СВОБОДА ВНЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗВЕРИНЦА |
Виталий ЧЕЛЫШЕВ
Ответ на Открытое письмо Сергея Баймухаметова “ЛОВУШКА ДЛЯ ПРОСТАКОВ”
Дорогой Сергей!
Не бойся, ничем таким я не заразился. А в отождествлении себя со своей страной нет ничего предосудительного. Ты вот пишешь об истории России гораздо больше, чем я (то есть абсолютно больше, ибо для меня прошлое – не столько предмет гордости или душевных страданий, сколько прикладной урок, связанный с настоящим и будущим).
Давай я не буду о Невзорове, поскольку встречался с этим парнем в момент его “политического перелома” и вполне могу согласиться с тобой, предложив только другую формулу: нарциссизм – это болезнь корыстной самовлюбленности.
В Проханове много комплексов, много показухи, еще больше игры с соратниками и противниками в некий эмоционально-философский пинг-понг. Но это человек с реальным внутренним содержанием, который по странному стечению обстоятельств был “выдавлен” либеральным литературным сообществом и обнаружил точку опоры там, где и не предполагал. Его культ метафоры, его цитаты-соскобы из самых разных исторических и философских пластов – еще и способ доказать литераторам своего юношеского круга, что он владеет их языком, но предпочитает говорить на своем.
Ты ошибаешься, брат, когда предполагаешь, что это для меня Проханов устроил показуху (генералы, телевидение и прочее). У него так всегда, и я не знаю другого редакторского кабинета, столь похожего на сцену, по которой безостановочно проходят (разговаривая, споря, жестикулируя) десятки и сотни реальных и почти сказочных персонажей.
Ты мне, Сергей, все о прошлом (“Правда”, “певец Генштаба”…), а из нынешнего упоминаешь лишь альянс с Березовским. И словно не замечаешь сказанных Прохановым слов: “Наши лондонские встречи с обеих сторон были проявлением здорового цинизма”… Естественно, не замечены тобой и мои комментарии по этому поводу. И очевидно, что никакого “здорового цинизма” не бывает, ибо цинизм – сам уже болезнь (особенно под политическим соусом).
Идеализирую ли я Проханова? Безусловно! А ты ожидал слова “отнюдь”? Да, идеализирую, но не его схему мышления, не его кумиров и антиподов, а творца, выпадающего из политического зверинца, в который его занесло (по собственной вине в том числе). Я намеренно не комментировал сжатую стенограмму нашего диалога, ибо из этого текста видны все очевидные противоречия, из которых соткан ньюсмейкер нового века (такова рубрика, сопровождающая этот текст). Да, он человек, создающий информационные поводы (и сам прекрасно сознает это). Да, очевидно, что разрушительная мерзость политической ангажированности воюет с писателем, а его эпатаж (заигрывание с фашизмом, рассуждения об эфемерном счастье России под флагом разрушения и подавления личности) опасны не только для автора, но и для читателей. Но неужели ЭТО следовало расшифровывать и разжевывать НАШЕМУ квалифицированному читателю?
Ты можешь спросить, брат Сергей, а зачем я вообще встречался с Александром Андреевичем Прохановым, если не считаю его идеальным героем нашего времени? Я бы мог ответить тебе вопросом на вопрос: “А что, нужно встречаться только с теми, кто будет тебе поддакивать или кому будешь поддакивать ты? А что, запрещено вообще жить вне политических стай? А что, не может у меня возникнуть нормального желания открыть клетку зверинца и выпустить оттуда человека, научившегося рычать, но не разучившегося говорить?”
Мой дед прошел все войны первой половины ХХ века. И он рассказывал о странностях на германском фронте в Первую мировую: “Днем мы братались, так было принято. Угощали друг друга провиантом и водкой. Пили чай. А вечером стреляли. Но после братания мы старались стрелять не в ту сторону, где сидели наши дневные побратимы”…
Чуешь, брат, запах истины? Я хочу посмотреть в глаза всем, кто считает меня своим врагом. Мне осточертела пальба (словами, пулями, коровьими лепешками) по соотечественникам. Я хочу, чтобы все, наконец, посмотрели в глаза друг другу, а потом перестали стрелять по ЭТИМ глазам.
В российских условиях гнусность возрождаемой партийной системы заключается в том, что нас опять пытаются разделить на стаи, чтобы НИКОГДА люди из одной стаи не встретились с людьми из другой. Поганые партийные правды должны заменить Истину. Ибо одна правда всегда будет воевать с другой, а Истина способна лишь на мир да любовь.
Я иду на Вы не для того, чтобы победить, а чтобы уничтожить битву. Я говорю красным, белым, синим, зеленым, фиолетовым, розовым, голубым, наконец: какое отношение к вам имеют ныне действующие партии и структуры? В чьей игре вы пешки? Почему ваш сосед – ваш политический противник? К кому ты отнесешь себя, дорогой Сергей, если при этом не лукавить?
Я призываю к братанию, заменив мелкий патриотизм ваших стай на высокий патриотизм Отечества. Я хочу, чтобы поколения юношей, воспитанных на новых войнах и ставших мужчинами под пулями, захотели любви. Я хочу, я требую невозможного! Но только в невозможном – смысл.
Пусть Проханов вырвется из красной паутины – и это один из смыслов. Пусть Путин возненавидит политический сыск – и это один из смыслов. Ты, брат, забывший на мгновение о перипетиях исторического прошлого ради активной любви к настоящему, – это один из смыслов! Вы, вечные искатели врагов, выделившие хотя бы час в день на поиск друзей – это один из смыслов. Вы, врачи, забывшие о зарплате, учителя, потерявшие учеников, журналисты, утратившие смысл профессии, библиотекари, не получающие новых книг, летчики, мечтающие полетать, российские граждане, не вспоминающие об Основном Законе даже в День Конституции: ПОМОГИТЕ ДРУГ ДРУГУ! Ибо других помощников у нас нет! И это один из смыслов!
Мне плевать, кто и как оценит мой интерес к политическим противникам. Мне не наплевать на другое: станем ли мы обществом, достойным подражания или так и останемся свалкой идей, ни одна из которых никому не принесла счастья?!