,
Немного статистики
Школьные медиа давно стали обязательным атрибутом любого образовательного учреждения — газеты и журналы сегодня не выпускает только ленивый. Анна Коняева, член рабочей группы исследовательского проекта школ-участниц программы «Гимназического союза России», считает, что школьная пресса в то же время закрыта для стороннего потребителя:
Наше исследование выявило, что основной аудиторией школьных СМИ являются ученики и учителя (по 23%), а также родители и гости школы (26%). Школьные газеты сегодня циркулируют в фактически замкнутой системе.
Половина всех изданий выпускается ежемесячно, выход 20% газет зависит от учебных четвертей, а остальные либо приурочены к каким-то мероприятиям, либо вообще издаются стихийно. Отсутствие чёткого графика выпуска — это проблемная точка всей школьной прессы. Как правило, издание заявляет периодичность раз в месяц, раз в неделю, раз в квартал, но по факту выходит по мере накопления материала и средств. Не всегда верно организована система распространения изданий, которые размещаются в закрытых пабликах соцсетей или висят в школьном вестибюле. Отсюда и «неузнаваемость» газеты или журнала среди широкой аудитории, то есть читатель просто не подозревает о существовании того или иного подросткового медиа.
Данные исследования можно найти здесь.
Ярмарка тщеславия
Тематика и жанровая палитра текстов в школьных изданиях обычно скудны и однообразны, а сами они — чаще всего скучные и пафосные. В школьных газетах в массе своей доминирует официоз. Например, интервью с директором школы, «паркетные» фотографии, напутственные слова администрации. Встречаются отчёты о прошедших мероприятиях, заметки об учителях или библиотекаре, стихи и другие творческие работы школьников, тексты, основанные на вторичном материале, интернет-источниках, то есть копирайт и рерайт. Такие издания с материалами «для галочки» не представляют большого интереса для школьной аудитории, а порой только тешат самолюбие начальства и укрепляют эго авторов.
Почему это происходит? Во-первых, многие образовательные учреждения ошибочно считают школьную газету своеобразной витриной достижений, корпоративным изданием, хотя в реальности функции корпоративного медиа с успехом выполняет сайт школы. Именно по этой причине в газетах, выпускаемых школьниками, появляются материалы, которые мы относим к так называемой сервильной журналистике. Однако в эпоху жесточайшей конкуренции СМИ за читателя журналисты должны представлять качественный, оригинальный, ни на что не похожий медиапродукт. Всегда будет выигрышно смотреться издание, авторы которого не зацикливаются на сугубо школьных событиях. Для школы такое СМИ — лучший инструмент пиара: оно принесёт дополнительные очки и будет положительно влиять на паблисити учреждения.
Во-вторых, не всегда преподаватели журналистских кружков и клубов могут в доступной форме объяснить, как составляется содержательно-тематическая концепция школьного издания. Не всегда способны помочь с выбором оригинальной фишки, благодаря которой газета будет отличаться от тысяч других школьных СМИ, издающихся по всей стране. Наставник редакции должен на одном из первых занятий объяснить журналистам, как выбираются темы материалов для газеты и почему рассказ об утреннике, за редким исключением, никогда не станет бомбой выпуска и не особо впечатлит читателей газеты. Когда из номера в номер публикуются похожие материалы на одну и ту же тему — это плохо. Когда пишешь о празднике, свидетелями которого была вся школа, и не представляешь читателю ничего нового — это уныло.
,
,
Тем, интересных для подростков, уйма: первая любовь, непонимание родителей, туманное будущее, подработка, религия, образование, интернет-герои, кино и книжки, субкультуры. Чтобы сделать газету уникальной, нужно быть изворотливыми и непредсказуемыми, необходимо воплощать на бумаге креативные идеи, проводить эксперименты, говорить о тех, о ком никто никогда не расскажет, не бояться серьёзных тем и затрагивать сложную проблематику, любыми средствами производить wow-эффект. Материалы школьников должны информировать, просвещать, воспитывать, развлекать, заставлять задуматься. Например, юнкоры из петербургской газеты «Эпиграф» не боятся даже экономических и политических тем. Увлечённые этими вопросами дети способны создать если и не сильный аналитический текст, то живой репортаж из магазинов для богатых и бедных, с Апрашки или блошиного рынка на Удельной, порассуждать на тему кризиса и помощи бедным, рассказать о фудшеринге и ночлежках, написать авторскую колонку о «Шарли Эбдо», выборах в Госдуму и стройке века — «СПб Арене», узнать, чем живёт забытый богом «Леннаучфильм».
Самоцензура страшнее цензуры
Учителя в ответ на призывы поднимать серьёзные проблемы в школьной газете говорят:
Вы что?! Нам директор не разрешит об этом писать!
Они ещё не пробовали, но уже уверены, что им запретят. С первых шагов в профессии молодых журналистов дистанцируют от серьёзных тем, но страшнее цензуры только самоцензура. Когда взрослый человек сам боится поднимать острые вопросы и превращает детское издание в буклет, обслуживающий интересы администрации, он учит ребят не журналистике.
Никто не призывает заниматься расследованиями в области школьной бухгалтерии и идти с вилами против власти. Есть много тем, которые не касаются школы, но требуют внимания детского издания. Разве запретят написать в газете, например, про жестокое отношение к животным или про жизнь детей с ограниченными возможностями? В школьных изданиях можно взять глобальную проблему и рассмотреть её на личном опыте, в более мелком масштабе — и проблему школьных столовых, и школьной формы, и коррупции в школе. Если ребята рассуждают об учителях-тиранах, то пусть рассказывают не о тех, кто преподаёт у них (это будет не этично), а соберут истории из других школ. На контрасте можно рассмотреть и другую сторону медали — рассказать о своих любимых педагогах или сделать подборку прикольных, неравнодушных к своему предмету преподавателях.
Но если директор школы не знает о запрете цензуры в России, не позволяет написать про ту же школьную столовую и про родителей, недовольных подгоревшей едой, это не означает, что тема — табуирована. Не всё, что обсуждается в школе юных журналистов, должно быть опубликовано.
,
ОБСУДИТЬ ДЕТАЛИ ПРОБЛЕМЫ. СВОБОДНО РАЗМЫШЛЯТЬ ИМ НИКТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ
,
,
Тревожный чемоданчик
Есть ли будущее у школьной прессы? Ответ однозначный — да. Бум, в сегменте школьных и межшкольных изданий сыграл на руку предприимчивым гражданам. Открываются новые курсы, мастерские, клубы, детские медиашколы. Ценник за занятия варьируется от четырёх до четырнадцати тысяч рублей ежемесячно. И это не предел. Портал школьной прессы России и новостное агентство школьной прессы «НАШпресс» при поддержке Министерства образования и науки РФ проводят масштабный конкурс школьных медиа «Больше изданий хороших и разных» с детально расписанным прейскурантом участия в финальных мероприятиях. Например, оргвзнос за пакет недельных мероприятий составляет от 12 725 до 17 125 руб. с питанием и проживанием. За взрослого — на две тысячи больше. Сумма зависит от количества посещаемых событий. Участие в церемонии награждения победителей конкурса — 400 руб. «Тревожный чемоданчик» детского пресс-центра на случай срочного выезда для журналистской работы стоит 2500, табличка на кабинет («Главный редактор», «Пресс-центр») — 960, фирменный рюкзачок «НАШпресс-Журналюгин» — 1 600. Средства на то, чтобы начинающий журналист оказался в гуще событий, нужны немалые, но и желающих хоть отбавляй.
Если учесть, что реально качественного контента в школьных изданиях по всей России мало, хорошее школьное издание вполне может занять свободную пока нишу молодёжных и подростковых СМИ. В этом секторе сегодня наблюдается творческий «застой». Например, мониторинг молодёжной прессы Северо-Запада показывает пессимистичную картину: львиная доля изданий, некогда успешных, сегодня либо закрыты, либо их работа временно приостановлена. В одной только Мурманской области за последние пятнадцать лет были закрыты: студенческая газета Мурманского кооперативного техникума «Копейка», молодёжная газета «Новая тема», «Оленегорская тусовка» — молодёжное приложение к газете «Заполярная руда», мурманская студенческая газета «Рекомендовано информационной службой», курсантская студенческая газета «Университетский курьер», газета для подростков «Я с тобой», газета «АнтиГламур», газета общества верующей молодёжи «Антиdот», бюллетень Комитета по делам молодёжи администрации Мурманской области «Молодёжный вестник», молодёжный журнал Мурманской области «Свой среди своих». В остальных регионах ситуация не лучше.
Большая часть молодёжных изданий сосредоточена вокруг Комитетов по молодёжной политике субъектов региона, финансируются за счёт бюджетных средств и государственных грантов, распространяются бесплатно. С этим отчасти связана и недолговечность молодёжных СМИ. Как только заканчивается бюджет, прекращается и деятельность редакций. Та часть СМИ, которая выпускалась частными издателями, не приносила никакой прибыли и тоже была закрыта. В этом смысле именно школьная пресса при грамотном подходе к раскрутке бренда издания и системе распространения может стать теми медиа, которые объединяют подростков. Но не в газетном или журнальном варианте. Необходимо уходить в онлайн. Нужны мультимедийные форматы. Дешевле оплатить домен на каком-нибудь интернет-ресурсе, чем печатать газету на бумаге — стоимость одного экземпляра того же петербургского «Эпиграфа» стоит 250–300 руб. Бумага себя не окупит. К тому же, поколению Z сегодня не нужны молодёжные газеты. Социальные сети берут на себя функции СМИ как площадки для выражения мнений, обсуждения молодёжных проблем, для оперативного обмена информацией. Печатные СМИ с этим конкурировать не могут.
,
,