Несколько лет назад губернатор Ставропольского края Александр Леонидович Черногоров в интервью нашему журналу давал оценку прессе края, говорил о ее влиянии на все стороны жизни. Что изменилось с той поры в его оценках взаимодействия власти и прессы, в жизни самого южного края? Об этом и многом другом наш корреспондент на Ставрополье Анатолий МАЛЫЙ беседует с А.Л. ЧЕРНОГОРОВЫМ.
– Перемены очевидны. Только вот как их оценивать – больше со знаком “плюс” или “минус”?
– С тех пор многое изменилось и в стране, и в крае: стабилизировалась общественно-политическая обстановка, люди пришли в себя после немалых потерь перестроечного периода в экономической и социальной сферах. Я как губернатор считаю, что устранению трудностей, возникающих на пути закрепления позитивных тенденций, должна быть подчинена вся деятельность ставропольской краевой власти.
Главным, что изменилось в жизни Ставрополья за последние годы, на мой взгляд, является то, что из региона, находившегося фактически в состоянии банкротства (скажем, в 1997 году, в начале моего губернаторства, долги составляли четверть бюджета), он превратился в динамично развивающийся субъект Российской Федерации, занимающий прочные позиции на юге страны.
Мы стабильно лидируем в Южном Федеральном округе по сбору урожая зерновых. А в прошлом году получен рекордный за всю историю края урожай зерновых – более 6 миллионов тонн зерна! Почти десятая часть общероссийского каравая – это ставропольское зерно. По качеству оно лучшее в России, ведь 86 процентов урожая составляют продовольственные сорта пшеницы.
Новый импульс развития получили и другие отрасли экономики. Край вошел в пятерку лидеров конкурса “100 лучших товаров России” по выпуску конкурентоспособной продукции. Усиливается приток инвестиций на Ставрополье.
Люди стали увереннее смотреть в завтрашний день, и это – главное наше достижение за последние годы. Минувший год был насыщен для моих земляков новыми свершениями, с одной стороны, и в то же время оказался особенно трудным – с другой. Колоссальный ущерб – более четырех миллиардов рублей – понесло Ставрополье в результате наводнения в июне 2002 года.
Ход ликвидации последствий стихийного бедствия на Кавказе, естественно, был в центре внимания всех центральных и местных средств массовой информации. И надо отдать должное многим из них за объективность в оценках событий, действенную помощь в восстановительных работах. Впрочем, были, к сожалению, и обратные примеры, когда корреспонденты прибегали к откровенной диффамации, подтасовке фактов ради надуманных сенсаций. Как будто их было недостаточно в условиях разгулявшейся беды и человеческого горя!
В поистине “черном” для ставропольской земли прошлом июне без крыши над головой остались более трех тысяч семей. Понимая масштабы нашей беды, Президент РФ Владимир Владимирович Путин держал под личным контролем ход всего происходящего на Ставрополье и дважды сам посещал печально знаменитую станицу Барсуковскую. От имени всех жителей Ставрополья я бы хотел еще раз со страниц “Журналиста” поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к беде ставропольчан.
– Обычно Ставрополье напрямую связывают с “горячими” точками. Насколько остро вы ощущаете сегодня их близость?
– Думаю, что сегодня для края эта проблема так же актуальна, как и для всей страны. Это особенность нашего региона. На протяжении более двух веков Ставрополье было южным форпостом России, центром притяжения и социально-экономического развития Кавказа. Эти наши особенности стали еще весомее в современных условиях, когда проблема терроризма приобрела поистине общемировой масштаб. Нам уже пришлось пережить и угоны самолетов, автобусов, и кровавые взрывы, и похищения людей. После каждой зверской акции хочется уверить себя и других: это было в последний раз. Но на вещи нужно смотреть реально: борьба с терроризмом пока далека от завершения.
И все же нам удается держать ситуацию под четким контролем. Во многом благодаря созданному при Правительстве края Совету по экономической и общественной безопасности. В особом режиме работают и службы и ведомства.
Не могу удержаться от упрека в адрес некоторых центральных СМИ, пугающих читателей якобы опасной ситуацией на Ставрополье. Элементарная статистика подтверждает, что количество и масштабы террористических актов в нашем крае не выше, а то и ниже, чем в других местах России или, скажем, в той же Москве. Особенно подобная “реклама” пагубно сказывается на репутации знаменитых курортов Кавминвод. А ведь здесь расположены уникальные целебные источники, не имеющие аналогов во всем мире. Вот почему так важно более конструктивно сотрудничать со СМИ в этом направлении. Кстати, в этом году исполняется ровно два века со дня основания курортов Кавказских Минеральных Вод. Этот юбилей можно назвать большим событием в социальной жизни края и всей страны.
– В “Журналисте” есть рубрика “Хроника беззакония”, где приводятся факты разного рода злоупотреблений против журналистов и средств массовой информации, называются регионы, где чаще всего это происходит. Ставрополье на этом фоне выглядит настоящим “журналистским раем”, хотя претензии к представителям журналистского цеха у вас, как можно понять из сказанного выше, имеются. На каких принципах строятся взаимоотношения власти и прессы на Ставрополье? Как вы думаете, у журналистов, в свою очередь, есть претензии к вам?
– Открытость всех уровней властных структур для работников СМИ, система широкого информирования журналистов подтверждается и оценками внешних наблюдателей: эксперты фонда “Гласность” выделили ряд субъектов Федерации, в которых свобода слова не ущемляется. Среди таких регионов был назван и Ставропольский край.
Пресса – “четвертая власть”, и хотя сегодня модно оспаривать это утверждение, упирая на экономическую зависимость СМИ, думаю, что она все же не утратила своей силы. Да и вряд ли когда-нибудь утратит. Еще древние мудрецы и философы утверждали, что в подлунном мире все можно запретить, кроме мысли, человеческого труда и общественного мнения. А оно формируется сегодня в первую очередь под влиянием масс-медиа.
У исполнительной власти и “власти над умами” в государстве, на мой взгляд, одни цели – укрепление могущества и авторитета родной державы, достижение ее благосостояния, социальная защита граждан. Сотрудничество же невозможно без доверия. Опираясь на эти, казалось бы, очевидные истины, и выстраиваем на Ставрополье взаимоотношения власти и прессы.
Мы понимаем, что многие недоразумения в отношении власти и прессы возникают из-за отсутствия или недостатка информаци. Информирование населения о деятельности губернатора, Правительства края, министерств, комитетов, ведомств осуществляется с помощью интерактивных линий на радио и телевидении, многочисленных интервью в печати – наша традиция. Традиционными стали ежемесячные прямые эфиры “От первого лица” на волнах краевого радио и в эфире телеканала СТВ. Они позволяют вести прямой диалог с жителями края, минуя посредников. Для меня такие передачи обязательны и незаменимы.
Сразу после моего избрания губернатором края я подписал постановление об обязательности реакции на критику в СМИ со стороны ответственных официальных лиц, министерств и ведомств. Отчеты о деятельности губернатора и Правительства края, регулярно появляющиеся в прессе, нередко сопровождаются сообщениями, как наказан тот или иной чиновник за бездушное отношение к законным требованиям граждан.
Сегодня во всех районных газетах с государственным участием и муниципальных изданиях обзоры обращений граждан и вместе с конкретными ответами на них.
Должен сказать, что некоторые мои коллеги сомневались в эффективности этих мер, считая, что реализовать их можно лишь в теории. Однако практика показала иное. В начале нынешнего года комитет по печати и информации совместно со специалистами контрольного управления Правительства края всесторонне изучили этот вопрос и пришли к выводу, что граждане, как и СМИ высоко оценивают роль данного постановления в решении социально-экономических проблем края, а также конкретных, в том числе и бытовых, трудностей людей.
Хочу подчеркнуть: по моему мнению, СМИ – это мощная интегрирующая сила, способная давать импульс к решению серьезных социальных вопросов. Вот почему заслуживает одобрения инициатива по объединению усилий средств массовой информации Юга России в совместном выходе на рынок информационных услуг.
– Однако согласитесь, без столкновений с прессой обойтись сегодня невозможно. Недавно в вашу пользу завершился судебный процесс по иску к Василию Красуле – редактору ставропольской газеты “Гражданский мир” и вашему политическому оппоненту… В чем была суть конфликта?
– Конфликтовать нам особенно некогда, работы и без того хватает. Да и не того ждут мои земляки. Поэтому могу утверждать, что с моей стороны не было и не могло быть никаких конфликтов. Уверен, что с моей стороны так будет и впредь. Но как быть, если со страниц издания прозвучит откровенное оскорбление, ничем не обоснованная клевета? Это не говоря уже об игнорировании этического кодекса журналиста. В данном случае речь идет просто об уголовно наказуемом деянии. Можно быть сколь угодно лояльным человеком по отношению к СМИ, но потакать подобным случаям я считаю неуместным. Доступ к информации о ходе процесса был полностью открыт. Эта тема обсуждалась в московских и ставропольских СМИ с позиций как одной стороны, так и другой. Все аргументы обвинения и защиты были доступны широкой общественности. Решение суда, надеюсь, окончательно расставило точки над “i”.
– Люди, знающие вас близко, считают вас человеком великодушным. Это что, сказывается установка еще советского воспитания?
– Я скептически отношусь к определениям “советское” или “несоветское” воспитание. Во все времена оно либо есть у человека, либо нет. Уважение к другим людям, тем более к тем, кто старше и немало пережил, – черта, достойная подражания, независимо от направления политических веяний. Точно так же не признаю деления регионов “по цветам”. Одним из главных признаков государства, строящего свою жизнь на демократических основах, является плюрализм мнений. Но при этом важно не нарушать единства и целостности общества. Главное – насколько высок в регионе уровень жизни людей, динамично ли он развивается по различным направлениям – экономическим, социальным, культурным. И именно эти аспекты и еще воспитание молодежи, по моему мнению, и должны составлять круг забот губернатора.
Мы, например, возродили оправдавшие себя и проверенные временем традиции работы с молодежью. И я рад, что работа в данном направлении получила высокую оценку Президента.
– А как обстоят дела с подготовкой молодых журналистских кадров? При всех неоспоримых достоинствах региона Ставрополье, что ни говори, носит отпечаток провинциальности. Да и близость к “горячим точкам” Кавказа не привлекает сюда выпускников журфаков столичных и других ведущих российских вузов…
– По достоинству оценивая многолетний опыт престижных учебных заведений страны, все же думаю, что столичное образование далеко не всегда является главным показателем высокой квалификации. Как подсказала сама жизнь, для Ставрополья целесообразно воспитывать собственные кадры для СМИ. Существенное значение имеет то, что местные журналисты лучше знают круг проблем региона, искренне ратуют за их скорейшее решение, им близки радости и горести людей, живущих рядом.
Основной базой подготовки работников СМИ в крае является Ставропольский государственный университет, где на протяжении восьми лет ведется обучение по специальности “журналистика”. Это не такой уж большой стаж, но вуз успешно перенимает прогрессивный опыт сформировавшихся журналистских школ Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Воронежа, Краснодара, сотрудничает и с зарубежными коллегами. Наши выпускники становятся достойным пополнением для СМИ Ставрополья. И уже наши вчерашние студенты пополняют кадровый потенциал края, находят себе применение в обеих столицах и других регионах страны.
Есть и другие формы работы с журналистскими кадрами. Например, на базе Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы был проведен курс обучения редакторов современному менеджменту в информационной сфере, по итогам которого они получили удостоверения государственного образца. Повышению профессиональной квалификации творческих сотрудников редакций способствует сотрудничество Ставропольского госуниверситета и краевой организацией Союза журналистов.
– В обществе не стихает спор, правомерна ли государственная поддержка СМИ. Что вы думаете по этому поводу? Надо ли, например, оказывать помощь новым СМИ хотя бы на начальном этапе работы?
– Скажу прямо: исполнительная власть Ставропольского края считала бы свою задачу выполненной в сфере информационной политики, если бы удалось добиться полной экономической независимости каждой редакции, каждого вещателя. В этом, на мой взгляд, залог реализации одного из главных конституционных прав граждан – права на получение информации. К сожалению, ситуация сегодня такова, что редкая газета, способна выжить без поддержки государства, не говоря уже о таких дорогостоящих СМИ, как электронные.
При этом утверждение, что единственным “хозяином” прессы должен быть читатель, слушатель или зритель, а не государство или отдельные частные лица, тоже нельзя игнорировать. Свобода слова – пока что главное, пожалуй, достижение нашего демократического общества, и мы просто не имеем права утратить его. Другое дело, что нельзя допустить и другой крайности, когда свобода слова оборачивается разнузданной вседозволенностью, так называемой свободой лжи. Но это пока остается на совести самих журналистов, соблюдающих или игнорирующих нормы этических кодексов СМИ.
Одним из первых шагов на посту губернатора был анализ проблем ставропольской прессы. Он показал, что у подавляющего большинства районных газет доля государственного финансирования составляла меньше трети. Это отчасти стало причиной того, что еще до принятия бюджетного Кодекса Российской Федерации в крае был принят Закон “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Ставропольском крае”. Немногие из субъектов Российской Федерации на такой шаг отважились. С тех пор за счет бюджета края обеспечивается нужда местных государственных изданий в бумаге. Для каждой из тридцати редакций местных газет создана компьютерная база, без которой немыслима современная технология выпуска в свет периодики. По мере возможности идет обновление оборудования. Вот и делается после этого вывод: не нужна прессе наша поддержка. К сожалению, пока нужна.
– Особенно, по-моему, районкам. Ведь там, по мнению начинающих журналистов, нет условий для творческой самореализации?
– Хочу заметить, что провинциальная журналистика далеко не всегда ассоциируется для читателей (говорю об этом, как один из числа таковых) с понятием некачественной прессы. Наоборот, самые искренние материалы, лишенные набившей оскомину “чернухи”, в которых, что называется, дышит человеческая душа, появляются именно в районных газетах. Проблемы, с которыми работают районные журналисты, всегда близки рядовому жителю, их освещению свойственна конкретика, что делает “малую прессу” конструктивной. А конструктивность, на мой взгляд, – залог действенной журналистики. В нынешних условиях “свободы лжи” пресса утрачивает эту самую действенность, а с этим и доверие читателя. Сегодня наши журналисты не могут о таком и мечтать. Надо бы восстановить доверие к журналистскому слову. В регионах оно есть.
Трудно переоценить роль местных изданий в гармонизации межнациональных отношений на Ставрополье. Газета здесь нередко играет роль социального терапевта, советчика, помогающего выработать терпимость по отношению к иной культуре, непривычному быту, незнакомым традициям. Немаловажно, что в “малой прессе” сохранены традиции очерков о людях труда, появляются статьи на патриотическую, нравственно-воспитательную тематику.
– Ну, а в области электронных СМИ край, говорят, впереди России всей…
– Это так. Мы поддержали инициативу Ставропольской государственной телерадиовещательной компании по разработке краевой целевой программы развития телевидения и радиовещания в Ставропольском крае до 2005 года. Цена вопроса – свыше трехсот миллионов рублей. Заключен договор РТРС, по которому в крае будет построена мультисервисная сеть передачи данных. У нас успешно реализуется программа “Электронная Россия”. Ставрополье по темпам прокладки волоконно-оптических линий связи отстает лишь от Москвы и Санкт-Петербурга. Кольцом оптоволокна давно связаны все города и районные центры Ставропольского края. Активно ведется информатизация школ, при этом особое внимание уделяется сельским среднеобразовательным учреждениям.
Исполнительная власть края также активно использует интернет-технологии в своем сотрудничестве со СМИ для максимального обеспечения “прозрачности” действий краевой власти.
– Прошел слух среди коллег, что власти Ставрополья собираются учредить официальную награду для журналистов…
– Эту мысль я высказал на встрече с журналистами в день празднования 300-летия российской печати. Наградами могли бы стать почетные звания “Золотое перо Ставрополья” и звания “Заслуженный журналист Ставрополья”. На мой взгляд, это могло бы поднять престиж труда по-настоящему честных, любящих свое дело, ответственных мастеров слова.