История одного “КАКТУСа |
“КАКТУС” – городская студенческая газета г.Ростова-на-Дону. Тираж – 10 000 экземпляров. Распространяется БЕСПЛАТНО в 12 вузах города, студенческих кафе, клубах, библиотеках. Формат – А4, 16 полос.
Две идеи – один проект
Идея создания студенческой газеты появилась около года назад, когда ИД “Крестьянин” курировал программу-эксперимент “Газета в школе”; одновременно шел поиск свободной ниши для рекламного носителя. Причем здесь школы, спросите вы? Но старшеклассники 2001 года стали в этом году первокурсниками, которым помимо учебы хотелось бы знать и чем живут студенты других вузов, где отдыхают, какие акции проводят. В то же время в Ростове-на-Дону не существовало газеты интересной для молодежи, учащейся в многочисленных высших и средних учебных заведениях. Есть, конечно, вузовские издания, но их информация ограничена стенами одного учебного заведения.
И тут в поле зрения попала петербургская студенческая газета “Gaudeamus”: распространение БЕСПЛАТНО. Источник доходов – реклама товаров и услуг компаний, целевая аудитория которых совпадает с аудиторией студенческой газеты (магазины модной одежды, салоны компьютерные и сотовой связи, интернет-провайдеры, туристические агентства и их спецпредложения на каникулы и т.д.). СУПЕР! Вот и соединились два проекта в ОДИН!
С сентября 2002 года мы запустили восьмой проект ИД “Крестьянин” – газету о студенчестве и для студенчества. Студент любого вуза нашего города может прийти в редакцию КАКТУСа и попробовать свои силы в качестве журналиста, фотокорра, репортера. И что тоже не мало важно – получить за это гонорар. Материал на полосу в газете стоит порядка 400 рублей. Новость – 50 рублей.
Сразу предваряю вопрос “Почему именно КАКТУС?”. Во-первых, не хотелось следовать клише, что раз студенческая газета, то это должно быть отражено в названии. Мы хотели создать газету, свободную от стереотипов. Во-вторых, вдруг пришло название КАКТУС. Мы покрутили его – запоминается, привлекает внимание “свежий кактус взяли?”. И кроме того, получились интересные каламбуры с рубриками: “какТУСОВКА”, “кактуCITY”, “кактуCHAT”, “кактуCD”, “кактуCINEMA”. В итоге – каждая полоса получилась с “модной фишкой” (цитирую студента).
Концепция газеты, если быть краткой – “отсутствие негатива и чернухи, информация должна быть не только интересной, но и полезной”.
Если пройтись по полосам номера, то это обязательно:
- новости разных вузов: конференции, конкурсы, межвузовские акции и т.д.;
- где можно подзаработать, вакансии для студентов, студенческие программы обучения и работы;
- обзор новых музыкальных дисков, интервью с музыкантами Ростова, и не только;
- молодежные движения Ростова;
- афиша кинотеатров, клубов;
- hi-tech информация: компьютеры, сотовая связь и интернет;
- куда поехать отдохнуть на каникулах;
- книжные новинки и т.д.
Дизайн
Решив быть непохожими на всех, мы начали с оформления. В итоге нас похвалил Джефф Магнесс, art director AP и наш большой друг: “I think that Kaktus looks wonderful! I am really excited by your work. It looks unlike any other Russian paper and particularly modern and elegant and specifically designed for its audience. Really good work.” Что мы сделали…
Формат – А4 выбрали преднамеренно, чтобы на лекциях удобнее читать. Большие фотографии, выключки флажком новостей и колонок, все заголовки без заглавных букв, нет акцента на название газеты. Вообщем, лучше один раз увидеть. Выпустив всего три номера, мы решили принять участие в конференции-фестивале “Студенческая пресса” (26-29 ноября, г.Санкт-Петербург). И привезли ДИПЛОМ за лучший дизайн.
Финансы
С идеей, пусть и хорошей, встал и суровый вопрос: “Где брать деньги на существование газеты?”. У нас было три варианта.
Первый – стать просто очередным изданием ИД с розницей через РОСТДОНПЕЧАТЬ. Но вряд ли студент будет бегать в киоск специально за КАКТУСом. Пусть даже и дешевым. В лучшем случае он купит журнал с компьютерной или музыкальной тематикой.
Второй – найти спонсора в лице какого-нибудь вуза, и стать его “рупором”. Этот вариант тоже отпал, поскольку не соответствовал концепции газеты.
Третий – распространение газеты БЕСПЛАТНО, и окупать затраты за счет рекламы в газете как “Gaudeamus” – вариант, который мы и приняли.
Но просто прийти к рекламодателю и сказать: “У нас замечательная идея! Дайте денег…”. Никто бы не дал. А между тем финансирование и первого номера мы должны были организовать сами. Выход один – поразить и заинтересовать. С февраля по май 2002 мы опросили 800 студентов различных вузов: что они покупают и где, сколько денег в месяц тратят на покупки, как часто и куда они ходят в свободное время и т.д. Анкета была внушительная, на пять страниц: приходили к началу пары и просили время. Студенты отнеслись с пониманием и заполняли добросовестно. За что им большое спасибо! В итоге мы пришли к рекламодателям уже подготовленные: отчет “О платежеспособности и потребительских интересах учащейся молодежи от 17 до 24 лет”, детально расписанный контент будущей газеты и только потом прайс… Получилось, что мы собрали необходимые деньги на еще несуществующую газету. Отдельная благодарность тем компаниям и фирмам, которые в нас поверили.
Сейчас готовим к выпуску пятый номер. Главные темы номера – сессия и Новый год. Думаем над сайтом…
Юлия САВЕНКОВА,
главный редактор
газеты “КАКТУС”
E-mail:[email protected]