Где-то прочитал о чем-то
Исследование Reuters в 2016 году показало, что часто именно публикация на платформе, а не ее издатель, получает признание за новость. При этом участники опроса говорили, что Twitter и Facebook навредили некоторым важным историям.
В отчете по цифровым новостям 2017 года эксперты изучили, как люди запоминают истории и бренды. Получилось, что примерно две трети помнят путь, по которому нашли новость (Facebook, Google и т. д.). Но менее половины могут вспомнить название самого новостного бренда в поиске (37%) или соцсетях (47%). Респонденты помнят бренд, только если они взаимодействовали с ним ранее или использовали как основной источник информации.
В соцсетях читают политиков, с которыми согласны (и не очень)
В шести странах (США, Великобритания, Ирландия, Германия, Испания и Австралия) исследователи обнаружили, что более трети пользователей соцсетей (37%) подписаны по крайней мере на одного политика или политическую партию. В большинстве стран люди, которые следят за политиками, будут подписываться на политика или партию левого толка (20%), за ними следуют центристы (16%), а правому крылу — меньше всего внимания (12%). Подобную разницу частично можно объяснить возрастом, учитывая, что молодежь в соцсетях имеет скорее левый уклон. Большое число политических подписчиков в Америке (54%) — результат более чем десятилетней истории использования цифровых и социальных медиа в политических кампаниях, но все же поразительно, что эта цифра в два раза выше, чем в Германии (25%). Вывод: читатели склонны следовать за политиками, с которыми согласны. Респонденты с левыми взглядами в пять раз чаще подписываются на политиков в социальных сетях по сравнению с правыми.
,
,
,
Эксперты убеждены, что подписки на политиков в социальных сетях способствуют политической поляризации. В доцифровую эпоху активисты потратили бы немало времени, чтобы привлечь людей, придерживающихся их взглядов. Сейчас очевидна разница в масштабах подобной деятельности. Более половины пользователей соцсетей в США (54%), которые читают политиков, составляют около трети всего американского населения в интернете.
Ешь, спи, люби… со смартфоном
Социальные медиа вместе со смартфонами почти достигли своего насыщения — по крайней мере, на развитых рынках. В большинстве стран еженедельный доступ к новостям находится на том же уровне, что и в 2016 году, или падает. Продолжается рост только в США (55%) и Великобритании (49%).
Но это не означает, что смартфон становится менее важным. С каждым годом зависимость растет. Например, в Америке большинство людей используют смартфон в качестве основного источника информации, гораздо меньше — настольный компьютер или ноутбук.
Смартфоны достигли одного уровня с компьютерами в 2017 году с точки зрения доступа к новостям в США, Великобритании и Норвегии. Остальные страны находятся на разных этапах развития. Азиатские и северные страны все больше пользуются смартфонами, а страны Центральной, Южной и Восточной Европы по-прежнему предпочитают ноутбуки или настольные компьютеры для чтения новостей.
,
,
Некоторые страны только переходят с компьютера на смартфон, а молодые люди сразу читают новости с мобильного экрана. Подобная разница в потреблении существует в Латинской Америке, где четверть респондентов Мексики (24%) и Чили (25%) используют только смартфон для чтения новостей. То же самое можно сказать о Сингапуре (26%), Малайзии (27%) и Гонконге (31%).
Эксперты обнаружили, что в Великобритании среднее число устройств, используемых для доступа к новостям, падает. Причина — изменение привычек читателей. Более половины опрошенных (56%) предпочитают пользоваться устройством у себя дома, что сильно отличается от 2015 года. Почти половина пользователей смартфонов (46%) читают новости в кровати и 32% — в ванной или туалете. Просто удобнее взять устройство с собой, а не идти в другую комнату к планшету или компьютеру.
,
,
,
Новостные приложения возвращаются
По результатам предыдущих отчетов, пользователи смартфонов чаще получают доступ к новостям через сторонние сервисы, что повышает статус социальных сетей. Но исследование 2017 года прогнозирует возвращение новостных приложений. После небольшого роста или отсутствия роста произошел скачок использования приложений практически во всех странах. Однако рост новых скачиваний эксперты не ожидают. Скорее всего, пользователи будут просто регулярнее пользоваться приложениями. Главные факторы популярности подобных сервисов:
• издатели включают глубокую привязку к приложениям из поиска, социальных сетей и электронной почты;
• увеличиваются мобильные уведомления из-за стратегии лояльности и новых возможностей платформ.
Не случайным оказался рост приложений в регионах, где произошло наибольшее увеличение количества мобильных уведомлений (США, Австралия, Южная Корея).
Алекса, какие новости?
Впервые исследователи задавали вопрос о голосовых цифровых помощниках, таких как Amazon Echo и Google Home. До сих пор они были доступны только в Америке, Германии и Великобритании (с 2016 года). Такие издатели, таких как CNN, BBC и Spiegel, создали аудиоприложения, например, для новостей и прогнозов погоды специально для этих устройств. Уже разрабатываются аудиосервисы проверки фактов. В США 4% опрошенных используют голосового помощника — и половина из них для новостей.
Как только устройства станут доступнее, они станут серьезным конкурентом для смартфонов и радио. Также глосовые помощники усиливают роль Amazon как крупного игрока рынка новостей.
Видео оказалось не тем, чем мы думали
После сбоев автоматического воспроизведения (2015 год) и life-видео в соцсетях (2016 год) медиапотребление, похоже, нашло золотую середину.
Авторы доклада 2017 года попытались понять потребление видеоновостей в соцсетях (Facebook и Twitter), поисковых платформах (YouTube), а также новостных сайтах и приложениях. Эксперты классифицировали контент как короткую форму (менее пяти минут), длинную форму (более пяти минут) и трансляции.
Получилось четыре важных вывода:
1 Большинство потребляемых видеороликов — короткие;
2 На каждой платформе примерно половина пользователей не потребляют онлайн-видео в течение недели;
3 На новостных сайтах потребляется только малая доля видео, и это особенно справедливо для молодых групп и стран, где социальные медиа — главная часть медиамикса;
4 Формат видео уже более распространен, чем текст.
Все эти факторы делают видео трудным для монетизации. Сейчас Facebook не предлагает платы за контент менее 90 секунд, а реклама перед роликом на новостных сайтах не нравится пользователям, что снижает потребление.
Большинство опрошенных считают, что пять секунд рекламы или меньше — приемлемый обмен на ценный новостной контент, причем более двух третей (69%) голосов отданы за десять секунд или меньше.
,
,
Несмотря на растущее потребление видеоновостей, общие предпочтения мало изменились с 2013 года. Более двух третей участников опроса (71%) признаются, что в основном потребляют новости в текстовом формате, причем 14% используют текст и видео одинаково. Это число немного выросло в США, но в Великобритании и северных странах осталось менее 10% — там пользователи получают онлайн-новости прямо от провайдера. Важно, что в потреблении видео нет возрастных различий: молодые люди тоже предпочитают текст.
Видео все больше ценится как часть материала, которая добавляет драматизм и контекст истории. Например, так было с сюжетами о террористических атаках в Париже, Ницце, Манчестере, Брюсселе. К тому же ролики повышают достоверность контента.
Сейчас издатели в тупике. Некоторые считают, что нужно больше инвестировать в видео, потому что потребители не только читают, но и с удовольствием смотрят новости. Но коммерческая отдача ничтожна даже у популярных форматов.
,