? Моё мнение: тот, кто занимается самообразованием «на вечной основе».

Самообразование — основа всяческого образования. А журналистика или коммуникации — это непрерывное образование не только в том, как и о чём вещать людям, это непрерывное познание жизни, людей, связей, причин и следствий того, что происходит в современном мире. Словом, в вузах необходимо создать условия, при которых слушатели сами отвечали бы за качество своего образования. Выпускника спрашивают в редакциях не о том, что он изучал, а о том, что он умеет делать и как делать.

Сейчас за плохую подготовку к профессии виноваты все, кроме самого студента. А ведь он в первую очередь в ответе за то образование, которое получил и с которым согласен как с конечным результатом. И здесь на первый план выходит самостоятельность.

,

Надо планку требований к себе ставить выше своих возможностей, но постоянно и постепенно стремиться к поставленной цели и стать вечным любознательным журналистом.

,

О чём писать, снимать, рассказывать

Наивный вопрос. О жизни. Это, во-первых. Во-вторых, соблюдать редакционные стандарты, дедлайны. В-третьих, использовать жанры, востребованные этим временем, а не каким-нибудь другим. Вся творческая работа должна идти по графику в режиме непрерывности, как сама жизнь.

Как писать?

Это самый индивидуальный и самый сложный вопрос для авторов. Ответ один: писать, снимать, вещать, показывать только то, что волнует, цепляет за живое в человеке. И самое главное — рассказывать профессионально о человеке, о людях. Подмеченные детали жизни других людей всегда вызывают интерес читателей, слушателей. Если вам не интересны другие люди, их дела, проблемы, поступки, успехи и неудачи — вам в журналистике делать нечего. Из этого возникает ещё одна проблема — снижение доверия к СМИ. В России, например, зафиксирован показатель 12–17% к тому, что было. Потому что пропаганды стало больше, чем журналистики. В Екатеринбурге создали организацию «Защитите нас от прессы». Чтобы от прессы не надо было защищаться, студентов необходимо учить искать, узнавать, наблюдать, выбирать, пробовать, анализировать, но всегда при этом задавать себе вопрос: зачем я это делаю? Для чего и для кого? Ответ подскажет практика и сама жизнь. Журналистика — это сегодня проблемы общества и рассказы о том, как они решаются. Мультимедийная журналистика — это информация о жизни и развитии гражданского общества, где каждый гражданин — участник какого-то события или процесса. Надо создать дворовые медиашколы, медиакружки, проводить конкурсы, отборочные игры и т.п. Тогда на журфак придут другие молодые люди, и мы сумеем научить их применять полученную информацию, знания для блага самих себя, своих семей, своей страны и, само собой, тех вузов, в которых они начинали учиться. Надо помнить, что вуз — это только начало большой учёбы, а оставшаяся после учёбы жизнь — её продолжение. ­Продолжайте ­учиться жить, а живя — учитесь.

,

Справка

Региональная газета «Костанайские новости» основана в апреле 1910 года.

Распространяется в Республике Казахстан, а также в Челябинской, Курганской и Оренбургской областях РФ. В десяти районах Костанайской области газета имеет свою службу подписки и доставки, которая распространяет печатные и другие СМИ, в том числе и российские. Полный штат редакции — 160 человек.

Газета имеет одноимённый сайт, который ежедневно читает 12–17 тыс. человек, посетителей «ВКонтакте» 50–70 тыс. Большей частью материалы сайта дублируют бумажный вариант издания. Основная проблема — отсутствие достаточных средств на развитие сайта. Новости готовят все журналисты и постоянные авторы газеты. У газеты есть собкоры в России, на Украине, во Франции, в Дании, Германии, Венгрии.

,

Автор — академик Академии журналистики Казахстана, профессор, доктор политической социологии, член Ассамблеи народа Казахстана.