Настоящих буйных мало

Президента нашего обмануть трудно. Собрав в Питере участников так называемого первого медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации, он с улыбкой произнёс:

Да, я понимаю, какие независимые.

…чем вызвал в зале смех.

Именно так начинал я свои заметки, опубликованные три года назад. С тех пор изменилось ли хоть что-то?

Главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин, вызывая огонь на себя, каждый раз твердит со сцены разного рода медиафорумов примерно то же, что и президент. Бросая сквозь очки взгляд в переполненный зал, он «добивает» лауреатов конкурса «Правда и справедливость», отмеченных то трёхсоттысячными премиями, то, как нынче, двухсоттысячными: вы ж, мол, все или почти все из государственных СМИ, а значит, поголовно зависите от власти.

Понимать надо так: настоящих буйных мало. Совсем мало.

Правда, несколько изменилась позиция самого Владимира Путина. Отвечая нынче на мою реплику, что власть на местах порой не только не помогает независимым газетам, но и откровенно противодействует им, он разразился целой тирадой:

Всегда и везде пресса — свободная, открытая пресса — в демократическом обществе так или иначе оппонирует власти. И это абсолютно правильно. Мне бы очень не хотелось только, чтобы пресса и чиновничество шли друг на друга, как стенка на стенку, всё время.

По заверению президента, и среди людей, которые работают в административных структурах, очень много патриотично настроенных, порядочных, деятельных людей. Путин сказал:

И мне бы очень хотелось, чтобы вы видели в них поддержку, а они видели поддержку в вас. Вот это чрезвычайно важная вещь, потому что если просто противоборство, то это будет постоянно палки в колёса с одной и с другой стороны, а если работа на общую цель, то тогда можно достичь максимального результата.

Я понимаю так, что уже и президент осознал: независимая пресса в России существует. И не только в Москве. Хотя в столице-то её как раз не так много — там журналисты работают по правилам так называемых информационных коридоров, где строго установлены рамки дозволенного. За лояльность дают подачки.

В регионах свободных СМИ, на мой взгляд, чуть больше. И обходимся мы без «коридоров». Правда, есть другая крайность. У нас скорее «сенцы»: не слушаешься, пытаешься вести собственную политику — чиновники сделают всё, чтобы ты оказался на улице, где холодно и сыро, где жить порой просто невыносимо.

В нынешнем году газету «Красноярский рабочий» лишили краевых субсидий, выделяемых независимым СМИ на освещение социально-экономических проблем. Вроде и газет-то в крае, помимо государственных и муниципальных, почти не осталось, а вот надо ж – не досталось даже мелочи. Причём в комиссии, выделяющей субсидии, почти сплошь — чиновники и депутаты ЕР. Им и приказано было устроить нам «праздник жизни».

Делается это не впервые. При прежнем губернаторе Льве Кузнецове редакцию «Красноярского рабочего» тоже лишали так называемой господдержки. Приехал в край Виктор Толоконский — мы вновь оказались в числе достойных. Тем более что надвигались выборы, главе позарез нужно было избавляться от приставки «и.о.».

Теперь благостных материалов о деятельности краевых властей в газете совсем немного. Нет, мы не злобствуем и не идём своей стенкой на их стенку. Просто под видом освещения социально значимых проблем нас принуждали к пиару власти. Теперь мы свободны, как говорится, на все сто. И ориентируемся на запросы читателей, а не на пожелания чиновников.

Правда, извиняюсь за каламбур, говорить правду без денег в кармане трудно. И виной тому не только и не столько отсутствие субсидий.

,

Главная напасть — скукоживание рекламного рынка. Долго ли протянем — сказать трудно. Государство в лице региональной власти делает всё, чтобы мы потихонечку отходили в небытие. И делает это очень искусно

,

На медиафорумах, да и не только на них, коллеги с упоением ругают «Почту России» — мол, зарвалась та, постоянно повышает стоимость подписки. А я не совсем понимаю, в чём тут беда. У нас вот тоже подписка на второе полугодие по сравнению с текущим выросла на 160 рублей. Причём 60 добавили мы, сотку накинула ПР.

Было бы, наверное, чуть лучше, если бы цена рванула вниз. Но ведь по всем законам российского рынка она должна именно повышаться, как и всё вокруг. И издателям, на мой взгляд, надо не причитать, а приучать читателей к более или менее реальной стоимости подписки.

,

Продаём-то мы свой товар гораздо ниже себестоимости, давайте уж в этом признаемся. Газета же не должна быть дешёвой

,

Только кто объясняет это людям? Они не понимают и не хотят понимать, что на медийном поле тоже рынок. Гораздо больше, чем «Почта России», влияет на резкое уменьшение подписных тиражей бесплатное распространение государственных и муниципальных газет. Десятки тысяч «халявных» экземпляров сводят в каждом регионе на нет едва ли не все усилия независимых СМИ держаться на плаву.

Впрочем, какая же это халява? Деньги расходуются бюджетные, то есть наши кровные. Если б чиновники и депутаты за свой счёт финансировали придворную прессу — флаг им в руки. Так нет же, норовят залезть в общий карман, безмерно спонсируя одни издания и тем самым губя другие.

Гендиректор барнаульского издательства «Алтапресс» Юрий Пургин поставил перед президентом вопрос: нельзя ли вернуть некогда существовавшие подписные субсидии «Почте России»? Владимир Путин, как всегда, предложил другой, неизведанный доселе путь:

Мне кажется, нужно переходить к субсидированию не почты, а к субсидированию изданий, издательств. Эти субсидии должны быть ориентированы на ту категорию ваших подписчиков, которые находятся в наиболее сложном положении: это или, скажем, удалённые населённые пункты, школы в удалённых населённых пунктах, это отдельные категории граждан (инвалиды, ветераны), это всё от нас с вами зависит, какие категории выбрать. Вот по этому пути, мне кажется, вполне можно было бы пойти.

Теперь вот голову надо ломать: то ли это путь в светлое будущее, то ли звериная тропа, которая заведёт в дебри. Лично я согласен на подписные субсидии, в каком бы виде они ни были, только в одном случае — если их закрепят законом на постоянной основе. Иначе год или два будем как бы ощущать поддержку, а затем – резкий обвал и полная теперь уж потеря подписчиков.

Кстати, неплохо бы предусмотреть отказ от подобной господдержки тех государственных СМИ, которые щедро подпитываются из бюджета. А то ведь получится, как с 20-процентной подписной скидкой, предоставляемой сейчас «Почтой России».

Как член экспертного совета при Минкомсвязи, я участвую в составлении этого льготного списка и вижу, что среди жаждущих немало тех, кто буквально гробит наш рынок. Им и дотации дают, и скидки от ПР, а они взамен держат на очень даже неприличном уровне свою каталожную цену. А это уже недобросовестная конкуренция.

Среди проблем, которые удалось, на мой взгляд, решить на нынешнем питерском медиафоруме, — избавление редакций, претендующих на федеральные субсидии, от казначейского сопровождения. Президент обещал дать поручение правительству решить этот вопрос. Если слово сдержит, пусть на капельку, но всё же станет жизнь наша легче.

В целом же форум «независимых» меня больше озадачил, чем порадовал. 

,

ВРОДЕ БЬЁМСЯ ПО‑ФРОНТОВОМУ, ПАТРОНОВ НЕ ЖАЛЕЕМ, А ПРИЗНАКОВ ПОБЕДЫ НЕ ВИДНО. НАОБОРОТ, ЧУВСТВО ТАКОЕ, БУДТО ОКРУЖАЮТ СО ВСЕХ СТОРОН. УЖЕ И БОЕПРИПАСЫ ВСЁ РЕЖЕ ПОДВОЗЯТ, И КАШИ НЕ ХВАТАЕТ, И С ВОДОЙ ПРОБЛЕМЫ

,

А президент твердит, слегка улыбаясь:

Мне бы очень не хотелось, только чтобы пресса и чиновничество шли друг на друга.

,

Фото: arspress.ru, shutterstock.com