Эпиграф тон задаст |
Александр ТЕРТЫЧНЫЙ
Хороший эпиграф на газетной или журнальной полосе – тот магический кристалл, через который взгляд читателя вдруг, сразу, проникает в самую суть опубликованного. Не так-то просто бывает отшлифовать грани этого кристалла. Но если это удастся – он засияет глубиной мысли, точностью образа и, несомненно, привлечет внимание тех, кто нас читает.
Родословная эпиграфа
Слово “эпиграф” происходит от греческого “epigraphe” – так в античном мире называли надписи на памятниках или зданиях. Представление наших современников о том, что такое эпиграф, чаще всего складывается при чтении небольших (обычно в несколько строк) текстов, которыми “открываются” некоторые художественные, научные, публицистические (и другого рода) произведения. Эпиграф как особый жанр присутствует и на страницах периодической печати.
Здесь эпиграфы предстают в двух основных формах. Первая – краткая. Вторая – развернутая. В первом случае, эпиграфы (как, скажем, в книгах) могут представлять собой изложение какой – либо общезначимой мысли, “вечной истины”, требования закона. Кроме того, в качестве эпиграфов могут выступать высказывания общественных деятелей и политиков, министров, ученых и т. д. Нередко такими эпиграфами становятся пословицы и поговорки (как в прозе, так и в стихотворной форме). Обычно подобные эпиграфы присутствуют на страницах прессы в краткой форме.
Примером такого рода является высказывание известного политического деятеля Италии Винченцо Джоберти, помещенное на первой полосе перед названием газеты (Гудок. – 28 июня. – 2002 г.):
“Работать – значит творить, а творчество – единственная глубокая и реальная радость, которую человек может испытывать в этой жизни” .
Как раз такое, краткое, афористичное (то ли философское, то ли публицистическое, то ли художественное) обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе или в номере издания в целом, чаще всего и воспринимается как единственно возможная форма эпиграфа (хотя, как мы уже сказали, существует и более объемная его форма).
Когда эпиграф “выполнен” на страницах прессы в развернутой форме, то он принимает формы самостоятельного (эксклюзивного) газетного или журнального материала. В качестве примера эпиграфа такого рода можно рассмотреть материал Валентины Широковой “Да святится имя твое, Любовь”, опубликованный под рубрикой “Эпиграф” в специальной (целевой) полосе “Фамилия” газеты “Московская правда” (№ 2, 1999). Этот эпиграф не уступает по своим размерам корреспонденции. Такой солидный объем публикации дает возможность журналистке выявить свое отношение к наступающему празднику всех влюбленных, изложив все доступные авторскому воображению его оттенки.
Зачем нужен эпиграф?
1. Эпиграф как авторитетная оценка
Напомним, что любая оценка выражает определенное отношение человека к тому или иному явлению. Если взглянуть на эпиграф, с точки зрения того, может ли он, согласно замыслу редактора, формирующего газетную полосу, задать эмоциональный настрой ее восприятию, то становится понятно, что это такому тексту вполне “по силам”.
Помещенный в номере газеты он настраивает читателя на определенный тон “взаимодействия” с предложенными публикациям, формирует первоначальную установку восприятия последующего материала, подборки, полосы, или даже номера в целом. Подобную функцию выполняет, например, материал-эпиграф “Да святится имя твое, Любовь”.
Этот текст, предваряющий все другие публикации, выполняет роль своеобразного “камертона” задающего “уровень” восприятия. В этом тексте не выдвигаются какие-то важные идеи относительно бытовых, экономических, политических или иных проблем, требующие доказательств. Нет, соответственно, и связанных с ними доказательств. Зато есть лирическое воспевание чувств и ожиданий влюбленного человека, для которого не существует преград на пути к возлюбленной (или возлюбленному), – это гимн любви.
2. Эпиграф как объединяющая мысль
Эпиграф может сыграть свою важную роль и тогда, когда существует необходимость объединить одной мыслью какие-то отдельные материалы, представить их как свидетельства в пользу некоей важной точки зрения, позиции автора или издания, выражаемой по поводу обсуждаемой на данной полосе, или в данном номере темы (проблемы). Предшествуя этим публикациям и излагая в обобщенной форме содержащиеся в них идеи (идею), эпиграф выступает главным “тезисом”, который раскрывается, детализируется, аргументируется, наполняется жизненной конкретикой этих материалов.
Пример подобного рода – эпиграф Ирины Медведевой и Татьяны Шишковой “Развивайте взлетную мышцу своей души!”, опубликованный под рубрикой “Наши пожелания” (“АиФ”, “Семейный совет”, №24, 2000 г.):
“Хочется, чтобы люди понимали: термин “выживание”, который так хорошо известен сегодня, – это позывные смерти. Нельзя ориентироваться на это. Если Вы хотите, чтобы ребенок жил полноценно, по мере взросления его надо все больше и больше ориентировать не на материальные, а на духовные высоты. И обязательно помочь ему построить “лесенку”, по которой он будет восходить и развивать взлетную мышцу своей души. Чтобы душа его воспарила и он мог ходить не только по земле. Тогда он будет защищен: не тем, что у него много материального, а тем, что он независим от него.
К сожалению, сегодня все больше людей заражаются эгоизмом. Им кажется, что они недостаточно обеспечены, чтобы рожать детей. И они все откладывают, откладывают… Но если разобраться: для чего нужен материальный достаток? Со временем все надоедает, а человек становится старым. И что тогда? Очень глупо и недальновидно рассуждать, что детей рожать пока рано. Ведь потом будет поздно. Не будет сил ни вынашивать, ни растить… Не говоря уже о том, что жизнь такая непредсказуемая, порой катастрофичная. А вдруг завтра не будет всего? Что останется у бездетной семьи?
И еще очень полезно думать о том, что мы будем делать без детей в старости. Особенно в сегодняшнем государстве, которое пока, увы, совершенно не склонно к материальной поддержке стариков. Так что наша спокойная, обеспеченная старость – это только наши дети. А какая радость, когда появляются внуки! Сколько ни утешай себя, что в жизни много всего, опыт одиноких людей показывает: ничего важнее, интереснее, радостнее на старости лет, чем внуки, не бывает.”
Этот эпиграф, опубликованный на полосе, где представлены проблемные материалы на тему материнства и детства в современной России, выражает главную, объединяющую все другие тексты мысль. И хотя эта мысль пронизывает всю публикацию, в конце ее она еще раз, как квинтэссенция сказанного, лаконично выражена в последней фразе эпиграфа:
“Так что рожайте детей. Ничего, что будут трудности. В конце концов, материнство – это своего рода подвижничество. Но это окупается и сразу, и потом.”
На “фоне” этой мысли, факты, конкретные жизненные примеры, содержащиеся в других материалах, уже воспринимаются как аргументы, подтверждающие ее правильность.
Уровень обобщений в эпиграфе
Разные эпиграфы могут быть “адресованы” разному количеству текстов. Связь эпиграфа с тем или иным объемом последующей информации (количеством публикаций) предполагает уровень обобщения, соответствующий содержащейся в нем (эпиграфе) оценке, либо “объединяющей” мысли (в зависимости от типа эпиграфа). Наиболее высокий уровень обобщения содержания эпиграфа предполагается в том случае, если он адресован всему номеру издания. Пример такого рода – приведенное выше высказывание известного политического деятеля Италии Винченцо Джоберти, помещенное в качестве эпиграфа в газете “Гудок”.
Обращаясь к нему, мы замечаем, что содержание данного высказывания составляют понятия: “работать”, “творить”, “творчество”, “радость”, “жизнь” и пр. Эти понятия приложимы для характеристики любого вида деятельности. И все высказывание Винченцо Джоберти в целом любой человек может в том или ином случае применить для оценки своего труда (каким бы он ни был по характеру). Иначе говоря, его может принять во внимание самая широкая читательская аудитория. Поэтому данный эпиграф, помещенный перед названием газеты “Гудок”, вполне уместен и может быть отнесен ко всем публикациям того тематического направления, которое освещает данная газета вообще.
Следующая степень обобщения (относительно более низкая) присуща эпиграфам, предваряющим отдельные полосы номера издания (блоки публикаций). Примеры такого рода – эпиграфы “Да святится имя твое, Любовь” и “Развивайте взлетную мышцу своей души!”.
На еще более узкий круг явлений распространяется смысл эпиграфов, относящихся к отдельным публикациям. В качестве примера, в данном случае можно рассмотреть эпиграф, подписанный псевдонимом “Неспящая красавица”, опубликованный под названием “Дядя соня” (“Московский комсомолец”, 2-10 ноября, 2001г.):
“Алкоголик спит хорошо, но быстро”, – один из любимых афоризмов Александра Аронова… Впрочем, что алкоголик. О трезвенниках впору подумать. Сплошные стрессы и никакой разрядки. А вообще, сколько же все-таки несчастных спящих людей по свету страдает. Психика у многих подорвана, внутренние биоритмы нарушены, под глазами мешки… Что характерно, возраст тут решительно ни при чем. Не спят старики, дети, перспективная молодежь…
У меня вот, например, подруга целыми горстями успокаивающие таблетки на ночь глотает. И валерьянкой запивает. А толку-то… Все равно не помогает. “Я, говорит, уже до того привыкла не спать, что даже пытаться перестала. Просто лежу в темноте с закрытыми глазами и страдаю. Боже, неужели это никогда не кончится?!”
Поскольку данный эпиграф предваряет один материал, то в нем уже, наряду с рассуждениями и понятиями общего плана, появляются некие конкретные “Александр Аронов” и “подруга”, которая “целыми горстями успокаивающие таблетки на ночь глотает. И валерьянкой запивает”, связывающие содержание эпиграфа и текста, которому он адресован. “Юрисдикция” этого эпиграфа сведена до уровня рассуждений о проблеме, которая волнует отдельную группу аудитории. Именно этой группе этот эпиграф дает “установку восприятия” предлагаемого текста.
Эпиграф и другие жанры
На фоне иных жанров, в том числе и художественно-публицистических, эпиграф может выглядеть относительно скромно (прежде всего, по степени важности решаемой с его помощью задачи). Тем не менее, в ряде случаев, когда, предположим, какому-то отдельному тексту, или какой-то отдельной полосе, или изданию в целом надо задать вполне определенное “звучание”, этот жанр оказывается очень кстати.
Выступая в качестве жанра периодической печати эпиграф, разумеется, проявляет определенные “родственные” черты, в какой-то мере объединяющие его с другими жанрами. Его можно считать, например, родственным комментарию (в аналитической журналистике), или оценочной заметке (в информационной журналистике). Однако у него есть и отличительные качества. Так, например, отличие эпиграфа от комментария заключается в том, что в нем (в эпиграфе) обычно отсутствуют документальные факты. А от элементарной оценочной информационной заметки, фиксирующей оценку какого-то конкретного явления и не претендующего на общезначимость, эпиграф отличается именно нацеленностью на обобщение.
В том случае, когда эпиграф выполняет роль обобщающей идеи полосы или номера издания, его можно сравнивать, например, со статьей, или с социологическим резюме. Но, в отличие от статьи, эпиграф не несет развернутой аргументации, содержание его имеет тезисный характер и только другие объединенные им публикации наполняют эпиграф конкретными доказательными примерами, фактами. А в отличие от социологического резюме, представляющего собой краткий заключительный результат (“выжимку”), извлеченный автором (журналистом) из какого-то социологического исследования, эпиграф только лишь предваряет какие-то публикации в этом же номере издания, содержание которых подтверждает смысл эпиграфа.
Подготовка эпиграфа
Знание сути эпиграфа как особого жанра периодической печати является важным исходным моментом, помогающим успешно подготовить публикацию. Хотя эпиграф “открывает” номер газеты (журнала), или отдельную полосу, а то и единственный текст, он, отнюдь, не выступает первым звеном при их подготовке. Наоборот, эпиграф “привлекается” из какого-либо постороннего источника, например, из сборника афоризмов известного философа, как правило, в последнюю очередь. Ведь автору очень важно знать, о чем идет речь в следующих за ним материалах. В том случае, когда публикации, предположим, номера или полосы подготовлены, и, соответственно, становятся известными все основные их характеристики, и возникает база для создания эпиграфа. Эту “базу” и необходимо осмыслить в первую очередь. Ясно, что эпиграф не должен и не может повторять все, о чем идет речь в других текстах. Необходимо выяснить, какие мысли в разных текстах совпадают или близко соприкасаются. Самые важные из них обязательно должны войти в содержательную ткань будущего эпиграфа. Разумеется, что, выбирая его, не нужно просто копировать эти мысли, переносить их в свой текст в той форме, в какой они содержатся в публикациях. От них нужно лишь “оттолкнуться”, творчески осмыслить. Результатом такого осмысления должна стать гармоничная, четко “состыкованная” в логическом отношении, конструкция, которой предназначено стать или основой выражения авторского отношения к проблемам, обсуждаемым в текстах, которые предваряются эпиграфом, или основным содержанием идеи, объединяющей все подобные тексты.
Очень важно для эпиграфа выдержать определенный языковой стиль. Главная задача – ясно и точно выразить авторскую оценку того, о чем будет идти речь в других текстах, или общую идею, которую необходимо подтвердить.
В том случае, когда эпиграф будет предварять, скажем, весь номер (в этом случае номер должен быть “целевым”), автору следует достичь максимально возможной краткости, афористичности, чтобы уровень общности был максимально высоким. Если речь идет об эпиграфе, предваряющем полосу или отдельный текст, то в нем уже должны появиться конкретные факты, примеры, привязывающие его к содержанию публикаций именно этой полосы или именно этого отдельного текста.
Только выполнение всех этих требований приведет к тому, что эпиграф предстанет оригинальным, ярким произведением, побуждающим аудиторию начать свое знакомство с номером или отдельной его полосой именно с этого емкого жанра.