В будущее — опираясь на достигнутое

Начиная 2017 год, медиа должны задуматься о том, что ждёт их впереди. Разговоров о смерти печатной прессы, о торжестве социальных сетей, о смене тематик традиционной журналистики, о конкуренции профессионалов с непрофессионалами в последнее время было очень много. В этой полифонии сложно выделить направления, которые сама медиаиндустрия рассматривает как главные. Но о перспективах подумать нужно, поэтому попробуем обозначить несколько основных тенденций.

Первый очевидный тренд, определяющий развитие медиа, связан с запросом аудитории, которая формирует не только тематические, но и структурные изменения в медиа. Возрастающая потребность молодых в новых формах медийно опосредованного общения влияет на популярность социальных сетей. Пенсионеры основное время проводят у телеэкранов. Жизненно активная аудитория всё чаще комбинирует разные источники в своём медиаменю. Такая ситуация приводит к очень дробному, индивидуализированному медиапотреблению. Это означает, что в дальнейшем нишевые СМИ, неэфирные телеканалы, специализированная пресса, тематические сайты будут только расширяться и забирать аудиторию у традиционных монотематических и мономедийных продуктов.

Вторая тенденция — это столкновение профессионалов и непрофессионалов в журналистике. Из этого, как полагают многие исследователи, проистекают разные беды: недостоверность информации, неграмотность речи, поверхностный анализ событий. Тем не менее новая реальность, в которой профессионалы и непрофессионалы определяют медиаконтент, вызывает настороженность и индустрии, и профессии, и широкой аудитории.

Надо сказать и о третьем тренде: содержание медиа становится, с одной стороны, всё более разнообразным, а с другой — всё более неровным. Так, в последние годы наблюдается возрождение социальной и научной журналистики, что связано с растущим интересом аудитории. Появляется позитивная тенденция: чем больше материалов о науке, тем больше их читают. То же самое можно сказать и о теме культуры. Она стала темой массовых СМИ (вспомним, например, широкое освещение даже в жёлтой прессе очередей на московские выставки или премьеры театральных спектаклей), однако такая популяризация смешивает стили и сталкивает высокое и низкое. Стремление журналистов к возвращению важных для граждан России тем становится позитивным свидетельством расширяющегося содержания СМИ, но фрагментарность и неровность медийного пространства оказывается напрямую связанной с превышением доли развлекательных материалов. Сегодня возможно говорить не только об инфотейнмизации или о новом противостоянии новостных и развлекательных медиа, но и о геймификации медиа.

И наконец, четвёртая тенденция. Здесь нужно вспомнить, что одним из ключевых слов журналистики 2016 года стало слово «фейк», и потому мы говорим о появлении всё большего числа недостоверных, непроверенных, заказных новостей. В условиях широкого доступа к каналам распространения информации фейки начинают затмевать проверенные новости, написанные профессиональными журналистами.

Начиная новый, 2017 год, необходимо, обозначив ключевые проблемные зоны нашей профессии, наметить пути их преодоления, сохраняя традиции и развивая отечественную журналистику.