Так вот, от перемены мест слагаемых сумма не меняется только в математике, а в коммуникации очень даже меняется. В прошлый раз мы уже вспомнили ночной кошмар земледельца:
Мы с железным конём все поля обойдём, соберём, и посеем и вспашем.
Продолжим тему, что и в каком порядке мы перечисляем, какими словами соединяем, как это отражает наше мировоззрение и какие глупости, бывает, проскакивают незамеченными. Примеры, как всегда, взяты из живой практики СМИ.
Одна журналистка рекомендовала:
На фитнес можно пойти в лосинах, свободной футболке, сетчатой шапочке или бандане.
Так в чём пойдём? Ясное дело, в бандане. Ещё один оригинал увидел такую картину:
На концертах В. признаёт только платья и юбки или стильные блузки.
Ей-богу, так и написал. Видимо, не приходя в сознание. Только ещё и имя поп-дивы назвал. Весёлый молочник тоже отличился, рекламируя сырки со всякими добавками:
А в моём сыре дырок нет, потому что он плавленый. Зато в нём есть травы, грибы, ветчина, шоколад и великолепный сливочный вкус.
Если сало в шоколаде бывает, почему ветчине и грибам не быть? Ну и ещё пара примеров на закуску. В EuroNews он попали бы в рубрику No comment:
На улице минус двадцать, зато батареи еле живые.
Президент не курит, не пьёт, зато неплохо сидит на коне и ездит на горных лыжах.
Служебные слова, в данном случае сочинительные союзы, нужны нам только в предложении и только для того, чтобы связать между собой знаменательные (существительные, глаголы и др.). Но это в конкретном высказывании. А в языковой картине мира — вербальном зеркале жизни — они образуют своеобразную сетку отношений: причинно-следственных, пространственных, ценностных, качественно-количественных, сопоставимости, нормативности и др., которыми связаны явления действительности: предметы, действия, признаки, названные глаголами, существительными и др. знаменательными частями речи.
,
,
Интуитивно мы эти значения чувствуем, но сформулировать членораздельно, чем И от ИЛИ отличается, можем не всегда. Мои студенты, например, вспомнят слово «разделять», но вряд ли объяснят, что оно значит в данном случае. Вот и анализируем диалог Кролика и Винни-Пуха:
— Вам что намазать: мёду или сгущёнки?
— И того и другого, и можно без хлеба.
То, что находится в серой зоне сознания, часто выпадает из поля внимания, плохо контролируется и в результате оказывается там, где не надо. Нередко это просто глупость. Иногда прямо-таки оговорки по Фрейду. Возьмём последний пример — про президента, который не курит, не пьёт, зато на горных лыжах катается. Обычно подобные ЗАТО считают речевыми ошибками. Но скажите-ка, кто это написал? Скорее всего, вы скажете, что русский журналист. И правильно. Поскольку только для него, русского мужика, не пить и не курить — это недостаток, а не наоборот. Ещё пример такой оговорки — наблюдение одного философа шести лет от роду:
Огурец большой, но зелёный.
Почему НО? Потому что пожелтеть и сморщиться, как подобает перезрелому огурцу, ещё не успел.
За каждым союзом подразумевается коммуникативная перспектива высказывания, логическое ударение, смысл. Это прежде всего. В зависимости от этого и будем переставлять слагаемые местами и выбирать союзы. По-
чувствуйте разницу:
Заменить «Мистрали» не только можно, но и нужно / не только нужно, но и можно.
Но, кроме того, и в порядке перечисления, и словах, соединяющих его, заложены традиционные представления о действительности: скажем, И — это сосуществование предметов, соответствующее обычному порядку вещей (рога и копыта, дамы и господа, братья и сёстры); НО — не соответствующее, нарушающее норму (неширокая, но глубокая река), ИЛИ — взаимоисключение (кошелёк или жизнь). Поэтому утверждать, что «вода обладает рядом отличительных признаков: цветом, вкусом, прозрачностью или запахом», странно. Да автор и не хотел этого сказать, просто проскочило.
А кроме того, за союзами стоят ещё и традиции, коммуникативный контекст и культурный фон, мировоззрение, общепринятые или личностные приоритеты, стереотипы. И всё это вместе определяет и выбор служебного слова, и порядок перечисления. Рассмотрим эти эффекты на примере союза НЕ ТОЛЬКО… НО И. Слова этой группы — это ещё НЕ СТОЛЬКО… СКОЛЬКО, КАК… ТАК И, НЕ ТО ЧТОБЫ… А и др. Их называют градационными, поскольку то, что будет отнесено ко второй части, всегда по смыслу более весомо:
Шимпанзе научился не только курить, но и прикуривать от зажигалки.
Порядок перечисления задаётся именно этим, но ограничивается всем, что перечислено в начале абзаца. Например, очевидное, известное, то, случилось раньше, находится на первом месте:
Украина угрожает оставить ЛНР не только без воды, но и без света» (воду уже перекрыли).
Доступной в Приморье должна быть не только рыба, но и хлеб (рыбы там хоть завались, как икры у таможенника Верещагина).
В. Путину понравилась практика заводов проверять не только личность, но и трезвость (на проходной, как правило, проверяют удостоверение, а не состояние личности).
Ну и самое вкусное, чтобы уж никаких сомнений:
13+3 = 15: Виталий Кличко не только великий оратор, но и великий математик…
Часто такое перечисление позволяет делать выводы об экономическом и нравственном состоянии общества:
Мы можем экспортировать не только скрепки, морковку и лук, но и высокие технологии.
Заключённую Н.С. в СИЗО могли не только насиловать, но и пытать (а насиловать — норма?)
Частный случай известного — традиции, факты истории, культуры, географии, в целом науки:
Иногда в учениях участвуют не только люди, но и коты!
Победа Трампа меняет не только политику, но и рекламу в США.
Согласитесь, странно было бы в этом контексте рекламу и политику поменять местами. А не странно выглядит вот такое высказывание:
Шаляпин не только был гениальным на драматической сцене, но и на оперной.
Многие, наверняка, заметили, что первая часть НЕ ТОЛЬКО уехала влево — это классический сдвиг союза, и исправлять такие ошибки учатся на стилистике и редактировании.
,
,
,
Но если поставить его на место, глупость не исчезнет, а только станет нагляднее:
Шаляпин был гениальным не только на драматической сцене, но и на оперной.
Ничто не цепляет вашего внимания? Ведь цепляет, только, возможно, кто-то ещё не понял, что именно. Ответ: это высказывание теперь уже очевидно противоречит фактам культуры. Шаляпин вошёл в историю как гениальный бас, это известно любому младенцу, ну почти любому. А значит, опера и должна быть вначале: «…не только на оперной, но и на драматической сцене». Вот теперь ничего не задевает наше языковое чувство. Так ведь?
А вот история с географией:
Мы выметем скверну терроризма не только из России, но из Москвы.
Сказано — сделано! Только почему Москва оказалась больше всей Руси Великой?
Мыслим мы языковыми стереотипами — обобщёнными, упрощёнными представлениями о действительности. В перечислении стереотип оказывается первым опять-таки потому, что это известная часть информации:
Космос — это не только романтика, но и тяжёлая работа.
Мендельсон — это не только «Свадебный марш», но и великолепное фортепьяно.
Нумизматика — не только хобби, но и инвестиции
Так что вначале стереотип, а дальше вариативная, новая часть информации:
Утро должно быть не только добрым, но и вкусным!
Кролики — это не только ценный мех, но и…
Стереотипы — тоже категория коварная. Что о нас с вами говорят, например, такие типизированные формулы, почти фразеология: «не только смотреть, но и видеть», «не только слушать, но и слышать»? Так что когда на прямом включении «Лавров и Штайнмайер показали, как не только слушать, но и слышать друг друга», это был не образец просто дипломатии, но и мастер-класс терпимости и коммуникативного сотрудничества. А последнее — этический минимум любой успешной коммуникации.
Наконец, на первом месте оказываются общегосударственные, общекультурные или личностные приоритеты, точка зрения:
Ответственность должна лежать не только на чиновниках и силовиках, но и на нашем гражданском обществе.
А вот это писал эгоцентрик:
Думать не только о себе, но и других.
Поменяйте местами местоимения — и эгоист, который обычно думает о себе любимом, превратится в альтруиста.
Порядок перечисления не свободен и тогда, когда мы соединяем его члены другими союзами или вообще обходимся без них. Вернёмся к деду и бабке, которые жили-были в русских сказках. В таком порядке о них вспоминают потому, что с незапамятных времён категория лица, социального, статусного, а не грамматического, была закреплена за мужским родом в языке. Это подтверждают факты грамматики, семантики и стилистики, и перечисление — один из них. Но это — следствие многотысячелетнего доминирования мужчин в обществе. Ведь даже при переписи населения чуть ли не до советских времён считали мужиков, а чтобы учесть женщин, число умножали на два. Но зато по праздникам дам можно галантно пропустить вперёд:
Уважаемые дамы и господа!
,
,
Первым в перечислении мы ставим наиболее важный, ценный компонент. Помните, как раньше назывался ВГТРК? Комитет по радиовещанию и телевидению. А в 1960-е годы как он был переименован? Комитет по телевидению и радиовещанию. Почему и зачем? По перечислению членов политбюро на похоронах очередного Генсека вычисляли, кто будет рулить державой — первый в списке. Помните, какой романс пел пудель Д’Артаньян болонке Констанции (мультик про псов-мушкетёров):
Не разлучат нас никогда коты, невзгоды и года!
Ну при чём здесь коты, да ещё на первом месте, прямо как будущий Генсек КПСС? Помогите, коллеги, решить задачку.
,
,
Есть и другие последовательности, отражающие закономерности жизни, систему ценностей и психологию: по порядку следования эпизодов: «Споткнулся, упал, очнулся, гипс!»; в соответствии с закономерностями восприятия предметного мира: от общего к частному, реже от частного к общему, слева направо и наоборот. Перечислением можно вообще создать впечатление, что зевака глазеет вокруг:
Жираф, газель, слоны. Мужик. На нём Штаны. Газель, жираф, верблюд, Веранда. Запах блюд…» (Фёдор Благов «В зоологии»)
Наконец, есть алфавит:
Говорит термит термиту:
— Ел я всё по алфавиту: ел амбары и ангары, балки, брёвна, будуары, вафли, вешалки, вагоны, гаражи и граммофоны, древесину дуба, ели, съел жестянку еле-еле…
Это «Диета термита» Бориса Заходера. Дальше посмотрите сами: цитировать долго. Там есть всё от А до Я, кроме твёрдого и мягкого знака: с них слово не начинается.
Эта диета на все буквы алфавита состоит, казалось бы, из абсолютно несопоставимых «блюд». Как они могли оказаться в одном ряду, ведь перечисляем мы предметы на основе смысловой сопоставимости, то есть принадлежности к одному классу явлений, и взаимоисключаемости членов ряда. А высказывания типа: «Шёл дождь и два студента, один в пальто, другой в пивную» — это либо языковая игра на нарушении нормы, либо, что чаще, глупость:
Всегда в продаже столовые сорта рыбы: хек, судак, кальмар, форель, сёмга, морская капуста.
Сопоставимость либо уже задана языком, либо возникает по контексту на основе общности значения всех компонентов. В примере с термитом это… нет, не алфавит — для термита «вафли, вешалки, вагоны», равно как и все остальные предметы от А до Я, — это еда. Кстати, что не так далеко от истины.
Так вот, контекстная сопоставимость, сближение на основе любого случайного признака — прелюбопытное явление, поскольку как ничто другое позволяет понять традиции, менталитет, психологию, особенности ситуации. Скажем:
По эффективности лечения Россия похожа на Египет, ЮАР и Нигерию.
Для мужчин «секс и отношения» оказываются в категории навыков в одном ряду с алкоголем, детьми, трюками, упрощением жизни, внешним видом и фокусами, а для нас с вами, Елены Прекрасные? И так всегда. Вот только помогите мне определить, что в рейтинге между позициями «Утренняя зарядка» и «То да сё» у нас с вами и у них. Заранее спасибо за креативность.
,