Как мы читаем новости. Часть первая

,

Reuters Digital News Report 2017 — уже шестой годовой отчет института. В исследовании участвовали 70.000 людей и 36 стран. В 2017 году впервые включили Словакию, Хорватию, Румынию, Тайвань, Гонконг, Малайзию, Сингапур, Аргентину, Чили и Мексику. К сожалению, данных о России нет.

Два главных вопроса, на которые пытались ответить эксперты Reuters:

•   готовы ли люди платить за новости и как журналистика будет зарабатывать в будущем?

  в чем причины низкого доверия к медиа?

Авторы разделили медиа на категории с разным уровнем доверия, а также выяснили, как медиа работают с платформами. Например, отследили, как контент перемещается между платформами и новостными брендами в Великобритании.

Команда Reuters провела фокус-группы на тему медиабизнеса в США, Великобритании, Испании и Финляндии. Исследователи беседовали с теми, кто платит за новости, и теми, кто не готов платить, а также спросили, как потребители относятся к новым моделям финансирования (микроплатежи, пожертвования, нативная реклама, спонсируемый контент и электронная коммерция). Институт обещает представить детальные результаты этой части исследования в скором времени.

Исследователи опросили людей разных слоев населения, которые имеют доступ к интернету.

,

Из опроса исключили тех, кто не потреблял никаких новостей за последний месяц — таких меньше всего оказалось в Финляндии (менее 1%), а больше всего в Австралии (9%)

,

В среднем безразличных к новостям — около 3% из всех опрошенных.

 

ТРИ ГЛАВНЫХ ВЫВОДА

•   Интернет и соцсети могут снизить доверие к медиа (например, из-за фейковых новостей), но во многих странах недоверие также связано с политическим разделением и двойными стандартами.

•   Эхо-камеры и фильтр-пузыри, несомненно, существуют, но в среднем пользователи соцсетей, новостных агрегаторов и поисковых систем обладают большим разнообразием взглядов, чем те, кто ими не пользуется. (Echo-chambers и filter bubbles — ситуации, когда информация усиливаются многократным повторением внутри «закрытой» системы, где недостаточно представлены разные взгляды на случившееся. — ЖУРНАЛИСТ.)

•   Экономические показатели медиакомпаний всё-таки улучшаются. Рост рекламных блокировок прекратился, в в некоторых странах происходит бум онлайн-подписки и пожертвований. Фокус-группы показали, что в будущем люди будут готовы платить за ценный, удобный и актуальный контент.

 

,

,

Результаты, полученные с пяти континентов, показывают, что цифровая революция полна противоречий и исключений. Например, Ник Ньюман, один из авторов доклада, заметил любопытные цифры:

 

1   ПРОДОЛЖАЕТСЯ РОСТ НОВОСТЕЙ В СОЦСЕТЯХ. К примеру, мессенджеры (как более приватные и, как правило, не фильтрующие контент алгоритмами) становятся популярнее. Использование WhatsApp для новостей начинает соперничать с Facebook в Малайзии (51%), Бразилии (46%) и Испании (32%).

 

2   ТОЛЬКО 24% РЕСПОНДЕНТОВ СЧИТАЮТ, ЧТО СОЦСЕТИ ХОРОШО ОТДЕЛЯЮТ ФАКТЫ ОТ ВЫМЫСЛА. Классическим СМИ доверяют больше — 40% опрошенных. Пользователи чувствуют, что отсутствие правил и вирусные алгоритмы провоцируют низкое качество новостей и быстрое распространение фейков.

 

3   САМОЕ ВЫСОКОЕ ДОВЕРИЕ К МЕДИА ЗАФИКСИРОВАНО В ФИНЛЯНДИИ (62%), а самое низкое — в Греции и Южной Корее (23%).

 

4   НЕДОВЕРИЕ К СМИ СВЯЗАНО С ДВОЙНЫМИ СТАНДАРТАМИ В ПОЛИТИКЕ. Это особенно характерно для стран с высоким уровнем политической поляризации, таких как США, Италия и Венгрия.

 

5   ПОЧТИ ТРЕТЬ РЕСПОНДЕНТОВ (29%) ЧАСТО ИЛИ ИНОГДА ИЗБЕГАЮТ НОВОСТЕЙ. Многие признаются, что причина этого — испорченное настроение из-за негативной информации. Ещё новости не читают потому, что не могут полагаться на то, что это действительно правда.

 

6   МОБИЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ НОВОСТЕЙ ОПЕРЕЖАЕТ ДЕСКТОП. Тенденция окрепла в 2016 году, особенно в США (+8%), Южной Корее (+7%) и Австралии (+4%). Мобильные новости стали новым путем распространения контента и подарили новую жизнь новостным приложениям.

 

7   МОБИЛЬНЫЕ АГРЕГАТОРЫ НОВОСТЕЙ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАВОЕВЫВАТЬ МОЛОДЕЖЬ (Apple News, Snapchat Discover). В 2016 году оба приложения удвоили потребление в подобных целевых группах.

 

8   СМАРТФОНЫ ВАЖНЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ НОВОСТЕЙ ДОМА. Теперь пользователи смартфонов потребляют информацию больше в постели (46%), чем на работе.

 

9   ГОЛОСОВЫЕ ПОМОЩНИКИ СТАНОВЯТСЯ НОВОЙ ПЛАТФОРМОЙ ДЛЯ НОВОСТЕЙ (такие как Amazon Echo). Они опережают смарт-часы в США и Великобритании.

 

10   ПОДПИСКА НА ОНЛАЙН-НОВОСТИ РАСТЕТ. Например, платежи за новости выросли в три раза из-за «эффекта Трампа» в Америке (от 9 до 16%). Причем большинство новых подписчиков — молодежь, что опровергает мнение о том, что молодые люди не готовы платить за онлайн-медиа.

 

11   ВО ВСЕМ МИРЕ ПРИМЕРНО КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ (13%) ПЛАТИТ ЗА ОНЛАЙН-НОВОСТИ. Но в некоторых регионах (в основном, северных) эта цифре выше, чем в других (например, в Южной Европе и большей части Азии).

 

12   РЕКЛАМНЫЕ БЛОКИРОВКИ СОКРАЩАЮТСЯ. Рост блокировок на десктопе останавливается (21%) и остается низким на смартфонах (7%). Более половины опрошенных говорят, что они временно отключили рекламную блокировку, чтобы читать новости — в Польше (57%), Дании (57%) и США (52%).

 

13   НОВОСТНЫЕ БРЕНДЫ БУДУТ ОСВАИВАТЬ РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЛАТФОРМЫ. В эксперименте, отслеживающем более 2000 британских респондентов, авторы отчета обнаружили, что менее половины могли вспомнить название самого новостного бренда, когда приходили из поиска (37%) и соцсетей (47%). Хотя большинство из них может вспомнить путь, по которому они нашли новость (Facebook, Google и т. д.).

 

14    МЕДИА ЛЮБЯТ РАЗНЫЕ: австрийцы и швейцарцы наиболее преданы печатным газетам, немцы и итальянцы любят телевизионные бюллетени, а латиноамериканцы получают больше новостей через социальные сети и чат-приложения, чем в других частях света.

,

Авторы исследования

Дэвид А. Л. Леви — директор направления журналистики, политических экспертов и регулирования СМИ в институте Reuters. Автор книги «Цифровая революция в Европе: регламент вещания, ЕС и нация» (Routledge, 1999 / 2001).

Ник Ньюман — журналист и стратег цифровых технологий. Один из создателей интернет-сервисов Би-би-си. В настоящее время научный сотрудник института Reuters, консультант по цифровым медиа.

Ричард Флетчер — научный сотрудник по исследованию журналистики в институте Reuters. Занимается глобальными тенденциями потребления цифровых новостей, использования социальных медиа журналистами и новостными организациями, а также связью компьютерных технологияй с журналистикой.

Антонис Калогеропулос — научный сотрудник направления журналистики в институте Reuters. Докторская работа — о влиянии экономических новостей. Исследует политическое общение, журналистику и аудиторию.

Расмус Клейс Нильсен — директор исследований по изучению журналистики в институте Reuters и главный редактор издания International Journal of Press / Politics. Изучает изменения в СМИ, политические коммуникации и цифровые технологии.

Дополнительный экспертный анализ и интерпретация данных опроса предоставлены командой в YouGov, в частности Шарлоттой Клиффорд, Джастином Маршаллом, Дэвидом Истбери и Стефани Фрост.

,

Фото: shutterstock.com, digitalnewsreport.org, reutersinstitute.uk