,
Эпоха Гуттенберга
Интересно, что скорость распространения газетной культуры была достаточно велика – в течение 100 лет после того, как типографский набор и механизированная печать Гуттенберга становятся доступными на европейском континенте, в десятках крупных и сотнях небольших городов появляются те или иные формы газет, альманахов, печатных информационных плакатов и т.д. Одновременно с распространением массовой печатной книги резко растет грамотность*. Если средняя грамотность в 15 веке, во Франции оценивается в 3-4% населения, то уже в конце 16 века не менее 25% населения в состоянии читать на французском, и примерно 5-6% – на латыни**.
Снижение стоимости бумаги, вызванное, в свою очередь, освоением и развитием технологии, делает издание массовым.
Рост полиграфической индустрии поразителен: в 1500 году население континента составляет около 90 миллионов человек; в городах – где преимущественно развиваются типографии – в лучшем случае 25% этой численности. При этом за столетие с небольшим от изобретения Гуттенберга до 1600 года, по оценкам исследователей, совокупный тирах только Библии составляет около 1 миллиона экземпляров. Сотни тысяч газет, листовок, прокламаций, других книг становятся способом распространения знаний, информации, культуры.
,
,
Одновременно, практически во всех странах Северной Европы (и, отчасти, Центральной и Южной) начинаются новые процессы урбанизации, выражающиеся не только в росте численности населения, но и в освоении городами пространства за крепостными стенами. Исторически это связано, с одной стороны, с постепенным отказом от крепостного права или его остатков в деревенском образе жизни, а с другой – с растущим спросом на рабочую силу в городах, где постепенно формируются ранне-индустриальные формы капитализма. Города позднего периода Ганзейского Союза (прежде всего, во Фландрии, Голландии, Северной Германии и Южной Скандинавии), благодаря развитию институтов, религиозной и социальной терпимости становятся центрами притяжения населения. В таких местах, как Амстердам, Копенгаген, Гетеборг, Брюгге городские советы начинают практики планирования и зонирования застройки, вводят инструменты социальной и имущественной стратификации (для того, чтобы предотвратить деградацию богатых районов, например, или, наоборот, улучшить жизнь в бедных кварталах). Мало того, что эти решения создают разнообразные формы внутригородской коммуникации – вместе с растущим уважением к печатному слову они порождают дискуссионные медиа – то, что мы сегодня называем «колонками мнений», в которых уважаемые горожане высказываются в поддержку или критикуют решения муниципалитетов.
,
,
Мир, до того почти полностью замкнутый в Европе, расширяется и становится источником информации, соблазнов и огромного богатства. Основание колоний в Америке также становится своего рода «активирующим уколом» для разных процессов развития городов – возможность основания городских поселений «с нуля» в Европе исчерпана, а тут перед конкистадорами и британскими, голландскими и французскими поселенцами открывается незанятая земля с идеальными, с их континентальной точки зрения, пространствами для планирования и строительства городов.
Мало того, люди этой эпохи сразу везут с собой в Новый Свет все достижения цивилизации – им не нужно заново «проходить» все стадии от античного полиса до города XVI-XVII века. В испанской Америке первая книга напечатана уже в 1539 году (47 лет спустя открытия Колумба); между основанием Бостона в 1630-м и первой типографией проходит всего 6 лет. Печать и ее продукция, как физическая, так и культурная становятся обязательным, неотъемлемым компонентом колониальной культуры: пройдет всего несколько десятилетий, и, даже чуть опережая Великую Французскую революцию, отцы-основатели США сформулируют понятие юридической свободы слова и печати. Печатные издания становятся ареной политической борьбы, в том числе – за недобитую абсолютными монархиями автономию городов (в особенности это заметно в Германии, где медиа-культура бывших ганзейских и имперских городов намного быстрее развивается).
Особое влияние и, во многом изменившее развитие медиа во всем мире – оказывает Американская революция 1776 года. Одной из главных причин, которые наполняли переселенцами из Британской Империи американские колонии, как раз являлось отсутствие (правильнее сказать, подавление) религиозных и коммуникационных свобод в Англии времен Реставрации. И Стюарты, Оранжи и Ганноверы видели в свободе слова и религии огромную опасность. Недовольные – диссентеры – вытеснялись на политическую периферию и преследовались. Не удивительно, что все созданные в Америке колонии отличались от самой Англии намного большим уровнем свободы вероисповедания и печати.
Описывая разницу между ролью газет в городах Америки и городах Европы, социолог Алексис Де Токвиль указывает на органичность массовой информации для соответствующей культуры ***. Европейские СМИ возникали как интерпретаторы слухов – из дворцов королей и дожей, торговых домов и банков; американские газеты возникли как инструмент самовыражения и само-информирования гражданского общества. Соответственно, для европейцев нормально относиться к своим СМИ как к не самому надежному источнику – тогда в фундаменте американского читателя заложено полное доверие к печатному слову.
Продолжение следует…
Публикуется с разрешения автора,
,
,
,
,