12 АПРЕЛЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ФОРУМ СМИ
В первый день рассказывали о трансформациях в медиа, цифровизации традиционных индустрий и профессии журналиста.
,
,
,
Издателям надо работать с читателем — это аксиома!
В этом убеждён ГЕННАДИЙ КУДИЙ, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям РФ.
Он также уточнил, главные проблемы современной печати — это сокращение киосков в шаговой доступности из-за больших налогов, отмена субсидий Почты России, стремительный рост цен на газетную бумагу и создание экологического сбора.
,
,
,
Нужно креативить и как-то думать.
Посоветавала региональным издателям Светлана Распопова, эксперт «Золотого фонда прессы» и профессор кафедры периодической печати Московского государственного университета печати имени И. Фёдорова. Он отметила пять главных проблем региональных газет:
• Много отчётных материалов.
• Несоблюдение информационного баланса.
• Заброшенные сайты.
• «Советские», банальные заголовки, подзаголовки, лиды.
• Постановочные фото.
ОПЫТ ЕВРОПЫ
Деловой форум стал международным! Европейские эксперты рассказали о том, как современные издания развиваются у них.
,
,
,
МАРЕК БЕКЕРМАН, консультант ООН, ЕС, Совета Европы, ОБСЕ и Офиса по международному сотрудничеству Великобритании, поделился формулой фейковых новостей:
a spoof story (смешная новость) + a scoop (свежая развивающааяся новость) = fake news
Господин Бекарман уточнил, что фейковые новости — это и есть фейк, поскольку существовали всегда как «неправдивые новости».
,
,
,
РЕНАТА ШРЕДЕР, директор Европейской федерации журналистов, добавила, что фейки — это не главная проблема:
Важнее, что теряется доверие читателей к журналистам, которые производят новости, также снижается качественая журналистика.
Госпожа Шредер добавила, что сейчас нужны новости оцененные, анализированные, «дистиллированные» и переданные в той форме, в которой их можно понять. Для этого нужны настоящие профессионалы, которым нужно платить.
,
,
,
РОМАН БЕРГЕР, член Совета Союза журналистов Швейцарии, поддержал госпожу Шредер и сказал, что продолжается сильное сокращение инстранных корреспондентов, которые сегодня необходимы в освещении военных конфликтов:
Самый дешёвый способ написать о войне и конфликтах — описать через интернет, но это прямая противоположность качественной журналистики. И выбрасывание журналистов на местность — не выход, так как потом получаются плохие репортажи просто из-за того, что корреспондент недостаточно знает язык и культуру региона.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕССЫ И ПОДПИСКИ
,
,
,
ЮРИЙ ТАРАНЦОВ, генеральный директор ИД «Свободная пресса» (Воронеж), о работе в регионе:
Давайте перестанем говорить, что наша отрасль умирает. Мы найдём способ и выживем. Все мы живые люди! Интерес к чтению у людей не угасает.
На вопрос о том, какая наценка у ИД «Свободная пресса» в киосках, господин Таранцов ответил — около 60%.
,
,
,
АЛЕКСАНДР ОСЬКИН, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции, сказал:
Подписка упала на 46% после отмены субсидий из госбюджета с 2014 года. В России подписка обречена, потому что уже стала дороже розницы. И это не вина Почты России, это её беда. Нужно вернуть дотации на подписку печатных изданий. Нужно «кидать камни» в Минфин!
Господин Оськин считает, что киоски — это единственная удобная форма доставки тиражей до населения, но чиновники этого не понимают и постоянно сокращают их количество.
,
,
,
Только критика и двойной контроль на местах позволяется отрабатывает подписные тиражи. В этом убеждён МИХАИЛ КАЗАКОВ, руководитель департамента подписки ФГУП «Почта России». Но при этом:
Падение подписных тиражей в этом году: -11%.
Гсподин Казаков подчеркнул, что «Почта России» не собирается закрывать свои филиалы — «как это делает Сбербанк», и останется в городах и сельской местности.
,
,
,
Печатные СМИ по-прежнему доминируют на информационном рынке России, считает АЛЕКСАНДР ОРЕШКИН, вице-президент Национальной ассоциации издателей. Однако печатные тиражи уменьшаются, сокращается персонал и издания начинают умирать:
Мы предлагаем смотреть на это оптиместически и делать юридические шаги.
,
,
,
Каждый должен иметь видение, концепцию, основные принципы своего своего издания в виртуальном пространстве. Если у вас такого нет — до свидания!
Сказал ЮРИЙ ПУРГИН, генеральный директор ИД «Алтапресс» (Барнаул), и посоветовал донести это до всех сотрудников:
Ваши идеи должны стать идеями ваших подчинённых, а для этого надо людей вдохновить!
Дальше — разрабатываем карту перехода с принта на диджитал. Потом начинаем любить это дело! Лучшая агитация — это знания и понимание медиапотребления. Нужно преодолевать сопротивление коллектива, потому что переход в интернет никогда не бывает лёгким. Сделаейте это красивым экспериментом, а не «вселенским ЧП». Обязательно демонстрируйте первые результаты (докажите, что все жертвы ваших журналистов не зря).
,
,
,
СЕРГЕЙ МЕШАВКИН, эксперт проекта «Золотой фонд прессы» и руководитель медиагруппы «Феномен» (Санкт-Петербург), уверен, что газеты, которые считают своей аудиторией только пенсионеров и поэтому не создают электронные версии, скоро просто умрут. Сегодня «digital-first» — создавать электронные ресурсы нужно всем издателям.
Проиллюстрировать можно всегда, и всегда чем-то документальным.
Главное — правильно подать содержание и разработать для этого простые и понятные принципы, которые нужно соблюдать.
,
,
,
Но где взять профессионалов для таких качественных изменений? ЖУРНАЛИСТ подумал о вас и подготовил образовательную программу «Журналист.Знания», где можно найти все необходимые тренинги в одном месте. КАМИЛЛА НИГМАТУЛЛИНА, доцент кафедры периодической печати СПБГУ и редактор рубрики «Образование» в ЖУРНАЛИСТЕ, сказала:
Наше решение — это 1-3 дня для обучения, которые удобны именно вам. Тренинги подготовлены для медиаменеджеров, редакторов, дизанеров, иллюстраторов, PR-специалистов и рекламистов. Это пакетные предложения от известных, хороших медиаэкспертов.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИЗДАТЕЛИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
,
,
,
Мы превращаемся в клоуна-затейника, который пытается привлечь молодую аудиторию.
Так начала презинтацию проектов ВЕРА ЮЖАНСКАЯ и показала проекты своей редакции. Один их них — «Кошки-крошки спешат на помощь», который создали для социализации людей с особенностями развития.
,
,
,
НАТАЛЬЯ ЕРМАКОВА поделилась секретом привлечения к принт-версии в своём регионе:
Сделали рубрику «Тормоз перестройки или Что мешает нам жить комфортно», которую ведёт глава района. Вопросы читатели размещают в наших социальных сетях, а ответ публикуем только в печатной версии.
Госпожа Ермакова сказала, что журналистов, которые хотят писать о людях (даже бесплатно) — много. Эти авторы потом становятся экспертами газеты, хорошими репортёрами. И ещё, в «Октябрьских вестях» никто не ходит на работу — все на удалённом доступе.
,
,
,
СВЕТЛАНА ПИСАРЕНКО изменила отношение к работе и редакции:
Теперь делаем газету вместе с читателем.
Госпожа Писаренко убеждена, что интерактив в работе издания необходим. В этом помогут проекты, сделанные для простых людей. Например, газета ведёт рубрику «Футбол», которая выходит в каждом номере. Причём анонсы, таблицы, материалы для публикации готовит тренер местной футбольной команды. В итоге приобрели новую аудиторию болельщиков и прислушалась к своим читателям, которые жаловались на недостаточное освещение темы спорта.
ИТОГИ ПЕРВОГО ДНЯ ФОРУМА
,
,
,
Региональная и местная пресса недооценены в наше время.
Такой тезис выдвинул СЕРГЕЙ РЫБАКОВ, председатель оргкомитета «Золотого фонда прессы», заместитель председателя комитета Совета федерального собрания РФ по науке, образованию и культуре. В разъездах по регионам он убедился, что сегмент региональной прессы будет сущестоваать всегда, потому что здесь люди черпают информацию, которая касается только их:
Происходит чёткая трансформация местной прессы: от газеты и текста на бумаге к явлению культуры. Они не просто рассказывают, а увлекают людей сделать что-то.
Господин Рыбаков уверен, что главная проблема — это общая апатия и ощущение, что «кто-то должен нам всё сделать и устроить».
,
,
Итоги конкурсов «Золотого фонда прессы» и подробный обзор первого дня Делового форума можно посмотреть здесь.
13 АПРЕЛЯ: ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
День новых технологий и практики мультимедийных коммуникаций. ЖУРНАЛИСТ узнал, что и как делать в диджитале сегодня.
,
,
,
Что потеряет аудитоия, если не будет вашего издания? Ответ на этот вопрос и есть миссия вашего СМИ.
Так считает ВСЕВОЛОД ПУЛЯ, главный редактор RBTH, эксперт MediaToolbox, редактор ЖУРНАЛИСТА. Он рассказал совсем невымышленную историю Игоря Ивановича из города Ждунова, у которого проблемы с управлением мультимедийной редакцией. Что же делать Игорю Ивановичу, если его сайт никто не читает, рекламы тоже нет, коллектив инертен и не хочет перемен, не с кем поговорить, к тому же он тут один «про деньги»?
Решение от Всеволода — держать на контроле:
• Аудиторию.
• Контент.
• Персонал.
• Дистрибуцию и упаковку.
• Метрики.
• Монетизацию.
,
,
,
Мы ориентировались на просмотры, но это не мерило качества журналистики. Это не про то, как люди читают. Просмотры не равно читатели.
Так о состоянии Mail.ru до 2006 года рассказал СЕРГЕЙ ПАРАНЬКО, редакционный директор Mail.ru Group. Нужно было менять редакционную политику. Для этого создали редакционную аналитику для интернет-изданий «Медиатор», чтобы делать медиа, которое любят читатели и рекламодатели.
,
,
,
Ценность контента — это внимание, которое в дальнейшем монетизируется. Поэтому посетитель не равно читатель.
Сказала НАДЕЖДА ЕГОРОВА, руководитель электронных коммуникаций медиапроектов Mail.ru Group и сервиса редакционной аналитики «Медиатор». Она объяснила, что важно распределять время на материалы и быстро понимать, какие публикации срабатывают плохо. После принимать стратегические решения: оценивать свои ресурсы, структурировать темы, давать журналисту задания, которые он сможет выполнить действительно хорошо.
,
,
,
РОМАН ХУДАНОГОВ, директор по продукту и сооснователь Setka, убеждён:
Плохие новости: диджитал трансформация на самом деле никогда не заканчивается.
Советы по производству и публикации контента от Setka и Look At Media:
• Взгляните на процесс целиком (что получили и что для этого потратили).
• Инструменты производства (сколько редактор работает с самим редактором на сайте).
• Отдайте процесс оптимизации в руки команды, сформируйте культуру стремления к результату (дайте своим журналистам влиять на производство контента).
• Дьявол в деталях (смотрите на каждую отдельную статью, отдельного человека или рубрику, а также на то, какой получили результат).
• Увеличивайте гаризонт планирования (долгосрочное планирование — это праздники, события и проч.).
,
,
,
ОКСАНА СИЛАНТЬЕВА, мультимедийный продюсер и руководитель компании «Силамедиа», провела свой первый семинар о том, как создавать сайт издания, в 1995 году. Но всё равно из года в год она повторяет:
Пожалуйста, не перепечатывайте газетные материалы на сайт!
Она уточнила, что для того, чтобы что-то менять технологически, всегда должен быть первый маленький шаг, который имеет свой срок. А потом уже можно ставить цифровые эксперименты! Например, это можно делать на платформе «Мультимедийные мы».
,
,
,
Telegram — площадка очень закрытая и не анализируется так, как мы привыкли. И человек не может подписаться больше, чем на 50 каналов.
Рассказывает о самом быстрорастущем мессенджере в России САША ЖУКОВСКАЯ, медиаобозреватель, редактор журнала ЖУРНАЛИСТ, создатель крупнейшего канала о медиа «Журналистика» и канала о бесплатном образовании «Free Education».
Она уточнила зачем заводить канал в этом мессенджере:
• Лояльность.
• Эксклюзив.
• Дополнительных канал продвижения.
• Пиар конкретных авторов и журналистов.
• Экспертиза.
,
,
,
КСЕНИЯ САЛЮКОВА, руководитель проекта Cosmo.ru и Gaziamagazine.ru, открыла секрет огромного трафика Cosmo.ru:
Наша работа началась с новой редакции и выработки новых редакционных стандартов. Все публикации запланированы за два дня. Мы работам на Google Analytics и ориентируемся на просмотры, время на странице и «шеры» в соцсетях. Система редакционной аналитики — onthe.io.
,
,
,
Главная проблема для всех изданий современного мира: все конкурируют со всеми. И так будет всегда. Всегда нужно понимать в чём ваше преимущество.
Сказал ИЛЬЯ КРАСИЛЬЩИК, издатель Meduza, и отметил, что у медиа остаётся только одна вещь — истории. Это то, что умеют делать редакции. Как их продавать? Всё просто:
• Нативная реклама: становитесь агенствами коммерческих историй, оказывайте услуги полного цикла (идея, реализация, продвижение, анализ). Для этого нужен клиентский сервис, технологии и платформа.
• Paywall.
• Оффлайн.
,
,
,
МАРИЯ РЗАЕВА, директор спецпроектов компании «Бумага Медиа», рассказала, как сформировать продукты медийной компании на рынке:
Нужно как-то ограничить свои компетенции. Раньше пытались заработать на всём, что связано с коммуникациями. Но постепенно нужно понять, чем вы хотите, а чем не хотите заниматься. А это большая и серьёзная работа.
«Бумага» действует принципу Илья Красильщика — сконцентрировались на «рассказывании историй». Начали с построения понятного бренда с ценностями и атрибутами, которые со временем корректировали. В итоге получаются хорошая нативка и такие успешные проекты как Sience Slam.
,
,
,
МАРИЯ ВЫЛЕГЖАНИНА-ДОНСКАЯ, управляющий директор MDK Creative Agency, уверена:
Надо обучать клиента компетенциям. Говорить как надо. Но иногда нужно брать себя в руки и отказываться, если договориться не получается.
Мария уточнила, где же сейчас находятся деньги:
• Бог в трафике.
• Лайки + шеры = экономия на продвижении страницы.
• Переходы на новость = трафик сайта.
• Популярность у аудитории = бюджеты от рекламы.
• Подписчики страницы = продавайте промо посты в соцсетях.
Смотрите круглый стол руководителей медиа о том, как зарабатывать изданиям в регионах.
Модератор – Максим Корнев, редакционный директор медиагруппы “Журналист”, доцент кафедры ТРИТ (Институт массмедиа РГГУ), эксперт MediaToolbox
,
,
Подробный обзор второго дня Делового форума можно посмотреть здесь.
Все материалы, в том числе видео и презентации, будут доступны в Клубе Журналиста. Вступайте, пока он не стал закрытым!
Совсем скоро фотоотчёт появится на сайте и соцсетях — следите за обновлениями! А пока посмотрите немного с Делового форума ЖУРНАЛИСТА:
,
,
,
,
,
,
,