,
Reuters Digital News Report 2017 — уже шестой годовой отчет института. В исследовании участвовали 70.000 людей и 36 стран. В 2017 году впервые включили Словакию, Хорватию, Румынию, Тайвань, Гонконг, Малайзию, Сингапур, Аргентину, Чили и Мексику. К сожалению, данных о России нет.
Два главных вопроса, на которые пытались ответить эксперты Reuters:
• готовы ли люди платить за новости и как журналистика будет зарабатывать в будущем?
• в чем причины низкого доверия к медиа?
Авторы разделили медиа на категории с разным уровнем доверия, а также выяснили, как медиа работают с платформами. Например, отследили, как контент перемещается между платформами и новостными брендами в Великобритании.
Команда Reuters провела фокус-группы на тему медиабизнеса в США, Великобритании, Испании и Финляндии. Исследователи беседовали с теми, кто платит за новости, и теми, кто не готов платить, а также спросили, как потребители относятся к новым моделям финансирования (микроплатежи, пожертвования, нативная реклама, спонсируемый контент и электронная коммерция). Институт обещает представить детальные результаты этой части исследования в скором времени.
Исследователи опросили людей разных слоев населения, которые имеют доступ к интернету.
,
,
В среднем безразличных к новостям — около 3% из всех опрошенных.
ТРИ ГЛАВНЫХ ВЫВОДА
• Интернет и соцсети могут снизить доверие к медиа (например, из-за фейковых новостей), но во многих странах недоверие также связано с политическим разделением и двойными стандартами.
• Эхо-камеры и фильтр-пузыри, несомненно, существуют, но в среднем пользователи соцсетей, новостных агрегаторов и поисковых систем обладают большим разнообразием взглядов, чем те, кто ими не пользуется. (Echo-chambers и filter bubbles — ситуации, когда информация усиливаются многократным повторением внутри «закрытой» системы, где недостаточно представлены разные взгляды на случившееся. — ЖУРНАЛИСТ.)
• Экономические показатели медиакомпаний всё-таки улучшаются. Рост рекламных блокировок прекратился, в в некоторых странах происходит бум онлайн-подписки и пожертвований. Фокус-группы показали, что в будущем люди будут готовы платить за ценный, удобный и актуальный контент.
,
,
Результаты, полученные с пяти континентов, показывают, что цифровая революция полна противоречий и исключений. Например, Ник Ньюман, один из авторов доклада, заметил любопытные цифры:
1 ПРОДОЛЖАЕТСЯ РОСТ НОВОСТЕЙ В СОЦСЕТЯХ. К примеру, мессенджеры (как более приватные и, как правило, не фильтрующие контент алгоритмами) становятся популярнее. Использование WhatsApp для новостей начинает соперничать с Facebook в Малайзии (51%), Бразилии (46%) и Испании (32%).
2 ТОЛЬКО 24% РЕСПОНДЕНТОВ СЧИТАЮТ, ЧТО СОЦСЕТИ ХОРОШО ОТДЕЛЯЮТ ФАКТЫ ОТ ВЫМЫСЛА. Классическим СМИ доверяют больше — 40% опрошенных. Пользователи чувствуют, что отсутствие правил и вирусные алгоритмы провоцируют низкое качество новостей и быстрое распространение фейков.
3 САМОЕ ВЫСОКОЕ ДОВЕРИЕ К МЕДИА ЗАФИКСИРОВАНО В ФИНЛЯНДИИ (62%), а самое низкое — в Греции и Южной Корее (23%).
4 НЕДОВЕРИЕ К СМИ СВЯЗАНО С ДВОЙНЫМИ СТАНДАРТАМИ В ПОЛИТИКЕ. Это особенно характерно для стран с высоким уровнем политической поляризации, таких как США, Италия и Венгрия.
5 ПОЧТИ ТРЕТЬ РЕСПОНДЕНТОВ (29%) ЧАСТО ИЛИ ИНОГДА ИЗБЕГАЮТ НОВОСТЕЙ. Многие признаются, что причина этого — испорченное настроение из-за негативной информации. Ещё новости не читают потому, что не могут полагаться на то, что это действительно правда.
6 МОБИЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ НОВОСТЕЙ ОПЕРЕЖАЕТ ДЕСКТОП. Тенденция окрепла в 2016 году, особенно в США (+8%), Южной Корее (+7%) и Австралии (+4%). Мобильные новости стали новым путем распространения контента и подарили новую жизнь новостным приложениям.
7 МОБИЛЬНЫЕ АГРЕГАТОРЫ НОВОСТЕЙ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАВОЕВЫВАТЬ МОЛОДЕЖЬ (Apple News, Snapchat Discover). В 2016 году оба приложения удвоили потребление в подобных целевых группах.
8 СМАРТФОНЫ ВАЖНЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ НОВОСТЕЙ ДОМА. Теперь пользователи смартфонов потребляют информацию больше в постели (46%), чем на работе.
9 ГОЛОСОВЫЕ ПОМОЩНИКИ СТАНОВЯТСЯ НОВОЙ ПЛАТФОРМОЙ ДЛЯ НОВОСТЕЙ (такие как Amazon Echo). Они опережают смарт-часы в США и Великобритании.
10 ПОДПИСКА НА ОНЛАЙН-НОВОСТИ РАСТЕТ. Например, платежи за новости выросли в три раза из-за «эффекта Трампа» в Америке (от 9 до 16%). Причем большинство новых подписчиков — молодежь, что опровергает мнение о том, что молодые люди не готовы платить за онлайн-медиа.
11 ВО ВСЕМ МИРЕ ПРИМЕРНО КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ (13%) ПЛАТИТ ЗА ОНЛАЙН-НОВОСТИ. Но в некоторых регионах (в основном, северных) эта цифре выше, чем в других (например, в Южной Европе и большей части Азии).
12 РЕКЛАМНЫЕ БЛОКИРОВКИ СОКРАЩАЮТСЯ. Рост блокировок на десктопе останавливается (21%) и остается низким на смартфонах (7%). Более половины опрошенных говорят, что они временно отключили рекламную блокировку, чтобы читать новости — в Польше (57%), Дании (57%) и США (52%).
13 НОВОСТНЫЕ БРЕНДЫ БУДУТ ОСВАИВАТЬ РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЛАТФОРМЫ. В эксперименте, отслеживающем более 2000 британских респондентов, авторы отчета обнаружили, что менее половины могли вспомнить название самого новостного бренда, когда приходили из поиска (37%) и соцсетей (47%). Хотя большинство из них может вспомнить путь, по которому они нашли новость (Facebook, Google и т. д.).
14 МЕДИА ЛЮБЯТ РАЗНЫЕ: австрийцы и швейцарцы наиболее преданы печатным газетам, немцы и итальянцы любят телевизионные бюллетени, а латиноамериканцы получают больше новостей через социальные сети и чат-приложения, чем в других частях света.
,
Дэвид А. Л. Леви — директор направления журналистики, политических экспертов и регулирования СМИ в институте Reuters. Автор книги «Цифровая революция в Европе: регламент вещания, ЕС и нация» (Routledge, 1999 / 2001).
Ник Ньюман — журналист и стратег цифровых технологий. Один из создателей интернет-сервисов Би-би-си. В настоящее время научный сотрудник института Reuters, консультант по цифровым медиа.
Ричард Флетчер — научный сотрудник по исследованию журналистики в институте Reuters. Занимается глобальными тенденциями потребления цифровых новостей, использования социальных медиа журналистами и новостными организациями, а также связью компьютерных технологияй с журналистикой.
Антонис Калогеропулос — научный сотрудник направления журналистики в институте Reuters. Докторская работа — о влиянии экономических новостей. Исследует политическое общение, журналистику и аудиторию.
Расмус Клейс Нильсен — директор исследований по изучению журналистики в институте Reuters и главный редактор издания International Journal of Press / Politics. Изучает изменения в СМИ, политические коммуникации и цифровые технологии.
Дополнительный экспертный анализ и интерпретация данных опроса предоставлены командой в YouGov, в частности Шарлоттой Клиффорд, Джастином Маршаллом, Дэвидом Истбери и Стефани Фрост.
,