Кризис СМИ
Раньше новостные СМИ были главным производителем информации и основой журналистики. Сейчас всё по-другому: технологические, экономические и политические трансформации изменили медиасреду. Появляется много вопросов относительно качества, влияния СМИ и доверия к ним из-за последних выборов и референдуов в мире.
,
,
В то же вемя по-прежнему растёт потребность в проверенных новостях, которые представляют ценность, с точным контекстом и доступной формой. Создание таких новостей требует от журналистов высокой кфалификации.
Феномен «фейков»
Опеделение «фейковых новостей» простое – это новости, которые содержат неверные или неточные факты. Обвинения в фейках часто делают на основании оценки событий, позиции, неприемлемой для того, кто разоблачает ложь. Каждый юрист, ведущий дела о клевете, знает, что существует тонкая грань между фактом и мнением.
C точки зрения закона, право на выражение мнений является фундаментальным, однако оно не может быть абсолютно. Ограничения появляются при оскорблении, расизме, использовании языка вражды на религиозной почве, а также публикации материалов о терроризме и проч.
В современном политическом климате фейковые заявления не вредят репутации или достоинству конкретной личности – они относятся к экономическим спорам и оценке разных событий. Здесь юристы не могут помочь, так как речь не идёт о конкретном лице или публичной фигуре. Уже созданы инструменты для борьбы с фейками, но главным является этическая журналистика.
,
Отсутствие доверия к СМИ
Последнее исследование индекса доверия к СМИ в странах Евросоюза показало уменьшение доверия по отношению ко всем изданиям, кроме радио. А исследование университета Мальты и ЕФЖ продемострировало рост самоцензуры в регионе.
КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ: РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ ЕФЖ
• Искать решения для преодоления кризиса независимой журналистики и применять их;
• Поддержать общественные СМИ и вещание;
• Бороться с ненавистью и «языком вражды»;
• Искать ресурсы для независимых расследований;
• Создать достойные условия труда для журналистов;
• Развивать инструменты этического регулирования и саморегулирования;
• Влиять на соцсети и проводить в них кампании по ответственному распространению новостей;
• Поддерживать программы медиаобразования и учить ответственной жуналистике, основанной на этических стандартах (в том числе политиков).
,
Европейская федерация журналистов – одна из самых больших журналистских сообществ в Европе, включающая 320 тыс. журналистов и 671 организацию в 43 странах. Главная задача ЕФЖ – обеспечить безопасность жизни и работы, создать достойные условия труда независимо от статуса журналиста, а также гарантия свободы слова и разнообразия СМИ. Основана в 1994 году.