Откройте объектив!

До середины 1980‑х годов прошлого века работа с детскими фотоколлективами в нашей стране не велась планомерно и целенаправленно. В основном она ограничивалась фотоконкурсом, который ежегодно проводил Красногорский механический завод. Всерьёз этой проблемой стал заниматься с конца 1980‑х годов отдел фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества. В 1988 году, впервые преодолев ведомственные барьеры, в городе Дзержинске Нижегородской области собрались руководители детских фотоколлективов страны. Фестиваль включал не только выставку лучших конкурсных фоторабот, но и семинар-практикум, на котором проходил обмен опытом работы педагогов ведущих фотостудий, а также практические занятия по технике и технологии съемки. Впоследствии эта практика была продолжена и на других мероприятиях.

Стали открываться новые специализированные фотошколы для детей, хотя их до сих пор явно недостаточно. Не один десяток лет плодотворно работает фотошкола «Софит» (Казань), фотостудия «Улыбка» (Калуга), фотостудия «Лицей» (Москва), фотостудия ДТДМ Республики Марий Эл (Йошкар-Ола). Фотошкола, созданная на базе студии «Самара» ДДиЮТ (Дворец детского и юношеского творчества) в 1996 году, сегодня одна из лучших в стране. В ней обучаются около 80 человек в возрасте от 11 до 22 лет. Программа обучения рассчитана на 3‑5 лет в зависимости от возраста и предусматривает подготовку по специальности «Фотограф широкого профиля».

В 2004 году в Санкт-Петербурге Государственный центр фотографии в содружестве со школой-студией «Клип» создал образовательный проект «Петербургские фотомастерские», программа которого объединяет теоретическое, практическое и творческое обучение фотографии.

Но как же трудно работать нашим педагогам, как же их «достали» многочисленные бюрократические препоны и некомпетентность вышестоящего руководства! Особенно активно бюрократия вторгается в их жизнь в последние годы. Вот выдержка из письма, а точнее, «крик души» руководителя одной из ведущих детских фотостудий Ленинградской области:

…Нас душат постоянным числом контингента (требуют, чтобы было не менее положенного числа человек), при этом даже элементарной площади помещения на 12‑15 человек не хватает. Мы постоянно заполняем какие‑то бумаги (диагностику, отчёты, уровень обученности, постоянно приводим показатели к каким‑то процентам и формулам, и т. д.). Бесконечно подстраиваем свои программы под новые требования, которые меняются чуть ли не каждый год… Мы каждый год побираемся — по копейкам клянчим на плёнку для детей. Я уж не говорю про то, что нет цифровой аппаратуры. Дети снимают полусломанными аналоговыми камерами. А в провинции родители вообще неплатёжеспособны. В Москве‑то может и нет этой проблемы, а нам выживать тяжело. Зато нашими достижениями все вышестоящие бюрократические инстанции гордятся и приписывают их своей хорошей руководящей работе. Однажды нас даже не уведомили, что мы приглашены в Москву на финал всероссийского конкурса. Объяснили, что у них всё равно не было денег нас туда отправить. Потом дипломы нам с какой‑то попутной тёткой прислали. Вот и вся радость победы для детей.

Наглядным примером некомпетентности чиновников от образования может послужить одно из «Положений» о городском конкурсе детской фотографии. Написано оно в лучших традициях циркулярного письма. Нет желания и места давать его здесь целиком, приведу лишь несколько наиболее показательных моментов. В «шапке», под грифами «Утверждаю» и «Согласовано», стоит не одно или два, а аж целых шесть организаций — от главы префектуры округа и начальника окружного управления образования до военного комиссариата района.

,

Под грифами «Утверждаю» и «Согласовано», стоит шесть организаций — от главы префектуры округа и начальника окружного управления образования до военного комиссариата района

,

Увы, наряду с нарастающей бюрократией есть и внутрицеховые проблемы. Бурное развитие цифровых технологий привело к чудовищному засорению мирового пространства изобразительным мусором, фотомакулатурой. Поэтому приоритетной задачей является не только обучение неофитов технике и технологии съемки, но и умению делать отбор как собственных, так и чужих работ.

Вторая проблема — педагогические кадры. Кто и как учит фотографии? В качестве члена жюри я прошла не одну сотню детских фотоконкурсов и, увы, очень часто вижу в конкурсных работах ребят взрослый взгляд. Порой доходит до прямого указания руководителя: встань здесь, положи предмет сюда, поверни модель вот так… А потом эта работа попадает на конкурс с подписью: «Саша Иванов, 15 лет». И темы творческих заданий часто выбираются руководителями без знания детской психологии и возрастных интересов. Конечно, школа нужна, но отнюдь не в форме натаскивания и шаблонного обучения.

Третья проблема. Сегодня мы попали под столь жёсткое и далеко не однозначное влияние зарубежного искусства (как высокого, так и низкого пошиба), что стали потихоньку забывать отечественную историю фотографии. Один из тестов, который я даю на своих семинарах — назвать десять имен выдающихся русских фотографов — увы, это подтверждает. Печальное следствие такой ситуации — отсутствие необходимого количества профессиональных фоторепортёров и кризис современной отечественной фотожурналистики. Без «всеобуча», преподавания истории фотографии, наши молодые и талантливые фотографы обречены раз за разом изобретать велосипед. Решение этой образовательной проблемы напрямую связано с позицией государственных чиновников по отношению к фотографии. А начать этот процесс можно с конца: чтобы в каждой школе наряду с уроками рисования проходили (пусть поначалу и факультативно) уроки «История фотографии». Да, но ведь у нас нет ни учителей, ни учебников? Конечно. А почему нет? Потому что в России отсутствует высшее фотографическое образование. А отчего у нас так мало отечественных фотографических изданий? Потому что это невыгодно издателям — нет спроса. Круг замкнулся.

И всё‑таки у нас по‑прежнему появляются талантливые фотоюниоры. В 2012 году на конкурс «Юность России», который организовывали Союз фотохудожников России и компания «РУСАРТ», поступили 5950 фотографий, в том числе 2282 — от сорока детских и юношеских фотоколлективов. В 2014 году — 4779 работ из 45 регионов России. На итоговую выставку после двух туров голосования прошло 150 работ. Лауреатами и дипломантами конкурса стали более 50 фотоюниоров в возрасте от 12 до 20 лет.

,

Фото учащихся боровской фотостудии «Баланс»