РЕДАКТОРУ НА ЗАМЕТКУ Ю. ЛЕОНОВ. «Праздник непослушания»

“Праздник непослушания”

С 1 января 2003 года на двухлетний срок пролонгирована установленная в прошлом году 10-процентная ставка НДС, применяемая при реализации 4-х видов работ и услуг, сопряженных с технологией производства и распространения всей нерекламной и неэротической периодики, а также книг, связанных с образованием, наукой и культурой. Федеральный закон о продлении налоговых льгот для СМИ подписан Президентом РФ 31 декабря 2002 года и в этот же день официально опубликован в специальном выпуске “Российской газеты”. Некоторые существенные обстоятельства принятия этого Закона комментирует руководитель аналитической службы Союза издателей и распространителей печатной продукции Ю. Леонов.

Важный для издателей и распространителей печатной продукции Федеральный закон № 195-ФЗ прошел трудный и долгий путь. Слишком долгий для документа объемом в десять строчек текста.

Заключение на проект Закона, внесенного депутатами Госдумы Б.Резником и Н.Булаевым еще в мае 2002 года, готовилось в Правительстве РФ более полугода. К концу ноября родился суровый вердикт о том, что льготного налогообложения достойны только редакционно-издательские работы, что предопределяло неизбежный прирост цен на печатные издания, так как все другие технологические звенья подпали бы под максимальные налоговые нагрузки.

В ходе последующих контактов, в которых активно участвовали СИРПРП и другие профессиональные объединения, Правительство смягчило позиции в отношении подписки, экспедирования и доставки, назвав это “компромиссом”. Однако на этом готовность к компромиссам иссякла и появилась реальная угроза того, что под 20-процентную ставку НДС подпадут услуги по размещению в СМИ рекламы и даже обычных информационных сообщений.

Нежелание учитывать, что средства массовой информации неотделимы от самой информации, пришлось преодолевать на уровне депутатского волеизъявления. 25 декабря, при принятии Закона в Госдуме, пролонгацию прежних налоговых льгот по всему кругу работ и услуг поддержали 309 не покорившихся давлению депутатов, при 10 голосах против. Прологом к такому голосованию стало несогласие большинства депутатов с внесенным через фракцию ОВР предложением о введении 20-процентного НДС на услуги по размещению рекламы подакцизных товаров. Борцы с “зеленым змием” и табаком обиделись напрасно, так как наверняка знали, что реклама таких товаров ограничена другими законами, а размеры “рекламного” НДС здесь вообще не при чем, поскольку мало смущают винно-табачных магнатов.

Дальнейшие шаги к достижению главной задачи, состоящей в создании правовых основ для применения пролонгированных льгот без разрывов во времени (то есть с 1 января 2003 года) были обеспечены скорейшим рассмотрением и одобрением его в Совете Федерации (27 декабря) и подписанием Президентом России за несколько часов до наступления Нового Года. Это позволило “Российской газете” дать официальную публикацию Закона в специальном выпуске от 31 декабря, что зафиксировало вступление Закона в силу именно с этой даты, а, значит, и безусловное право на непрерывное использование прежних налоговых льгот.

Конечно, хотелось бы, чтобы активное сопротивление принятию Закона со стороны представителей Правительства и те способы достижения цели, которые председатель Госдумы Г.Селезнев справедливо назвал “не совсем чистыми приемами”, навсегда остались в прошлом. Благодаря активной позиции большинства депутатского корпуса, совместным усилиям многих участников профессионального сообщества издателей и распространителей, в том числе СИРПП, удалось сберечь то, что во многом обеспечивает экономическую самостоятельность и независимость прессы.

Тем досаднее обилие появившихся в СМИ искаженных трактовок истинной сути ситуации с пролонгацией льгот по НДС, сопровождавшихся недостоверными утверждениями о том, что в конце 2002 года истекает срок действия налоговых льгот не только на 4 вида сопутствующих работ и услуг (что соответствовало действительности), но и на реализацию самой печатной продукции, льгота по которой является бессрочной. Все это создало превратное представление о, якобы, большом объеме налоговых преференций, которые Правительство согласилось сохранить по своей доброй воле. К тому же, есть немало подтверждений того, что неточная информация в СМИ о подлинных сроках действия налоговых льгот приводила к искажениям в издательской ценовой политике на 2003 год.

Следует также заметить, что острые проблемы НДС оказались не единственными. В таком же экстренном предновогоднем режиме на подпись Президенту РФ поступил Федеральный закон о существенных изменениях, вносимых в широко применяемые в сфере медиа-бизнеса специальные налоговые режимы в виде упрощенной и вмененной систем налогообложения. 

Пришло время по достоинству оценить как достигнутую общими усилиями победу, так и груз издержек в законотворчестве, из-за которых издатели и распространители вновь вступали в новый год в условиях затянувшейся налоговой неопределенности и без четкого представления о том, как выстраивать свою договорную, тиражную и ценовую политику.