,
Как математик Михаил Калашников стал заниматься креативом и новыми продуктами?
— Всегда получалось, что среди всех моих друзей-математиков я был самый гуманитарий, а среди друзей-гуманитариев — самый математик. Так что всё логично.
В тех вещах, которые касались медиа, всегда было интересно, как это устроено, работает. Как такие вещи делать, для чего, как получить результаты. Как измерить, спроектировать. Поэтому всё получилось довольно органично.
Устроился на Sports.ru одновременно программистом и автором текстов. Несколько лет совмещал. В итоге все совместилось в какую-то одну профессию.
Тогда не учили так работать?
— Мне кажется, и сейчас не учат. Потому что обычно это довольно сложно совместить.
Как программисту научиться писать хорошо?
— На самом деле все хорошие программисты, которых я знаю, очень хорошо пишут. Есть такая особенность. Потому что язык программирования — это тоже язык. Структурированный, в нем есть абстракция. Если хорошо в этом разбираешься, то и текст получается лучше.
,
,
То есть это миф, что технарь не умеет мыслить глубоко?
— Зависит от уровня. На низком уровне технари — это ремесло.
Ремесло «паяльников»? («Паяльниками» иронично называют «технарей» низкой квалификации — ЖУРНАЛИСТ.)
— Да. На высоком уровне это всегда работа с абстракциями.
Создается впечатление, что современная технологическая среда — это немного средневековье, где не хватает гуманизации, человека. Ждет ли нас «Ренессанс 2.0»?
— Она [среда] развивается зигзагом. Когда я пришел в Sports.ru, там работало редакторов в пять раз больше, чем программистов. Сегодня наоборот. Но сейчас нанимаем в основном редакторов — выстраиваем баланс.
Вы гуманизируете технологические новинки и платформы, наполняете смыслом, идеями, людьми?
— Само собой. На самом деле сейчас очень большой «спрос» на людей, которые что-то могут делать в медиа: видео, тексты и прочее. Просто нужно делать не что-то, а для чего-то.
Sports.ru дает возможность пользователям развиваться внутри ваших сообществ? Говорят, у вас много читателей, которые стали вашими сотрудниками.
— Много, уже больше десяти человек на самых разных ролях. Например, директор по маркетингу начинал с того, что вёл блог. Получается очень естественно, это хороший способ искать сотруников. Нанимать людей по объявлению, грубо говоря, которые ничего не знают про компанию, которые не знают её ценностей — это всегда риск.
Но вообще у нас постоянно куча вакансий, особенно для начинающих, потому что творческих людей негде уже брать.
Юрий Дудь — ваша абсолютная звезда. Сейчас модно управлять талантами. Вы делаете ставку на персону?
— Да, мы постоянно предлагаем Юру всем нашим рекламодателям. Он популярен и просто умеет делать разные вещи. Конечно, у него есть свои собственные проекты, но он всегда старается, чтобы хотя бы в одном месте было написано «Sports.ru».
Над чем посоветуешь работать студенту, молодому специалисту? Что нужно, чтобы попасть в Sports.ru или другое качественное медиа?
— Сейчас жалею, что довольно поздно начал работать. Когда учился, редактировал переводы. Учился на мехмате и переводил интерфейсы чего-то там. Если бы тогда была более осмысленная работа… В общем, чем раньше начать, тем лучше.
Ну, вообще, пригодилось, когда мы массово начали переводить наше приложение на разные языки.
К чему идут медиа и журналистика, на твой взгляд?
— Секрет в том, что всё расходится в разные стороны. Сейчас золотая эпоха нишевых проектов. Мне кажется, сама идея медиа «про всё» постепенно себя изживает. Поэтому сегодня медиа делятся на части.
Известная история: Huffington Post запустили потоки в соцсетях даже не по конкретным тематикам, а для узких аудиторий. Их читают, например, молодые американские мусульмане. И целенаправленно для них создается поток.
Мы тоже делаем такие вещи. Давно существуют отдельные потоки по разным темам: «Спартак», фигурное катание и так далее. Но сейчас мы думаем о том, чтобы находить аудиторию по общим интересам. Необязательно тематическим — есть люди, которые играют на ставках, интересуются спортом как бизнесом. Будем делать какие-то вещи именно для них.
Спортивная рыбалка? Спортивное барбекю?
— Например. В Америке рыбалка — это огромный бизнес. Потому что люди, которые этим увлекаются, взрослые и богатые.
Внутри медиапотоков должны быть яркие персоны? Насколько важна личность сегодня?
— Не то что бы медиа, сейчас так устроен бизнес. Любой бизнес — это шоу-бизнес. Если нет шоу, то нет веселья. Это как на любой конференций по чему-нибудь скучному, по какому-то там оборудованию. Все равно есть свои звезды — это люди, которые просто умеют развлекать, рассказывая про бурение скважин, например. Встречал людей, которые о чем угодно могут рассказывать. И этот талант востребован сегодня в любой работе.
Инфотейнмент — это модно?
— Развлекать можно с совершенно серьезным лицом. Как в очень популярной книжке, где нет ни одной шутки. Хотя обычно там есть всё-таки шутки.
Лайфхаки очень развлекают людей. На Youtube всегда популярны каналы про то, как что-то устроено. C одной стороны, это развлечение, но такое затягивает.
Собственное медиа помогает тебе поддерживать внутренную дисциплину?
— Есть такая вещь. Потому что всегда бывает очень много разных текущих дел. Заниматься только ими очень опасно. Можно заниматься-заниматься-заниматься, пока не устареешь.
Такие публичные вещи делать проще. Всегда есть мысли, которые если не записал или не сформулировал, то считай, что их не было. К тому же у нас в отрасли почему-то не принято писать. В Америке, если работаешь разработчиком, дизайнером или маркетологом совершенно нормально иметь собственный блог или бренд. Некоторые компании без этого не берут. Мне кажется, о профессии нужно разговаривать публично.
То есть если хочешь быть успешным в молодости, то начинай вести блог, найди тему и интересно о ней пиши?
— Можно целые медиа делать. Если делать с друзьями — это еще веселее, сразу учит разным вещам: дисциплине, маркетингу. Это полезно.
В Америке есть культура студенческих изданий. У нас, если есть, то она не настолько заметная.
Меня, конечно, удивляет то, что в России зарабатывать в медиа очень тяжело, в маленьких практически невозможно, кроме очень-очень нишевых, но их постоянно запускают. Всякие. Причем во всех городах России.
,
,
Знаю людей, которые в Хабаровске делали медиа, красивое, модное. Например, HLEB.
Какой молодой специалист тебе бы понравился на собеседовании?
— Мне нравится, когда люди много всего делают, много экспериментируют, ошибаются — не важно. Потому что, во-первых, медиа — это не нейрохирургия, тут ошибки, в общем-то, не такие страшные. Во-вторых, чтобы добиться чего-то хорошего, надо иметь большой опыт проверки разных гипотез, экспериментов.
У меня есть такое убеждение: по любой теме придумать 10 разных способов, как это сделать. Сначала это немножко тяжело, а потом начинаешь втягиваться. Зато всегда много вариантов.
Полную версию разговора смотрите в записи.
,
Медиагруппа «Журналист» совместно с Институтом массмедиа РГГУ проводит серию бесед «К чему идут медиа». Максим Корнев обсуждает с экспертами современную журналистику и что её ждет в ближайшем будущем. Цель — помочь студентам и молодым специалистам ориентироваться в медиасреде: кем работать, что изучать, какие навыки тренировать, что востребовано работодателем.
,