30 видеоинтервью с экспертами превратились в отредактированные текстовые фрагменты – получилась энциклопедия современной интернет-журналистики в пяти категориях: настоящее, будущее, деньги, форматы и журналисты. В мае авторы закончат и представят аналитическое эссе, а пока ЖУРНАЛИСТ выделил ключевые инсайты на будущее.
Интервью записывались с ноября по апрель, всего получилось около 30 часов записей. Все респонденты ответили на обязательные вопросы:
• Что происходит в отрасли сейчас.
• Какой будет ситуация через 3-5 лет.
• Как зарабатывать.
• Умрет ли десктоп и заменят ли соцсети веб-сайты.
• Как всё это меняет тексты и форматы подачи.
• Как все это меняет журналистику и журналистов.
Как указано в предисловии к энциклопедии:
…исследование не пытается предсказать будущее. Потому что оно уже наступило, и потому что предначертанного будущего нет.
Тем не менее, есть идеи, вокруг которых мнения медиаменеджеров и экспертов так или иначе сходятся.
1 Экосистемы вместо платформ
Надя Егорова, Mediator.media:
В дальнейшем, мне кажется, люди будут потреблять контент через различные каналы. И контент будет адаптироваться под эти каналы, а медиа будут «разгонять» аудиторию внутри экосистемы.
Наталья Лосева, медиаэксперт:
Медиа не смогут обладать аудиторией ни коммерчески, ни идеологически, как было в офлайновом мире.
Ринат Низамов, Hearst Shkulev:
Веб потеряет свою актуальность. Всё будет на каких-то других платформах.
2 Автоматизация многих процессов
Евгений Паперный, Здоровье и Дети Mail.Ru:
Data driven decision making станет нормой, история про «почувствовать аудиторию» перейдет в разряд эзотерических практик.
Всеволод Пуля, главный редактор RBTH, редактор ЖУРНАЛИСТА:
Всё будет автоматизировано. Реально сделать абсолютное робо-СМИ, без участия людей.
3 Медиа должны стать сервисами
Оксана Силантьева, Silamedia:
Начинать надо с сервисов — в регионах с ними совсем плохо.
Алексей Смирнов и Сергей Сус, «Актион Медиа»:
Надо делать сервисы, в которых люди живут.
4 Контент – король, но для разных аудиторий подходят разные рецепты
Алексей Амётов, Look at Media и Setka:
За каждую минуту потраченного времени ты должен давать человеку максимум ценности. Потому что иначе он устает, ему становится скучно, он чувствует себя обманутым и обламывается. И здесь вопрос не в длине текста, а в насыщенности текста витаминами и микроэлементами.
Евгений Волков, Life.ru:
С большими сложными форматами мы всегда играем в рулетку: ты можешь убить три недели, получить в результате очень красивый лонгрид, но никто не знает, выстрелит или нет.
Олеся Носова, kp.ru:
Залог успеха сейчас — это полная открытость. И люди, которые производят контент и понимают, что он будет использоваться в совершенно разных сущностях. Ещё это эксперты, которые подхватывают контент и пакуют его. Радийщики переделывают контент в звук, редакция газеты — в передовицу, интернет делает из этого свою историю, плюс, всё это переупаковывается для соцсетей.
5 Журналист, прежде всего, коммуникатор, который «переводит» языки смыслов, форматов, платформ, технологий
Надя Егорова, Mediator.media:
Надо формировать язык коммуникации. Бывают ситуации, когда можно не писать словами, а поставить стикер — это лучше воспринимается пользователем, релевантно языку общения в том или ином канале.
Максим Корнев, редакционный директор ЖУРНАЛИСТА:
Проблема не в том, что есть плохие журналисты или плохой контент. Проблема в том, что журналисты не умеют переупаковывать контент для аудитории, которой он нужен, рассказывать нужными словами. Я абсолютно уверен, что любые журналисты любого возраста могут быть востребованными. Просто должен быть «переводчик» или им нужно правильно ставить задачу.
Сергей Паранько прокомментировал ЖУРНАЛИСТУ, какие идеи оказались прорывными лично для него:
Важное, что я услышал «между строк», и теперь расплетаю эту нить в эссе – «наша аудитория нам не принадлежит».
В итоге всё строится вокруг этого осознания – как зарабатывать, как возвращать, как рассказывать истории в моменте, когда медиа лишились монополии на создание и распространение контента.
Взгляды радикально отличаются: от «Мы будем строить свою крепость и держаться» до «Социальные сети более не платформы, а экосистемы. Новые миры со своими законами физики, в которые нам нужно встроиться».
Ольга Сидорова также поделилась с нами своими тремя инсайтами:
1 Женя Волков сказал, что мы совершенно не понимаем подростков: что происходит у них в голове, как они потребляют информацию и какую. Взять, например, многочасовые стримы игр — по мне сам факт, что ты сидишь и смотришь, как кто-то играет, вместо того, чтобы играть самому, в голове не укладывается. Женя резонно замечает: медиа не знают, что с этим делать, как общаться с этой аудиторией и как её привлечь.
2 Скрупулезное, ежедневное изучение аудитории и осознание, что и как люди читают, а главное — зачем, в чем мотив твоего читателя прийти именно к тебе и доскроллить, дочитать именно эту статью? О таком подходе говорили почти все, кто пришел, и в итоге это стало для меня лейтмотивом всего исследования: изучать аудиторию, понять ее персонализированный, удивительный интерес.
3 Редакции нужно создавать контент, а не статью, видео или инфографику. Идея в том, что ты производишь не конкретную единицу, определенный формат, а месседж, единицу смысла — из которого потом «нарезаешь»: статью — для сайта, видео — для соцсетей, условно, комикс — для мессенджеров. Возможно, вскоре эта «нарезка» будет автоматизирована и выполнять ее будут роботы или нейронки. Но мне показалось чрезвычайно интересной мысль, что уже сейчас нужно именно так относиться к редакционному процессу: мы производим контент, который затем адаптируем под разные платформы.
В исследовании также приняли участие и эксперты ЖУРНАЛИСТА – редакционный директор Максим Корнев и редактор рубрики «Медиа» Всеволод Пуля.
,