Прошедший год по праву можно назвать годом Калининградской области. Вся страна следила за развитием событий на переговорах с ЕС по калининградскому вопросу. Может быть, впервые за многие годы калининградцы ощутили на себе внимание материковой России. Бывая в Москве на разного рода журналистских мероприятиях, и общаясь с коллегами, мне приходилось отвечать на различные их вопросы. Более тактичными и искренними, на мой взгляд, были представители из регионов. Многие из них выражали солидарность и даже сочувствие по поводу наших эксклавных проблем. Более циничными выглядели москвичи, выказывая свою “осведомлённость” о якобы гигантских размерах СПИДа и наркомании в области. Пришлось разочаровать и тех и других. По СПИДу мы уже давно не первые в России, да и в остальном – у нас больше того, чему можно скорее позавидовать. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что приток людей в область из других регионов страны и бывших советских республик с каждым годом увеличивается. А сами калининградцы в массовом порядке никуда эмигрировать не собираются. Проблема, скорее всего, в недостаточной в прошлом информированности россиян о положении дел в Калининградской области.
Однако полагаю, что теперь с этим покончено. Как говорится, “не было бы счастья, да несчастье помогло”. То есть, теперь интересы Москвы и Европы пересеклись в одной точке – в Калининграде. Дело чести Москвы – не “ударить лицом в грязь” и как можно быстрее поднять уровень жизни в регионе, а задача Европы – не допустить большого разрыва в экономическом развитии своего соседа, что, безусловно, будет играть только на пользу калининградской области и её жителей. Это ли не вознаграждение за долгие годы изоляции.
Для освещения этих и других процессов в области имеется достаточно хорошо развитая собственная инфраструктура средств массовой информации. На менее, чем миллион жителей в регионе приходится более двухсот только зарегистрированных печатных и электронных СМИ. Существование в области такого большого количества средств массовой информации на сравнительно маленькой территории (15,1 тыс. кв. км) и небольшой численностью населения, говорит, прежде всего, о высоком интеллектуальном уровне развития проживающих здесь людей и благодатной почве для информационного бизнеса.
Однако, как и везде в России, СМИ в Калининградской области не лишены проблем. Одна из них и, пожалуй, главнейшая – это недостаток профессиональных кадров. Редкое СМИ в регионе, если оно не было создано ещё в советское время, сегодня отвечает критериям профессионализма. Даже в старейшем и крупнейшем региональном издании, каковым является ежедневная независимая газета “Калининградская правда” и объективно признаваемая всеми, как одна из самых профессиональных, в настоящий момент наберется немного специалистов, которые по образованию соответствуют квалификационным требованиям. Укомплектование кадрами большинства СМИ сейчас происходит либо по принципу “семейного бизнеса”, либо в основе принятия решения о приеме на работу того или иного журналиста лежит оценка его “имени”, опыта работы, связей и других качеств, но в меньшей степени профессионального образования. Уверен, что мало кому из моих коллег-работодателей даже и в голову придет спрашивать при приеме на работу в газету, радио, телевидение, пресс-службу и т.д. документ о профессиональном образовании.
В результате за годы так называемых экономических реформ многие СМИ превратились просто в фирмы и предприятия по зарабатыванию денег, ничем не отличающиеся от тех, конечной целью деятельности которых является получение прибыли. А журналисты – просто в работников, приносящих или не приносящих доход. Стоит ли удивляться тому, что чуть ли не единственным критерием оценки деятельности журналиста стал принцип: эффективен он или нет как работник. Стоит ли стыдить журналиста-работника и называть его действия аморальными, если в погоне за сенсацией или рекламодателем с одной единственной целью – доказать работодателю свою эффективность, естественно заработать и удержаться в фирме, он нарушил или преступил какие-то этические, порой мифические, нормы. Как можно требовать выполнения этих норм от журналиста, если распределение материальных благ в обществе идет по другим, далеко несоответствующим высоким моральным нормам, критериям. Полагаю, что мы должны дать себе отчет в том, что не может быть совершенных СМИ в несовершенном Обществе. СМИ – это зеркало общества. А журналисты ведь не с луны к нам свалились и не в парниках выращиваются. Они граждане этого общества. Значит в этом обществе что-то не так. Поэтому, если мы хотим изменить наши СМИ, повысить моральную планку журналистов, давайте сообща думать об изменении этого общества. Единственное, что, на мой взгляд, должно оставаться незыблемым и не может быть ни при каких обстоятельствах нарушено – это мораторий на сведение счетов между журналистами на страницах или в эфире разных СМИ.
Следующий, очень важный момент: как оценивать труд журналиста. С развалом советской системы единых норм, правил, стандартов в обиход прочно вошел принцип договорных отношений и договорной цены. В мировой практике существует несколько систем оплаты журналистского труда. Наиболее распространенными являются две: так называемая ставочная (то есть – оклад), которая, по сути, является повременной оплатой труда и гонорарная система, то есть сдельная оплата труда. Каждая из перечисленных систем может эффективно применяться в зависимости от концепции СМИ, его миссии, редакционной и экономической политики.
Думаю, практически ни одно из СМИ не применяет в чистом виде ту или иную систему оплаты труда. Теоретически, размер заработной платы должен определяться экономикой предприятия. Но существуют и другие понятия, такие как рынок труда, рынок профессии, рынок отрасли. Могу сказать откровенно, что если бы мы у себя в “Калининградской правде” при определении уровня зарплаты журналистов исходили только из соображений экономической целесообразности, то многие не только бы работали налево, но и вообще ушли. Поэтому приходится считаться с таким фактором, как “спрос на профессию” и учитывать его тоже. Аналогичные ситуации наблюдаются и в других не только региональных, но центральных СМИ. Мы изучали российский рынок труда журналистов, и я с гордостью могу сказать, что сегодня уровень зарплаты в “Калининградской правде” соответствует общероссийскому. А если сравнивать со средней зарплатой работающих по области, то в “Калининградке” она выше примерно на 60 процентов и составляет около 7-8 тысяч рублей.
Каким же образом все-таки производить оценку труда конкретного журналиста? Мы у себя в “Калининградской правде” поступили следующим образом. Исходя из экономических показателей издательства и рыночного фактора “спроса на профессию” определили общий месячный фонд оплаты труда журналистов. Разбили его на две составляющие: оклад (ставка) и гонорар. Оклад – условно-постоянная величина, определяемая в зависимости от должности, должность – от профессиональной подготовки, опыта, стажа работы и результативности. Оклад, по нашему мнению, не должен быть слишком высоким, это своего рода – прожиточный минимум. Вторая составляющая – гонорар – условно-переменная величина, размер которой зависит от количества, качества и своевременности подачи журналистского материала. Весь спектр жанра возможных журналистских материалов имеет вполне определенный количественный показатель по стоимости, причем в диапазоне (от и до) и представлен в гонорарной шкале (таблица 1), которая является основным руководящим документом при распределении гонорара. Таким образом, происходит как бы комплексная оценка журналиста: сначала его статуса, а затем – непосредственно выполненной работы. Гонорар распределяет по каждому выпуску газеты гонорарная коллегия, что позволяет фактор субъективизма свести до минимума. Кроме того, журналисты, привлекаемые к подготовке и написанию рекламных статей, получают надбавки по утвержденным расценкам в процентном отношении от стоимости оплаченной рекламы.
Позволю себе высказать мнение и по поводу того, могут ли журналисты заниматься так называемым “пиаром”. Сегодня стало модным говорить о независимости СМИ. Но подлинно независимыми СМИ могут быть только при их полной экономической независимости. Из мировой практики мы знаем, что порядка от пятидесяти до семидесяти процентов дохода газет составляют доходы от рекламы. В России и в Калининградской области, в частности, где стоимость газет ничтожно мала по сравнению с Западом, доходы от продажи газет общественно-политической направленности, к которым, кстати, относится и “Калининградская правда”, мизерны и составляют только около двадцати процентов доходной части бюджета газеты. Практически все остальное, то есть, около восьмидесяти, реже семидесяти процентов приходится на долю рекламы. Многие крупные фирмы или корпорации имеют свои, как правило, так называемые бесплатные издания, которые большими тиражами раскидываются по почтовым ящикам, и предпочитают рекламировать свои товары и услуги в них. Что же остается газетам? Газетам остается “пиар”, чем они и занимаются. Ведь надо как-то зарабатывать деньги, чтобы сохранить или завоевать самостоятельность.
Вопрос, конечно, не праздный. Если мы хотим сохранить журналистику, как науку, как профессию с высокой моралью, как сейчас принято говорить, с “человеческим лицом”, мы должны подумать о ее истинной роли и месте в нашем обществе. Не загонять ее бездумно в экономическое стойло, ставя в одинаковое положение с производителями, скажем, водки или даже колбасы, а создать какие-то особые условия. Ну и уж, конечно, не должно быть “бесплатных” навязываний своих изданий через почтовый ящик, особенно информационных, что вообще-то является нарушением прав человека. Либо за эти, с позволения сказать газеты, их руководители должны платить в бюджет, как минимум стоимость издержек, связанных с распространением аналогичного издания обычным путем, то есть через подписку, розницу и т.п.
Таблица
№ | Жанр публикации | Мин. оплата, руб. | Макс. оплата, руб. |
1. | Аналитическая статья, экономическое обозрение(не более 8 000 знаков) | 300 | 1500 |
2. | Авоська | 100 | |
3. | Афиша | 50 | 100 |
4. | Журналистское расследование | 800 | 2500 |
5. | Зарисовка | 100 | 350 |
6. | Интервью (до 6-7 тыс. знаков) | 100 | 800 |
7. | Информационная заметка (дата, семинар, визит) | 20 | 50 |
8. | Инфографика (схемы, диаграммы) | 80 | 300 |
9. | Корреспонденция | 100 | 800 |
10. | Коллаж | 100 | 300 |
11. | Карикатура | 100 | 300 |
12. | Кроссворд | 100 | 200 |
13. | Материал, потребовавший большой правки | 10 | 15 |
14. | “Мелочь” (Интернет, дайджест и пр.) | 90 (за подборку) | |
15. | Новости | 50 | 300 |
16. | Опрос на улице | 100 | 200 |
17. | Очерк | 500 | 1500 |
18. | Обзор писем | 100 | 180 |
19. | Отчёт | 50 | 200 |
20. | Прямая линия | 50 | 150 |
21. | Подготовка и редактирование телегазеты | 200 | |
22. | Подготовка и редактирование полосы “Вестник Калининграда” | 700 | 800 |
23. | Подготовка писем | 30 | 150 |
24. | Репортаж (2800 – 3000 знаков) | 100 | 1000 |
25. | Рассказ | 300 | 1000 |
26. | Рецензия на кинофильм, спектакль | 100 | 500 |
27. | Стихи | 100 | 500 |
28. | Советы, рецепты и пр. | 30 | 50 |
29. | Текстовка к снимку | 30 | 100 |
30. | Фельетон | 1000 | 3000 |
31. | Факт и комментарий | 70 | 200 |
32. | Фоторепортаж | 100 | 1500 |
33. | Фотопортрет | 20 | 200 |
34. | Фотоэтюд | 100 | 300 |
35. | Фотообвинение | 100 | 300 |
36. | Фотоплакат на 1-ю полосу | 300 | 500 |
37. | Фотоиллюстрация | 30 | 100 |
38. | Фоторепродукция | 10 | 50 |
39. | Повторное фото | 50% от пред. публ. | |
40. | Подготовка анонса для других СМИ (не более 40 строк) |
30 (за каждый № газеты) |
|
41. | Пользование услугами WEB-дизайнера по поиску информации | 10 (за одну услугу) |
Александр Коршунов,
Генеральный директор ЗАО “Калининградская правда”.
Контакты: тел.: (0112) 214-974
Факс: (0112) 215-218