Митинг смотрит в камеру

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

ЮРИЙ ТРУБНИКОВ — фотожурналист и фоторедактор. Более 40 лет работает в СМИ («Советское фото», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда» и др.). Участник многочисленных выставок, преподаватель кафедры фотожурналистики журфака МГУ и Высшей школы телевидения

Некоторое время назад мне предложили вести рубрику «Фото» в журнале, который вы читаете. Само название ЖУРНАЛИСТ предполагает, что на его страницах будут печататься не просто фотографии, пусть даже сделанные выдающимися мастерами, а материалы, которые относятся непосредственно к журналистике.

Начать новую рубрику хотелось бы с актуальной темы. Что может быть интереснее для фотожурналиста, чем работа на общественно-политических, социально значимых событиях? Именно на таких событиях формируется новостник, репортёр. На бурных митингах, на работе в горячих точках выросло уже несколько поколений фотожурналистов, прекрасно работающих в прессе.

О работе в «горячих точках» мы ещё поговорим, а пока предлагаю посмотреть, почитать и пообсуждать работу фотокоров на митингах. Разумеется, все мы понимаем, что митинг в огромном городе и в районном центре несопоставимы по масштабам, по значимости для общества, по интересу, который проявляет к ним пресса, но журналистика тем и хороша, что отзывается на любое социальное движение. Всякий раз, видя на митингах множество фотографов, вспоминаю старую истину: «Есть пресса — есть событие! Нет прессы — нет события!»

Для этой публикации я взял снимки у двух фотографов с огромной разницей в возрасте. Первый — Владимир Суворов, фотокор «Известий», долгие годы работающий в прессе. Второй — молодой фотограф Михаил Гребенщиков. Оба учились у нас на фотоотделении журфака МГУ имени М.В. Ломоносова, оба живут фотожурналистикой, оба показывают очень высокий уровень фотографии.

Владимир сделал прекрасный репортаж с митинга 26 марта на Пушкинской площади в Москве. На мой взгляд, лучший из тех, что я видел. Михаил ещё учится в аспирантуре (для практикующего фотожурналиста явление уникальное), и я попросил его написать о том, как современному фотокору работать на митингах, как наиболее качественно выполнить редакционное задание, как избежать накладок и неприятностей, которые могут помешать съёмке.

 

,

,

Михаил Гребенщиков

Последние пару лет массовые общественно-политические акции проходят нечасто. Это связано с дефицитом информационных поводов, которые могут вывести на улицу большую массу людей. Мои годы обучения фотожурналистике совпали с важным инфоповодом — предстоявшими выборами в Госдуму и выборами президента, которые привели к возникновению протестного движения 2011-2013 годов. Этот период отличался многократностью массовых выступлений граждан, выступавших как за действующую власть, так и против. Я снимал и оппозиционные митинги («За честные выборы» на Болотной площади, Новом Арбате, проспекте Сахарова; несогласованные акции «Стратегия 31» на площади Маяковского), и проправительственные (первомайские шествия, предвыборный митинг в Лужниках). Этот период дал мне основной опыт работы, которым я воспользовался в последующие годы на массовых мероприятиях, например, посвящённых событиям на Украине.

,

Быть объективным в то время, как все участники фактически работают на камеру, — выглядит противоречиво. Ставится под вопрос отношение к постановочным кадрам, ведь митинг, по сути, и есть большая постановка.

,

,

При съёмке митинга важно понимать, что журналист — один из конституирующих элементов самого события. Это, с одной стороны, даёт ему большую свободу передвижения и действий. На митинге появляется возможность снимать людей в открытую и близко. Открытость съёмки на митинге делает фотожурналиста невидимым для публики. С другой стороны, то, что журналист на митинге — больше, чем наблюдатель, ставит под сомнение этическое требование объективности. Съёмка на митинге даёт возможность использовать разную степень постановочности либо в корыстных целях, либо для того, чтобы сделать авторское высказывание. Тем не менее следует оставаться в роли наблюдателя, чётко отделять себя от участников митинга, независимо от того, солидарен ты с их гражданской позицией или нет. Иначе фотожурналист не сможет выполнить работу качественно. Отделение себя от участников особенно важно при съёмке задержаний, когда ради зрелищного кадра необходимо подойти как можно ближе к происходящему, к сотрудникам полиции, к ОМОНу, к «автозакам». Даже если имеешь при себе удостоверение журналиста и редакционное задание, высока вероятность «попасть под раздачу». Поэтому отделять себя от участников нужно в том числе и по внешнему виду (например, надеть жилет кислотно-зелёного цвета с надписью «Пресса»).  

Массовые мероприятия интересно снимать, потому что они демонстрируют исторический, временной срез, изменяют привычный городской пейзаж, дают почву для поиска решающих моментов, а также — возможность рассмотреть и запечатлеть множество людей, составить их коллективный портрет, что в повседневной жизни требует куда больше времени и усилий. То есть митинги — это очень плодотворная среда, в которой фотожурналист может получить визуальный материал для множества тем и задач. Главный вопрос при съёмке митинга — в выборе этой задачи. Конечно, выбор зависит от того, снимает ли фотожурналист по заказу издания или для себя. Задача снять новостной фоторепортаж значительно ограничивает схему работы и уменьшает вероятность снять что‐то исключительное, потому что вынуждает снимать в рамках репортажных клише и подчиняться правилам построения новостной фотосерии (создание заходной и выходной карточек, чередование разных планов, «привязка» к адресу и т.д.). Таким образом, фотожурналист при съёмке не столько рискует и ищет что‐то уникальное, сколько действует наверняка и создаёт готовый новостной продукт. Однако съёмка «для себя» по умолчанию предполагает публикацию снимков в виде медиапродукта, поэтому и здесь автор не бывает полностью свободен и в той или иной степени ориентируется на определённый формат.

,

,

Съёмка в рамках авторского документального проекта, в отличие от новостной, не имеет строгих ограничений по времени и фактуре и позволяет на митинге искать только подходящие под выбранную тему кадры. Объектом съёмки в данном случае не является митинг сам по себе. Тем не менее существуют примеры авторских проектов и серий социологического характера, сделанных только на материале митингов: например, «Граждане моей страны» Яны Романовой или «Фа/Антифа» Василия Попова. Эти примеры подводят к мысли, что привязка фотографии к какому‐либо формату (новостному или авторскому) достаточно условна. Во-первых, авторское высказывание может быть сделано на типично новостной фактуре (в том числе и на примере митинга). Во-вторых, попадание карточки в фотоархив новостного агентства не означает, что она не содержит авторского высказывания.

,

В конечном счёте, при отборе снимков для любого издания определяющим моментом является то, «работает» карточка или нет

,

Этот факт воодушевляет меня снимать митинги, потому что на них я могу искать снимки для своих проектов и в то же время посылать кадры в издание как фрилансер.

,

Фото: Владимир Суворов, Михаил Гребенщиков