Пир во время чумы, или Принцип домино |
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ
Известный депутат советских времен Сажи Умалатова возмущается, что писатель Михаил Любимов в непристойном контексте изобразил некую “Сажи Умалатову” в своем романе. Там она пьянствует, чуть ли не прелюбодействует и чуть ли не падает с какого-то моста с таким же романным “Борисом Ельциным”. А присутствующий здесь же автор смеется: это ж политический роман-памфлет, жанр такой, понимать надо… Смеются над не понимающей литературных условностей бывшей сварщицей (да еще бывшей депутатшей!) и ведущие передачи “Принцип домино” – Елена Ищеева и Елена Ханга. Хотя они-то и должны всегда(!) быть на стороне “простых людей”, ставить себя на место обиженных, оскорбленных. Неужели трудно представить пасквильный роман, в котором пьянствуют и прелюбодействуют “журналистки Елена Ищеева и Елена Ханга”? Они-то, ведущие, и должны были сказать аудитории и миру: жанр жанром, господа борзописцы, а налицо диффамация, нарушение прав личности, дело подсудное, статьи такая-то и наказание такое-то.
Увы! В “Принципе домино” несколько другие принципы. Иногда они декларируются открыто, а чаще незаметно, внутри кадра и внутри текста. Вот, например, передача о жизни топ-моделей. Первая гостья, очаровательная девушка, добившаяся некоторого успеха, замужем за богатым человеком, и сейчас выходит на подиум из чистого искусства, ни от кого и ни от чего она не зависит. И в заключение ведущая спрашивает: “Но если бы ты не пробилась на подиум, не обратила на себя внимание, тебе ведь не удалось бы выйти замуж за богатого человека и жить так, как ты сейчас живешь?” “Ну конечно”, – отвечает девушка.
Аплодисменты аудитории. Крупным планом – лица юных. Восторг в глазах: “Вот она, настоящая жизнь!”
Точно так же смотрят они и на другого гостя передачи – молодого мужчину, который нашел своеобразный способ зарабатывания денег. Он обеспечивает приключения скучающим женам богатых людей. В частности, выводит их на панель, где они испытывают почти все ощущения проституток. За что получает от них немалые деньги. “Деньги заработать легко! – говорит он. – Деньги просто под ногами валяются!”
Аплодисменты аудитории. Крупным планом – лица юных. Восторг в глазах: “Вот это парень! Вот как надо жить!”
Ясно, да? Нет ни уважения к личности, ни защиты прав каких-то сварщиц, нет любви, самосовершенствования, чистоплотности, нет закона, наконец. А главное в жизни – стать моделью, выскочить за богатого, а чтобы стать богатым, ничего не надо стесняться: ни грязи, ни сутенерства – ничего!
Вот вам модель поведения. Знайте, делать жизнь с кого…
А ведь “Принцип домино” – передача по нынешним временам почти приличная по сравнению с ток-шоу малаховых, нагиевых, кушанашвили… Там и говорить не о чем. Шабаш. Кстати, “Большой куш” сняли с эфира. Мол, рейтингом не вышел. Возможно, это отговорка. Может, поняли, что постоянный, открытый мат в эфире, – это уже за гранью. И испугались. Хотя чего им бояться? Им ведь все позволено.
Почему позволено? К примеру, в газете “Версия” только появились намеки на несколько иное прочтение событий в Театральном центре на Дубровке, как тут же возникли люди “из органов”. Одновременно инициировано чуть ли не введение цензуры в прессе при освещении экстремальных событий. А мат и хамство на всю страну – можно? Да, можно, и более того – необходимо! Это – принцип существующей системы. Власть политическая и власть олигархическая позволяют нам и в личной жизни, и в обществе, и в прессе творить любое непотребство. Заголяйтесь как хотите! Хоть совокупляйтесь в прямом эфире (что и было, если помните). Только не лезьте в наши дела, не возбуждайте неприятных вопросов: почему одни почти нищие, а другие безмерно богаты? Почему за десять лет новой власти жизнь простых людей не улучшилась? Почему заглохло расследование дефолта 1998 года? Почему генералу из министерства обороны за кражу 400 миллионов долларов дают 4 года, а бомжу за кражу курицы – 5 лет лагерей? Почему?..
– А вот этих “почему” не надо, – говорят нам нынешние хозяева жизни. – Лучше пишите и спрашивайте в эфире, почему одни гомики, а другие лесбиянки, почему жена брата спит со свекром на глазах тещи?
И рейтинговая, имеющая массовую аудиторию телевизионная пресса исправно выполняет этот заказ. Речь ведь не только о ток-шоу. Посмотрите: на громадном пространстве телевизионного эфира днем с огнем не найдешь передач о корневых, основополагающих проблемах нашей жизни. Все забито не просто развлекухой, а еще и развлекухой с ориентацией на самые низменные потребности. Многочисленные ток-шоу – это скотское любопытство, подглядывание в замочную скважину, смакование и швыряние грязных тряпок в морду, раздевание и самораздевание, физическое и духовное. В общем, получай, быдло, все, чего твоя подлая душонка хочет. И ни о чем не думай…
Словом, пресса развлекает и отвлекает народ от чумы в образном смысле, в то время как хозяева прессы и хозяева жизни пируют в самом прямом смысле. Как обычно, тайком, за семью запорами, если понимать под запорами дворцы и роскошные отели в Ницце. Но современная жизнь такова, что не спрячешься. Из фантастической по обилию фактов корреспонденции “Отдых олигархов” (“Аргументы и факты”, № 40, 2002) читатель может узнать, что, оказывается, в Европе вообще и на французской Ривьере в частности идет нескончаемый “русский светский сезон”. Замки и яхты российских миллиардеров у всех на виду и у всех на устах. А кто не хочет связываться с движимостью и недвижимостью, проводит с семьей месячишко в отеле, проживание в которых сопоставимо с годовым бюджетом российского городка. Автор приводит десятки фамилий, от очень известных, влияющих на политику и экономику государства, до совсем неизвестных. К примеру, двое таких неизвестных молодых людей отметили свой день рождения (30 лет и 31 год) в Ницце на миллион долларов. Хорошо посидели, да? К тому же культурно: послушали похабные частушки в исполнении знаменитого режиссера и большого патриота-государственника. Все на “русских сезонах” французской Ривьеры проходит как в стародавние купеческие времена: шампанское в ванне и черная икра в тазах…
Но, спросит читатель, как же связаны эти нувориши и авторы тошнотворно-хамских ток-шоу? Принципом домино связаны!
Принцип домино – это закон цепной реакции. Падение первой костяшки автоматически обрушивает весь ряд и всю систему.
С одной стороны – нувориши, которые, в отличие от наученных нашей революцией американцев и европейцев, не понимают, что вести себя надо скромно, незаметно. Хотя бы из страха.
А с другой стороны – эти самые ток-шоу. Лишь на первый взгляд кажется, что ничего особо страшного в них нет. Ну, игра на низменных интересах, на принципе замочной скважины… Да, все мы – не ангелы. Но публичная демонстрация низменного нутра, темных инстинктов – это совсем другое дело. Простите за аналогию, но каждый ходит в туалет. А что, если кто-то будет делать это прямо на улицах, на площадях? Да еще с трансляцией по телевидению. Чувствуете разницу? Вот почему и на самом деле такие передачи разрушительнее тайфунов и сродни революциям. Они незаметно внушают людям, что можно все, нет ничего запретного. А на запретах, на условностях, между прочим, держится мир. Телевизионщики должны понимать, что, сметая все условности, они действительно сметают все. От мата в эфире, от публичного физического и морального самораздевания до кровавого бунта против нынешних хозяев жизни – и шага нет… Если тормоза убраны, то тормозов нет.
И получается, что телевизионные ток-шоу, обслуживающие олигархическую систему, отвлекающие народ от неприятных социальных вопросов, на самом деле могут привести ее, систему, к краху. Точнее, даже провоцируют его. Вот почему в качестве примера я взял передачу “Принцип домино”. Исключительно из-за названия. И вот здесь-то я и столкнулся с очень большой загадкой. Ведь если судить по заставке, где первая костяшка домино обрушивает весь ряд, то авторы передачи знают, что такое принцип домино. Знают. И, выходит, делают все нарочно? То есть Елена Ищеева и Елена Ханга, столь неприятные особы для коммунистического электората, на самом деле работают на этот самый электорат, подрывают олигархическую систему изнутри? А как иначе можно расценить? Загадка, самая настоящая загадка…
Что спорить, социалистическая экономика рухнула сама по себе. Невозможно даже силами огромного народа поддерживать фантом. Согласен, что демократия и капитализм – наше светлое будущее хотя бы потому, что все остальное – еще хуже. И в то же время я на дух не приемлю то, что мы имеем сегодня в России. И ведь я далеко не один. По данным ВЦИОМа, 52 процента россиян возмущены появлением в стране сверхбогатых людей и только 9 процентов относятся к этому “с удовлетворением и с гордостью”.
И тогда возникает главный вопрос, который ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) рано или поздно обязан задать россиянам: сколько из нас, возмущенных, готовы к насильственномупересмотру итогов приватизации или согласны с ним? То есть речь идет о русском бунте, как известно, бессмысленном и беспощадном. А я уверен, что еще одной кровавой революции, еще одной гражданской войны Россия не выдержит. Просто-напросто перестанет существовать.
Я хочу, чтобы мои читатели, журналисты-профессионалы, осознали, что это многовековая парадигма русской жизни – между кровью и справедливостью. И в этих условиях расшатывать элементарные устои, провоцировать принцип домино – самоубийство. Я не прошу телевизионных шоуменов подумать о судьбе страны, народа и т.д. Быть может, они люди тупые и самоуверенные. Или, наоборот, очень умные и безмерно циничные, и для них это все пустые слова. И потому я взываю не к разуму, а к их инстинкту самосохранения. Ведь если начнется русский бунт, то сметут всех, и не в последнюю очередь – их.
А бунт может спровоцировать именно такая обработка общественного мнения и общественного сознания. Часто по глупости, исподтишка. И совсем другое дело – открытый, прямой разговор о главных проблемах России, общенародной жизни, в том числе и о том, что неправедно богатые пируют во время чумы. Причем разговор именно на массовых ток-шоу. Это не профессиональное пожелание, а необходимость. С одной стороны, здесь выпускается пар (простите за цинизм) из уже закипающего котла социальной напряженности, а с другой стороны, на таких массовых обменах мнениями люди приучаются к тому, что любые проблемы надо решать цивилизованным, парламентским путем. То есть путем говорения, обсуждения, принятия затем государственных решений на основе пожеланий, воли и требований большинства, в интересах большинства населения.
Потому что любое другое установление справедливости – это хаос и мрак.